25 сент. 2012 г.

Общие закономерности восприятия

Различные виды восприятия имеют свои специфические закономерности. Но кроме этих внутривидовых закономерностей существуют общие законо- мерности восприятия: 1) осмысленность и обобщенность; 2) целостность; 3) структурность; 4) избирательная направленность; 5) апперцепция; 6) константность. 1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и явления, мы осознаем, понимаем то, что воспринимается. Восприятие свя- зано с мыслительной деятельностью, с отнесением данного предмета к оп- ределенной категории, понятию, с обозначением его в слове (не случайно дети, встречаясь с незнакомым предметом, всегда спрашивают его назва- ние). Зависимость восприятия от опыта и задач деятельности называется ус- тановкой. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче. В восприятии осуществляется не суммирование данных ощущений, а ин- терпретация этих данных с точки зрения имеющихся знаний. Отдельное от- ражается в восприятии как проявление общего. Наиболее простой формой осмысливания предметов и явлений является узнавание. Здесь восприятие тесно связано с памятью. Узнать предмет - это значит воспринять данный предмет и соотнести его с ранее сформиро- вавшимся образом. Узнавание может быть обобщенным, когда предмет отно- сится к какой-либо общей категории (например, это стол, это дерево и т.д.), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом. Это более высокий уровень узнавания. Для такого рода узнавания необхо- димо выделение специфических для данного предмета признаков, его при- мет. Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой. При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использу- ет его характерные опознавательные признаки. Для узнавания материаль- ных объектов существеное значение имеют их контуры, характерное для данного предмета сочетание линий (так, пароход мы издали узнаем по на- личию трубы и не думаем, что это лодка). Узнавание затрудняется, когда имеется мало характерных внешних признаков предмета. 2. Целостность восприятия. В предметах и явлениях реальной действи- тельности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной ус- тойчивой взаимосвязи. В восприятии как в психическом образе предмета также отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или яв- ления. Это выражается в целостности восприятия. Даже в тех случаях, когда мы воспринимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно дополняем недостающие признаки и части этого объекта. Отдель- ные, разрозненные части объекта мы стремимся объединить в единое зна- комое нам целостное образование. 3. Структурность восприятия. Мы узнаем различью объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется вычле- нение взаимоотношений, частей, сторон предмета (дом мы воспринимаем и интерпретируем как дом вне зависимости от частных признаков данного конкретного дома). Осознанность восприятия неразрывно связана с отра- жением отношений между элементами воспринимаемого объекта. В тех случаях, когда выделение частей объекта затруднено, затрудня- ется и восприятие предмета в целом. 4. Избирательная направленность восприятия. Из бесчисленного коли- чества окружающих нас предметов и явлений мы выделяем в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятель- ность человека, от его потребностей и интересов. Например, при осмотре места происшествия следователь выделяет прежде всего следы преступни- ка, вещественные доказательства преступления. Избирательность восприятия - преимущественное выделение объекта из фона. Если объект и фон равнозначны для данной деятельности, то они могут переходить друг в друга: фон становится объектом, а объект фо- ном. Выделение объекта из фона осуществляется по его контуру. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение. И наоборот, если контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, то объект трудно разли- чить (это лежит в основе маскировки). 5. Апперцепция (от лат. "ad" - к; "perceptio" - восприятие). Аппер- цепцией называется зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности. Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восп- риятие костра включено это его качество. В нашем опыте костер и тепло вошли в прочную связь. Глядя на замороженное окно, мы также добавляем к нашему зрительному восприятию наши температурные ощущения, почерпну- тые из прошлого опыта. В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направ- ленности человек не только избирательно выделяет те или иные предметы, но и избирательно воспринимает различные их стороны. 6. Константность восприятия. Одни и те же предметы воспринимаются нами в различных изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества предмета воспринимаются нами в неизменном виде. Константность восприятия - независимость отражения объективных ка- честв предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изобра- жение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близко- го расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерп- ретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины. При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобра- зиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму. Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет воспри- ниматься как белый лист, так же, как кусок антрацита будет восприни- маться с присущим ему цветовым качеством вне зависимости от условий освещения. Константность восприятия не наследственное качество, оно формирует- ся в опыте, в процессе обучения. В некоторых непривычных условиях она может быть нарушена. Возникает аконстантность. Так, если мы смотрим вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприни- маться несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам не- естественно уменьшенными). Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах очень быстрое при- ближение предмета интерпретируют как его увеличение в размерах. Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных ус- ловиях и успешно ориентируемся среди них.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.