22 мар. 2012 г.
Home »
» Маржинальный (предельный) анализ – как метод обоснования управленческих решений
Маржинальный (предельный) анализ – как метод обоснования управленческих решений
Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно – следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
Большую роль в обосновании управленче¬ских решений в бизнесе играет маржиналь¬ный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группа¬ми важнейших экономических показателей: «издержки — объем производства (реализа¬ции) продукции — прибыль» — и прогнози¬ровании критической и оптимальной величи¬ны каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленче¬ских расчетов называют еще анализом безубы¬точности или содействия доходу.
В основу этой методики положено деле¬ние операционных затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и посто¬янные (непропорциональные) и использова¬нии предельных величин.
Предельные (добавочные, дополнительные, маржинальные) величины показывают харак¬тер и скорость изменения средних удельных величин. Их рассчитывают как разность пре¬дыдущих и последующих средних удельных величин, связанных с производством доба¬вочной единицы продукции. В итоге маржи¬нальный анализ позволяет установить, как изменяется средний уровень удельных показателей при увеличении (снижении) объема производства продукции на единицу.
В настоящее время вся экономическая наука западных стран строится на предельных и критических величинах объемов продаж, себестоимости, прибыли, цены, постоянных затрат и их оп¬тимизации.
Использование данной методики позволяет на основе изучения соотношения «затраты — объем продаж — прибыль»:
- более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и уровня рентабельности и на этой основе более эффектив¬но управлять процессом формирования и прогнозирования финансо¬вых результатов;
- определить критический уровень объема продаж, постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
- установить зону безопасности (зону безубыточности) предпри¬ятия;
- исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
- обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассор¬тимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и другие с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
Проведение маржинального анализа требует соблюдения ряда ус¬ловий:
- необходимость деления издержек на две части — переменные и по¬стоянные по отношению к динамике объема производства продукции;
- переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
- постоянные издержки не изменяются в пределах
значимого объема производства (реализации) продукции, т.е. в диа¬пазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
- тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции су¬щественно не изменяются;
- использования категории маржинальной прибыли (маржи покрытия).
Маржинальная прибыль (маржа покрытия, сумма покрытия) — это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоян¬ные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероят¬ность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от произ¬водственной деятельности.
Сравнительный анализ познавательных свойств раз¬личных методик факторного анализа прибыли убеждает нас в преиму¬ществе методики маржинального анализа, позволяющего исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредо¬ванные связи и зависимости. Использование этого метода в финансо¬вом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффек¬тивно управлять процессом формирования финансовых результатов.
Действующая методика анализа рентабельности также не учитывает взаимосвязь «затраты — объем — прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение при¬были и суммы затрат.
В действительности, и прибыль и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть рас¬ходов является постоянной. Поэтому объем продаж оказывает влияние на уровень рентабельности, что можно установить с помощью маржи¬нального анализа.
Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.
0 коммент.:
Отправить комментарий