24 июл. 2012 г.
Home »
» Правовые основы лизинга в России.
Правовые основы лизинга в России.
Одно из центральных мест в нормативно – правовой системе России занимает Федеральный закон “О лизинге” N 164-ФЗ от 29 октября 1998 года.
Значимость закона определяется, прежде всего тем, что он становится эффективным инструментом государственного ре¬гулирования, что особенно важно в условиях экономического и финансового кризиса в России.
Целевая направленность закона определяется необходимо¬стью развития инвестиционной деятельности, повышения её эффективности, защиты прав собственности и прав участников инвестиционных процессов.
Законом установлено, что в России могут функциониро¬вать следующие виды лизинга - финансовый, возвратный, оперативный, смешанный (ранее юридическую основу имел только финансовый лизинг). Законодательное определение ви¬дов лизинга позволяет значительно расширить области сде¬лок, которые могут быть признаны лизинговыми. Теперь структура видов лизинга России в основном адекватна схеме видов лизинга ведущих зарубежных стран.
Принципиальное значение имеют статьи закона, характе¬ризующие права и обязанности участников договора междуна¬родного, финансового, оперативного и смешанного лизинга.
Для четкого выполнения договора о лизинге в законе опре¬делены случаи, при наступлении которых лизингодатель имеет право бесспорного взыскания денежных сумм и изъятия пред¬мета лизинга. К их числу относятся следующие ситуации: если пользование предметом лизинга не соответствует условиям до¬говора или назначению; если лизингополучатель более двух раз подряд по истечении установленного договором срока не вносит плату за пользование предметом лизинга; осуществление суб¬лизинга без согласия лизингодателя; нарушение правил под¬держания предмета лизинга в исправном состоянии.
Законом РФ "О лизинге" сформулированы меры государственной поддержки лизинговой деятельности (статья 36). Назовем некоторые из них:
- финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов (Бюджет развития РФ);
- освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок не менее чем 3 года;
- предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга;
- отнесение при осуществлении лизинговых операций в агропромышленном комплексе к предмету лизинга племенных животных ;
- разрешено применять в соответствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3;
- предоставление лизингодателям в целях стимулирования об¬новления парка машин и оборудования дополнительно наряду с при¬менением механизма ускоренной амортизации права списания в качестве амортизационных отчислений до 35 процентов первоначальной стоимости основных фондов, срок службы которых более чем три года, в первый год эксплуатации указанных фондов и др.
Кроме этого, постановлением Правительства РФ от 27.06.96. N 752 “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ” закреплено, что лизингополу-чатели—крестьянские (фермерские) хозяйства и машин¬но-технические станции, осуществляющие деятельность в первые два года со дня их создания, освобождаются от уплаты первоначального лизингового взноса. .Другим постановлением Правительства РФ от 4 февра¬ля 1997 г. № 127 Министерству сельского хозяйства и продовольствия РФ и Министерству финансов РФ пору¬чено выделять из фонда льготного кредитования или лизингового фонда средства на приобретение сельскохо¬зяйственной техники для машинно-технических станций. Этой же проблемной сферы экономики касается еще одно правительственное Постановление за № 467 от 27 апре¬ля 1999 г. “О мерах по государственной поддержке ли¬зинга сельскохозяйственной техники и оборудования”.
Государственная поддержка лизинга проявляется также в выдаче гарантий под связанные с определенной долей рис¬ка, с одной стороны, и требующие существенного залого¬вого обеспечения, с другой стороны, лизинговые сделки. Так, согласно принятому 3 сентября 1998 г. “Поряд¬ку предоставления государственных гарантий на осуще¬ствление лизинговых операций”, такого рода гарантии являются поручительством Правительства России. В частности в ука-занном документе отмечается, что общий объем государственных гарантий соответству¬ет лимитам по направлениям использования, предус¬мотренным Законом о федеральном бюджете; а размер государственных гарантий, выдаваемых кре¬дитору лизингодателя, может составлять до 40 процентов фактически предоставляемых для реализации лизин¬говой операции средств.
Помимо этого действующее налоговое законодательство предусматривает:
- отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) сумм лизинговых платежей;
- частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввозимых на территорию РФ товаров, являющихся объектом международного финансового лизинга;
- освобождение хозяйствующих субъектов - лизингода¬телей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сро¬ком действия не менее 3 лет;
- освобождение хозяйствующих субъектов - лизингода¬телей от уплаты налога на добавленную стоимость с суммы вознаграждения лизингодателя с сохранением действу¬ющего порядка уплаты НДС при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга.
0 коммент.:
Отправить комментарий