3 апр. 2012 г.
Home »
» Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Государство на российском рынке ценных бумаг выс¬тупает в качестве:
- инвестора - при управлении крупными портфелями акций промыш¬ленных предприятий;
- эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;
- профессионального участника - при торговле акциями в ходе при¬ватизационных аукционов;
- регулятора — при написании законов и подзаконных актов;
- верховного арбитра в спорах между участниками рынка - через систему судебных органов.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регули¬рование со стороны общественных органов государственной власти.
Система государственного регулирования рынка включает:
- государственные и иные нормативные акты;
- государственные органы регулирования и контроля.
Государственное управление рынком имеет следующие формы: пря¬мое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.
Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:
- установления обязательных требований ко всем участникам рын¬ка ценных бумаг;
- регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
- лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
- обеспечения гласности и равной информированности всех участ¬ников рынка;
- поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осу¬ществляется государством через находящиеся в его распоряжении эко¬номические рычаги и капиталы:
- систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожде¬ние от налогов);
- денежную политику (процентные ставки, минимальный размер за¬работной платы и др.);
- государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджет¬ные фонды финансовых ресурсов и др.);
- государственную собственность и ресурсы (государственные пред¬приятия, природные ресурсы и земли).
Структура государственных органов, регулирующих рынок цен¬ных бумаг на федеральном уровне, достаточно сложна. Подобную сложность обусловливают:
- смешанная (банковская и небанковская) модель рынка, в ре¬зультате в качестве регулирующих инстанций выступают Цент¬ральный банк РФ и небанковские государственные органы;
- масштабная приватизация, в ходе которой значительная часть государственных предприятий превратилась в акционерные общества, возникли инвестиционные фонды, произошло в огромных масштабах первичное размещение акций прива¬тизированных предприятий. Все это привело к активному вмешательству в регулирование рынка приватизационного агентства (Мингосимущества России);
- неустойчивость и конкуренция российских властных структур.
0 коммент.:
Отправить комментарий