17 июл. 2012 г.

Интерактивная сторона общения — условный термин, обоз¬начающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их со¬вместной деятельности.

Один из эффективных приемов интерактивного общения — опосредствование. Смысл его заключается в вовлечении школьников в интересную внеучебную деятельность с целью воспитания у них тех социальных интересов, запросов и вку¬сов, которые заменят примитивные развлечения и дадут им возможность испытать радость труда, творчества создадут оп¬тимистический настрой, укрепят веру в свои силы, что поло¬жительно скажется на их взаимоотношениях с учителями, то¬варищами, на учебе и дисциплине. Приведем примеры. Все попытки преподавателей привлечь учащегося Г. из же¬лезнодорожного техникума Махачкалы к серьезной учебе, по¬влиять на его поведение кончались неудачей. Молодой человек нарушал дисциплину на уроках, грубил преподавателям, отка¬зывался дежурить по учебному корпусу. Преподаватель Б.А. Терещенко узнал от родителей юноши, что живут они в собст¬венном доме и сын охотно помогает им по хозяйству: увлечен¬но плотничает, ремонтирует бытовую технику. Подобрав под¬ходящий момент, преподаватель попросил Г. помочь ему в оборудовании кабинета технических средств. Тот остался после уроков и вместе с преподавателем сделал механизм при¬вода штор затемнения, самостоятельно выполнил ряд других поручений. В конце года Г. попросил записать его в кружок технического творчества, постепенно перестал прогуливать уроки, подтянулся в учебе и дисциплине. Чтобы наладить жизнь в коллективе, сократить до минимума нарушения дисциплины необходимо каждого уча¬щегося увлечь полезным и интересным делом, вовлечь в обще¬ственную работу. «Добродетели развиваются посредством дел, а не посредством болтовни» . Однако, как и любой аспект общения, применение опосредствования требует предварительной вдумчивой подготов¬ки. В практике нередки случаи, когда всех учащихся записыва¬ют в один кружок, педагогически запущенных подростков пы¬таются увлечь спортом и т.п. Вначале необходимо изучить интересы и склонности учащегося. Если человек тяготеет к живописи, музыке, натуралистической работе, не следует во¬влекать его в занятия ТСО или в спортивную секцию. Неудачи, скажем, в спорте будут плохо влиять на его поведение, отноше¬ние к товарищам, к преподавателям, а в дальнейшем заинтере¬совать его чем-либо будет много труднее. Опосредствование — в некотором роде универсальный прием. Он успешно может применяться к учащимся обоего пола и разного возраста. Однако, характерная для подростков повышенная возбудимость, стремление ко всему новому, не¬изведанному, постоянная готовность приложить свою кипу¬чую энергию к серьезному, а желательно и общественно значи¬мому делу делают прием особенно эффективным в работе именно с этим возрастом. Кроме того, именно подростки, по данным Петербургского института социальных проблем, стре¬мятся принять участие в общественной работе в два раза чаще, чем учащиеся других возрастов. Прием особенно эффективен по отношению к учащимся флегматического и холерического темперамента. Инертного флегматика целесообразно загрузить общественной работой, увлечь занятиями в кружке, чтобы он стал живее, энергичнее. Неуравновешенного, легковозбудимого холерика, который всегда готов что-то предпринять и не может жить без товари¬щей, без коллектива, загрузить работой по душе — значит сде¬лать лучшим помощником воспитателя. Подстановка перспективы. В этом приеме педагог, учиты¬вая естественное желание молодого человека получить ра¬дость, удовольствие, ставит перед ним несколько постепенно усложняющихся задач, ведет их от более увлекательной пер¬спективы к менее увлекательной, таким образом, привлекая их незаметно к выполнению работы, казавшейся раньше скуч¬ной, неинтересной, и воспитывая дисциплинированность, трудолюбие, другие ценные качества. Непросто, например, прекратить довольно частые в под¬ростковом возрасте драки учащихся, избиение сильным под¬ростком или даже группой учащихся более слабого, беззащит¬ного члена коллектива. Но ситуация резко меняется, когда ад¬министрация учебного заведения... разрешает поединки. — Пожалуйста, деритесь, но честно. Избиение слабого — подлость. Применение нечестных приемов: нападение группой на одного, удары ногами, использование закладки, удары ниже пояса и т.п. — всегда осуждались честными и благородными людьми. Поэтому деритесь по правилам. Заявка подается классному руководителю. Очевидно, что сильный слабого вы¬зывать не может. Дата поединка, его условия и определение победителя доверяются судейской коллегии, которую вы, ре¬бята, выберете сами. В проведенном эксперименте учащиеся с воодушевлением отнеслись к этому предложению, выбрали судейскую колле¬гию, но... заявок не поступило. Драться с равным — перспек¬тива не из приятных. А вопреки решению коллектива избить слабого, как это делалось раньше, еще хуже. Можно вызвать осуждение группы, а то и всего коллектива, ухудшить свое по¬ложение в среде товарищей. В энемскую среднюю школу Адыгейской автономной об¬ласти пришел новый преподаватель физической культуры. Вскоре он обнаружил, что учащиеся признают только футбол, в который играют на всех занятиях. Педагог не стал с первых дней круто ломать сложившиеся порядки. Обсуждая вместе с подростками футбольные баталии, он очень тактично и в то же время убедительно показывал, что быстрый бег каждого фут¬болиста — необходимое условие хорошей игры всей команды. А скорость вырабатывается на легкоатлетических занятиях. Так появилась первая промежуточная перспектива — начали заниматься легкой атлетикой, чтобы лучше играть в футбол. Через несколько месяцев появилась вторая промежуточная перспектива — необходимость заниматься гимнастикой, у футболистов не хватало ловкости. Наконец, все стали зани¬маться лыжами, чтобы выработать выносливость, необходи¬мую настоящему футболисту. Через два года футбол был забыт совершенно, и на занятиях стал изучаться только программ¬ный материал. Причем совершенно безболезненно, и вышло так, что по инициативе самих школьников. Однако этот прием следует применять эпизодически и, как правило, когда у преподавателя еще нет прочного контакта с коллективом. В противном случае есть опасность, что школь¬ники привыкнут выполнять только то, что увлекательно и ин¬тересно. Инсценировка. В этом приеме школьник самостоятельно прорабатывает рекомендованный педагогом материал и гото¬вит выступление перед товарищами или разыгрывает сценку, показывающую, как выглядит нарушение моральных норм и, в сравнении, образцовое поведение в обществе. Классный руководитель зооветеринарного техникума Л. Ким после неудачной попытки изменить поведение вспыльчи¬вого и грубого И. Кунчева путем беседы провела классный час на тему «Путешествие в страну вежливости». Демонстриро¬вать, как нужно и как нельзя вести себя в обществе, в числе других предложили и Ивану. Он любил обращать на себя вни¬мание и охотно взялся подготовить роль. Группа хохотала над неловким, неумелым, не знающим правил вежливого поведе¬ния героем Кунчева и аплодировала, когда он изящно демон¬стрировал правила этикета. Тщательно подготовленная инсценировка принесла плоды. Юноша стал следить за своим поведением. Преподава¬тели и учащиеся отметили, что он стал аккуратнее одеваться, внимательнее относиться к товарищам, перестал грубить стар¬шим, хотя отдельные рецидивы еще имели место. Инсценировка — один из эффективнейших приемов. Чув¬ства, возникающие у подростка в созданной педагогом психо¬логической ситуации, подталкивают его на осмысление и пра¬вильную оценку, а значит и перестройку своего поведения. Процесс идет особенно интенсивно, когда учащийся не только осознает аморальность своего поступка, но поставлен, как в рассказанных случаях, в такое положение, когда своей игрой, выступлением учит правильно вести себя других. Переключение. С целью установления высокой дисципли¬ны на занятиях и правильных взаимоотношений со школьни¬ками необходима высокая требовательность педагога, ни в коем случае не переходящая в педантизм. В случае нарушений дисциплины, нежелания выполнять задание старшего часто целесообразно отвлечь ученика, переключить его внимание и деятельность на новое занятие, другую работу и, таким обра¬зом, побороть негативизм, добиться нормальных взаимоотно¬шений с учащимися или учебной группой. В Московском политехникуме связи им. В.Н. Подбельско¬го группа A-II записывала задание по математике. Демонстра¬тивно отказался работать учащийся К. — Я не записал предыдущий урок. Потом перепишу все сразу. Предложение преподавателя С. С. Морозкиной пропустить страницу и пи¬сать дальше осталось без внимания. Мало того, К. достал кроссворд и стал решать его, отвлекая вопросами товарищей. Как часто в таких случаях преподаватель повышает голос, создает нервозную обстановку в группе, страдает сам, нанося урон своему здоровью, теряя время на уроке. Но в данном слу¬чае педагог поступила иначе. Светлана Степановна, зная, что К. прекрасный график и охотно работает у доски, попросила его показать группе графическое решение задачи. Подросток с удовольствием занялся любимым делом. Группа продолжила работу. Педагогическое подключение. Опытный педагог часто опи¬рается на помощь активистов из своего класса, лучших вы¬пускников школы, известных достижениями в труде родите¬лей учащихся, героев художественной литературы и т.п. Вос¬питывает занимающихся на их положительном примере. Применяя педагогическое подключение, надо помнить, что пример рассказанный действеннее, чем прочитанный. Эмоциональная передача при¬ближает героя к ребятам, делает его пример ярче, усиливает желание вести себя так же, как он. В воспитательной работе всегда целесообразно опираться на группы старших ребят, по¬могающих педагогу руководить своими младшими товарища¬ми. В этом случае с помощью педагогического подключения мы убиваем сразу двух зайцев: «Лучший способ вылечиться, — говорят психологи, — начать самому кого-нибудь лечить». Учащиеся охотно шефствуют над отстающими в учебе, над но¬вичками — это позволяет им чувствовать себя взрослыми. Они невольно подтягиваются, стремясь быть примером для опекаемых. Применять педагогическое подключение следует осторож¬но, деликатно. Используя прием, следует избегать сравнения подростков с их более сильными товарищами. Нельзя забывать об индивидуальных различиях воспитуемых. Мы ставим одно¬го из них в пример, подключаем к нему более слабого товари¬ща, а у него хорошая математическая подготовка, склонность к точным наукам. Догнать его очень трудно, а иногда и невоз¬можно тому, у кого гуманитарный склад ума, перегруженность работой, домашними делами. В этом случае мы можем подо¬рвать веру учащегося в собственные силы, жестоко обидеть его. Эффективный прием интерактивного общения — осужде¬ние поступка в коллективе. Вынесение на обсуждение актива класса (группы), а в отдельных случаях и на общее собрание неблаговидных поступков членов коллектива — эпизодически применяемая мера воздействия к наруши¬телям дисциплины, грубиянам, неуспевающим учащимся. Но для того, чтобы обсуждение провинившегося принесло пользу и ему, и остальным, собрание надо хорошо подгото¬вить: договориться с активом о так называемых забойных вы¬ступлениях; помочь подготовить и принять правильное реше¬ние; сделать выводы из случившегося. К сожалению, к этому приему педагоги часто прибегают, не задумываясь над тем, что он один из самых сложных и труд¬ных по организации. Очень тонко подметил А, Крон в романе «Дом и корабль», что нет ничего могущественнее, чем челове¬ческий коллектив, и ничего гнуснее, чем человеческое стадо. Коллектив всегда умнее и чище отдельного человека. Стадо всегда не только глупее, но и подлее. Учащиеся при неумелом руководстве могут жестоко, беспощадно обойтись со своим то¬варищем. В этом случае обсуждаемый будет противопоставлен коллективу. А прием превратится из меры воспитания в сред¬ство расправы. Общественное мнение, направляемое неверно, дает уча¬щимся почувствовать свою коллективную власть, нередко вос¬питывает жестокость по отношению к товарищам. Так, напри¬мер, случается, Когда педагог призывает объявить молодому человеку бойкот. Гуманный принцип «Один за всех, все за одного» заменяется в этом случае безжалостным «Все против одного». Применяя прием, необходимо помнить, что школьники очень болезненно переносят потерю авторитета у товарищей.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.