24 июл. 2012 г.
Home »
» Современное состояние лизинговых отношений в стране.
Современное состояние лизинговых отношений в стране.
В России лизинговая деятельность активизировалась срав¬нительно недавно, после 1994 года. Активизация лизинговой деятельности объясняется тем, что, с одной стороны, в стране были сформированы определенные рыночные структуры, ко¬торые предопределяли эффективное использование лизинго¬вых операций, с другой стороны, стала остро выявляться не¬обходимость в инвестициях для обновления производственно-технического потенциала предприятий, для приобретения конкурентоспособной техники. Потребность в инвестициях не могла быть удовлетворена традиционными методами. Исполь¬зование же лизинга позволяло получить дополнительный ис¬точник для реализации инвестиционных процессов.
Считается, что важным этапом в развитии лизинговых сделок в России явились операции Международного про¬мышленного банка (МПБ). В 1994 г. банком был прокредитован проект нефтеперерабатывающего завода, который был на¬целен на создание нефтяных коксов для использования в электродной и алюминиевой промышленности. Освоение этой продукции позволило освободиться от импорта, улучшить экологическую обстановку в районах, где расположены пред¬приятия электродного и алюминиевого производства. МПБ был подготовлен также ряд программ, предусматривающих использование лизингового механизма для развития промыш¬ленности Камчатки, Хабаровского края и других районов Дальнего Востока.
В 1994 г. на основе объединения 15 российских лизинго¬вых компаний была создана Российская ассоциация лизинго¬вых компаний (Рослизинг). Рослизинг выполняет методиче¬ские, организационные и информационные функции, преду¬сматривающие развитие лизинга в России. Среди этих функ¬ций важнейшими являются следующие: содействие развитию рынка лизинговых услуг, разработка совместно с органами го¬сударственного управления стратегических направлений и программы развития лизинга в России, подготовка проектов законодательных актов, юридических и правовых основ внутреннего и международного лизинга, представление и защита интересов членов Ассоциации в государственных органах, экономических, внешнеторговых и общественных организациях как на территории России, так и за рубежом, координация деятельности лизинговых организаций, объединение их средств для осуществления совместных проектов. Рослизинг - член Европейской лизинговой ассоциации "Евролизинг".
В настоящее время в России функционирует значительное число лизинговых компаний различных направлений деятельности. Среди лизинговых компаний имеются компании отраслевого, регионального, межрегионального, межгосударственного профиля. Постоянно возрастает объем лизинговых сделок этих компаний. Так, по данным Государственной регистрационной палаты, на которую возложены функции по приему, регистрации и рассмотрению документов от лизинговых компаний для выдачи лицензии на лизинговую деятельность, если в 1994 г. лизинг движимости в стране составлял 9,2 млн. деноминированных рублей, то в 1995 г. уже 107,6; в 1996 г. — 641,2; в 1997 г. — 1069,6 (см.рис.4.1.):
Основными объектами лизинговой деятельности
являются: легковые автомобили, удельный вес
которых достигает 39% от всех лизинговых сде-
лок; 24% приходится на машины и промышлен-
ное оборудование; 14% - на компьютеры и офис-
ное оборудование; 14% - на грузовые автомоби-
ли; 4% - на самолёты, суда, ж/д состав; 5% - на
прочее оборудование.
Как известно, лизинг в основном развивается в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и в некоторых других крупных городах. Причем в Европейской части России сосре-доточено 78 % общего числа компаний, на Урале и Западной Сибири - 15 %, В Восточной Сибири, Дальневосточном эко¬номическом районе - 7 %. Такое соотношение на протяжении ряда лет остается приблизительно постоянным.
Напомню, что в ведущих странах Европы лизинговые операции в совокупных инвестициях достигают 20-25%, их объём в среднем ежегодно увеличивается на 12-13%. В России же лизинговые операции в инвестициях составляют 1-1,5%, при этом определённые направления лизинговой деятельности находятся на начальной стадии развития (слабо используется лизинг при осуществлении инвестиций в недвижимость, почти не применяются оперативный, возвратный виды лизинга).
Сделаем попытку классифицировать действующие на рын¬ке России лизинговые компании и приведем краткую харак¬теристику деятельности отдельных компаний.
В зависимости от вида используемых ресурсов целесооб¬разно разбить компании на следующие группы:
1-я группа — это коммерческие лизинговые компании, ис¬пользующие банковские, либо (и) промышленные, либо (и) торговые ресурсы. К этой группе относится, например, компа¬ния АОЗТ "Балтийский лизинг", учредителями которой яви¬лись Промышленно-строительный банк, Российская государ¬ственная страховая компания, Балтийское морское пароходст¬во, а также несколько других крупных предприятий.
Участие крупных учредителей позволило сформировать необхо¬димую финансовую основу для деятельности компании, снизить риски сделок за счет страхования, создать благоприятные возмож¬ности для получения кредитов и увеличения финансовых ресурсов.
Компания "Балтийский лизинг" основана в 1990 г., она является закрытым акционерным обществом. В число акцио¬неров входит Промстройбанк, владеющий 48 % контроля. В результате устойчивой деятельности стоимость активов, нахо¬дящихся на балансе компании, постоянно возрастает (на на¬чало 1998 г. их стоимость превысила 8 млн. долларов).
По мнению В. Голощапова, занимавшегося созданием ком¬пании и возглавлявшего ее, выбор учредителей явился опреде¬ляющим фактором устойчивого функционирования компании.
Основными объектами лизинговых сделок компании яв¬ляются морские сухогрузы, суда, а также технологическое оборудование для переработки сельхозпродукции, медицин¬ское оборудование, транспортные средства и недвижимость.
Клиенты компании — это крупные фирмы, а также пред¬приятия среднего и малого бизнеса.
Остановимся кратко на отдельных технико-экономических показателях деятельности некоторых других компаний этой группы.
Лизингбизнес. Среди ее учредителей Мосбизнесбанк (80% капитала), профиль: компьютеры, транспортные средства, ме¬бель, оборудование для пищевой промышленности.
Инкомлизинг. Учредитель Инкомбанк (100%), профиль:
оборудование для пищевой, деревообрабатывающей, полигра¬фической промышленности, автотранспорт, телекоммуника¬ционные средства.
Интеррослизинг. Учредители Онексимбанк (50%) и JCFJ (50%), профиль: железнодорожное, полиграфическое, медицинское оборудование, телекоммуникационные и транспортные средства.
РF Лизинг. Учредители Сбербанк (55%), игаз1са банк (35%), профиль: оборудование для строителей, пкщевой, сельскохо¬зяйственной промышленности.
Менатеплизинг. В числе учредителей Роспром-IOKUE (99,86%) профиль: нефтедобывающее оборудование, тяжелые грузовики, телекоммуникационные средства.
2-я группа — это полукоммерческие компании, созданные с привлечением государственных или (и) муниципальных ресур¬сов. К этой группе относится, например. Московская лизинговая компания (МЛК). Начало формирования этой компании — 1994 г. Оборудование в лизинг было закуплено за счет средств правительства Москвы. МЛК является членом Национальной ас-социации лизинговых компаний, а также американской Ассо¬циации лизингового оборудования. Важное место в лизинговой деятельности компании занимает лизинг оборудования для ма¬лого бизнеса в области хлебопечения, деревообработки, полигра¬фии, переработки сельскохозяйственной продукции, производст¬ва и разлива пива, безалкогольных напитков, растительного масла, а также поставки оборудования для магазинов, баров, ресторанов, средств связи, оргтехники, медицинского оборудова¬ния. Существенное место в МЛК занимает разработка типовых документов, методических материалов для осуществления ли¬зинговых сделок. Разработки компании широко используются в регионах, а также малыми предприятиями.
Сотрудники многих лизинговых компаний проходят ста¬жировку в МЛК, в ходе которой осваивают передовую техно¬логию лизинговой деятельности, опыт работы отечественных и зарубежных компаний.
Лизинговые компании, учредителями которых являются муниципальные органы, обычно получают кредиты из средств местных бюджетов с процентной ставкой значительно ниже ставки рефинансирования ЦБ.
К компаниям, использующим государственные и муници¬пальные ресурсы, относятся также следующие:
Ликострой, в числе акционеров которой Московская город¬ская администрация, владеющая 50 % капитала, объектами лизинга являются строительные краны, грузовые автомобили;
Лизингуголь, среди учредителей этой компании Московская индустриальная ассоциация (62 % капитала), занято 35 сотруд¬ников, компания сдает в лизинг горно-шахтное, транспортное оборудование и другие его виды для угольных предприятий.
3-я группа компаний — это лизинговые компании, ис¬пользующие в ходе лизинговых операций ресурсы структур, которые находятся за пределами России.
Так, инвестиционный банк "Восток-Запад", используя ре¬сурсы Московского народного банка, находящегося в Лондоне, осуществляет широко распространенные в мировой практике операции по поставке автотранспортным структурам автомо¬бильной техники. Банк работает на рынке с 1991 г., имеет Генеральную лицензию Центрального банка на совершение всех банковских операций, участвует в реализации программы "Лизинг в международном транспорте". При ведении лизин¬говых операций банк "Восток-Запад" сотрудничает с ведущи¬ми фирмами, выпускающими автотранспортную технику ("Вольво", "Мерседес Бенц", "Маннесманн" и др.).
Следует отметить, что при ведении лизинговых операций банк "Восток-Запад" руководствуется международными стан¬дартами, в том числе на разработку заявок для осуществления лизинговых сделок, на технико-экономическое обоснование, на оформление контракта, страхования, залога, на процедуру применения процентных ставок и т.д. Это обстоятельство име¬ет важное значение для адаптации отечественных клиентов к правилам международного рынка
0 коммент.:
Отправить комментарий