2 апр. 2012 г.

Выборочный метод в социологическом исследовании, типы выборки.

Эмпирическое социологическое исследование является важнейшим и основным средством изучения социальных процессов и отношений, получения полной, надёжной и репрезентативной информации об их функционировании и развитии. Структура социологии такова, что кроме теоретического уровня специальных социологических теорий, она включает и эмпирические социологические исследования, которые, кроме прочего, выступают важнейшим средством сбора эмпирической информации и для других социальных наук. Результаты эмпирических социологических исследований необходимы для более эффективного управления предприятием, отраслью, страной. Эмпирическое социологическое исследование – это научное исследование, направленное на получение фактофиксирующего знания, т.е. установление и обобщение социальных фактов с помощью прямой или опосредованной регистрации событий, характерных для исследуемых социальных явлений, объектов, отношений. Одной из задач, которые стоят перед социологом при проведении исследования, является сбор необходимых эмпирических данных об объекте исследования. Множество элементов, составляющих объект исследования называют генеральной совокупностью (ГС). Наиболее простым, на первый взгляд, способом сбора данных является сплошное обследование ГС. Однако применение сплошного обследования не всегда представляется возможным. В этом случае применяется выборочное обследование. Суть выборочного метода заключена в том, что обследованию подвергается только часть элементов ГС, которая называется выборочной совокупностью (ВС). Еще до теоретического обоснования возможностей применения выборочного метода, статистики были вынуждены проводить выборочные обследования. Выборочный метод позволяет не только сократить временные и материальные затраты на проведения исследования, но и повысить достоверность результатов исследования. Это утверждение может вызвать недоумение: как можно получить более достоверные данные, обследовав менее половины ГС? Достоверность полученной информации может быть не только не ниже, чем при сплошном обследовании, но и выше вследствие возможности привлечения персонала более высокого класса и применения различных процедур контроля качества получаемой информации. Кроме того, выборочный метод имеет более широкую область применения. Широта области применения выборочного метода объясняется тем, что небольшой (по сравнению с ГС) объем выборки позволяет использовать более сложные методы обследования, включая использование различных технических средств (например, видео- и аудиоаппаратуры). Процесс обеспечения репрезентативности информации в эмпирическом исследовании, т.е. достижения близкого соответствия выборочной совокупности генеральной реализуется в ходе организации выборки. Понятие "выборки" в статистике, социологии, маркетинге рассматривается в двух значениях. Во-первых, это совокупность элементов генеральной совокупности, подлежащих изучению, т.е. выборочная совокупность. Во-вторых, выборка - это процесс формирования выборочной совокупности при необходимом условии обеспечения репрезентативности. Выделяют различные типы выборки (отбора) и виды выборок. Простая случайная выборка - это подход, при котором каждый член совокупности имеет одинаковую неизвестную вероятность быть выбранным. Процесс формирования такой выборки прост. Напишите имена на теннисных шариках, поместите их в большую чашу, тщательно перемешайте и выберите необходимое число элементов. На практике чаша заменяется таблицами случайных чисел. Простая случайная выборка - наиболее верный способ достижения репрезентативности выборки. Стратифицированная выборка. Простая случайная выборка набирается из списка (основы выборки), представляющего совокупность. Для повышения эффективности используется информация о подгруппах, существующих в ее основе. При использовании стратифицированной выборки эффективность повышается благодаря тому, что точность исследования растет быстрее его стоимости. Пропорциональная стратифицированная выборка - разновидность стратифицированной выборки, при которой число выбранных элементов в каждой страте пропорционально численности входящих в них элементов. Пропорциональная стратифицированная выборка может быть классифицированна на прямо пропорциональную и обратно пропорциональную. Прямо пропорциональная стратифицированная выборка подразумевает выбор большего количества элементов в большей группе, меньшего - в меньшей. Например, это может быть полезным для оценки известности торговой марки, потребляемой всеми возрастными группами. В отличие от прямо пропорциональной выборки, в обратно пропорциональной в меньшей группе выбирается большее количество элементов, а в большей группе - меньшее количество. Например, если меньшая группа относительно менее осведомлена о теме исследования, чем большая, то следует использовать обратно пропорциональную выборку. Если при использовании стратифицированного метода размеры выборок из каждой группы не пропорциональны размеру соответствующей группы, такую выборку называют непропорциональной стратифицированной выборкой. Если проводится сравнение большого числа небольших групп, пропорциональная выборка может не обеспечить достаточный для значимого сравнения размер выборки. В подобных случаях использую непропорциональную выборку. При использовании кластерной выборки эффективность увеличивается за счет того, что стоимость уменьшается быстрее точности. Как и в случае с стратифицированной выборкой, формирование кластерной выборки - процесс, состоящий из двух этапов. В процессе формирования кластерной выборки совокупность делится не на "страты", а на "кластеры". Далее кластеры отбираются случайным образом, и все представители выбранных кластеров подвергаются исследованию. Например, чтобы выяснить отношение к курению учеников выпускных классов в городе, необходимо сформировать случайную выборку из совокупности всех выпускных классов города, а затем опросить всех учеников выбранных классов. Систематическая выборка - это "грубый" аналог простой случайной выборки. Главное отличие этих выборок заключается в правилах выбора элементов. Систематическая выборка подразумевает выбор элементов из списка с определенным шагом, например - каждый 10-й элемент. При этом точка отсчета может выбираться случайно. Точность систематической выборки заведомо ниже, чем в простой случайной выборке, поскольку существует риск закономерностей списка. Типовая выборка - один из методов неслучайных выборок, при использовании которой специалист опирается на собственные суждения о репрезентативности. Например, посетители торгового центра могут представлять район, город или целый регион. В этом типе выборки присутствует ряд искажений. Например, если для формирования группы применяется метод перехвата, то в выборке будет непропорционально много респондентов, часто посещающих магазины. Но бывают ситуации, когда применение типовой выборки даже рекомендуется. Например, точного списка уличных торговцев не существует и составить его невозможно. Метод типовой выборки снимает это ограничение. Выборка методом снежного кома - это разновидность типовой выборки, применяемой в случае необходимости контакта с небольшой специфической группой. Например, если необходимо собрать экспертную информацию о новой технологии, методом "снежного кома" можно сформировать выборку преподавателей технических ВУЗов. При использовании выборки методом "снежного кома" каждого респондента после интервью просят порекомендовать одного или нескольких аналогичных специалистов. Проблема выборки методом "снежного кома" состоит в том, что ведущие более активный образ жизни имеют больше шансов попасть в нее. «Удобная» выборка. Процедура "удобной" выборки состоит в установлении контактов с "удобными" единицами выборки - с группой студентов, спортивной командой, с друзьями и соседями. Если необходимо получить информацию о реакции людей на новую концепцию, такая выборка вполне обоснованна. "Удобную" выборку часто используют для предварительного тестирования анкет. Квотированная выборка Квотированная выборка - это типовая выборка, на которую накладываются ограничения: оговаривается минимальное число каждой группы совокупности. Если необходимо опросить выборку из 1000 жителей города, можно оговорить квоты для северной и южной части этого города. Квотированные выборки чаще всего основываются на демографических критериях: пол, возраст, регион, доход, образование и прочих. Чтобы исследователям было проще закрывать квоты выборки, составляется матрица квот, содержащая подробные сведения о квотном задании каждого интервьюера.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.