17 июл. 2012 г.
Home »
» Приемы перцептивного общения
Приемы перцептивного общения
Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.
Один из самых действенных приемов перцептивного об¬щения — прием парадокса, когда хладнокровие, выдержка и находчивость педагога позволяют «не заметить» шалость ребят, рассчитанную на возмущение преподавателя. Возник¬шая ситуация используется педагогом, чтобы нарушителей и дезорганизаторов показать в смешном свете. Применяя этот прием, очень важно не растеряться в трудный момент, не пойти на поводу у школьников, не закричать, а остроумно ис¬пользовать создавшееся положение, противопоставив озорст¬ву или грубости иронию, а иногда и сарказм.
Практика знает немало случаев, когда, умело воздейст¬вуя этим приемом на учащихся, педагог добивался успехов в работе.
Когда учительница вошла в 3-й класс 537-й московской школы, стул ее оказался привязанным к столу. — Ах, какие молодцы, ребята! Сколько мы говорили о том, что надо беречь школьную мебель и сегодня вы не на словах, а наделе поступи¬ли правильно. Вот только мне сесть неудобно. С этой стороны отвяжите, пожалуйста, стул. Несколько мальчиков наперегон¬ки бросились отвязывать стул.
Педагогический опыт, еще раз подтверждаемый приведен¬ными примерами, говорит, что не следует резко и бестактно пресекать нарушения дисциплины, особенно попытки школь¬ников разыграть учителя, посмеяться на уроке, пошалить., Нельзя становиться на одну ступеньку с нарушителями дис¬циплины, с «обидчиками» учителя, забывать о выдержке, до¬стоинстве педагога. Окрики, постоянные одергивания вносят в работу раздражительный тон, изматывают и учителей, и уча¬щихся.
Парадокс дает желаемый результат потому, что намеченная нарушителями программа действий потерпела крах. Вырабо¬тать же новую некогда, да и желание пропадает. Дети отходчи¬вы, и, смотришь, уже смеются над положением, в которое по¬пали. У них развито критическое отношение к мыслям и по¬ступкам других-людей. В первую очередь подвергается сомнению авторитет родителей, педагогов. Этому возрасту свойственна повышенная эмоциональность, частая и резкая смена настроений. Только что группа, затаив дыхание, ждала, как поведет себя педагог — и вот нарушители дисциплины сами стали объектом насмешек. А смех товарищей страшен для подростков, которые, как правило, боятся стать посмешищем, потерять доверие товарищей — без коллектива, без друзей жить в этом возрасте особенно трудно.
Прием эффективен и потому, что у молодых людей возра¬стает стремление к самоутверждению.
Близок к «парадоксу» прием незамеченного оскорбления. Когда тот не обижается на неумный поступок, грубую шутку, проявление невоспитанности — он «не понимает», что его хо¬тели задеть, обидеть. Увидев, что первокурсники, смеясь, передают друг другу листок бумаги, директор одной из желез¬нодорожных школ Московской железной дороги отобрал его и, обнаружив удачную карикатуру на себя, рассмеялся.
— Это рисовал настоящий художник, — сказал педагог, — давайте-ка наладим с его помощью выпуск стенной газеты.
Да, это большое искусство все видеть, все замечать, но не на все возмущенно реагировать. Иначе большая часть рабочего времени педагога уйдет на выявление виновников происшест¬вий, разрешение конфликтов, наведение порядка.
Итак, умение вовремя сдержаться, заставить себя посту¬пить достойно возрасту и званию педагога часто не только по¬могает успешно разрешить конфликт, но и способствует ук¬реплению авторитета педагога, появлению чувства глубокой благодарности к нему.
К сожалению, в настоящее время деловая направленность большинства преподавателей значительно выше, чем их на¬правленность на взаимоотношения с учащимися, особенно с «трудными». Сами же «трудные» учащиеся видят возможность улучшения отношений со своими преподавателями в проявле¬нии последними большей терпимости и сдержанности. Ме¬лочная же опека, строгий контроль, педантизм в отношениях с воспитанниками, лишение их минимальной свободы обостря¬ют конфликты, провоцируют учащихся на грубость, прогулы, а иногда и уход из учебного заведения.
Опора на авторитет педагога. Чтобы успешно влиять на воспитуемых, педагог должен показать им, что он по праву, благо¬даря блестящему знанию предмета, эрудиции, жизненному опыту поставлен во главе коллектива.
Если в учебном заведении распоряжения, просьбы препо¬давателя безоговорочно выполняются всеми учащимися, в том числе и учащимися групп (классов), в которых данный педагог не работает, можно говорить о высокой дисциплине в коллек¬тиве. Но в своих группах (классах), там где он преподает, авто¬ритет преподавателя зависит только от него самого. Именно поэтому важно систематически, назойливо, тактично демон¬стрировать учащимся свои знания, кругозор, способности, умения.
Преподаватель Сонгурова Т.А. из Сургута заменила ушед¬шего на пенсию коллегу, опытного, знающего специалиста. Учащиеся, в основном юноши, откровенно выражали сомне¬ние в компетентности молодого физика. Особенно трудно было работать со старшими ребятами. Помог случай. Однажды один из преподавателей попросил у Татьяны Анатольевны по¬мощи, не заводился недавно купленный автомобиль. Довольно быстро специалист устранила неисправность в электрообо¬рудовании. Довольный автомобилист поинтересовался, как у нее обстоят дела в группах, где и он работал. Татьяна Анато¬льевна откровенно рассказала, что похвастать нечем, работать очень трудно. Опытный педагог предложил: — Я войду к Вам в класс и попрошу помочь исправить неполадки в электрообору¬довании автомобиля, он не заводится.
Так и сделали. Услышав просьбу, преподаватель попросила учащихся подождать десять минут и вслед за владельцем ма¬шины вышла во двор. А вся группа высыпала вслед за ними. Буквально раскрыв рты молодые люди смотрели, как, быстро найдя неисправность, преподаватель ловко устранила ее. Кол¬лега рассыпался в благодарностях. После этого случая отноше¬ние к преподавателю резко изменилось.
Несколько лет преподаватель работает с учащимися. Рано или поздно начинают действовать законы адаптации, педагог надоедает воспитанникам. Чтобы этого не случи¬лось, необходимо быть бесконечно интересным в общении, разнообразным в работе, быть личностью в полном Смысле этого слова.
Прозрачный намек. Даже в случаях, когда грубо нарушается дисциплина, можно (не повышая голоса, не демонстрируявоз¬мущение) привести факт, сходный по смыслу с проступком. Расчет на то, что воспитуемый самостоятельно установит ана¬логию со своим поведением и в дальнейшем будет вести себя иначе.
Ожидание меры воздействия. Делать замечание, объявлять о наказании целесообразно не сразу после совершения проступ¬ка, а через некоторое время. Провинившегося вызывают на определенный час с тем, чтобы дать ему успокоиться и обдумать свое поведение. Чем бы ни занимался молодой человек в оставшееся до встречи с педагогом время, он будет думать о предстоящем разговоре, представлять себе, что он услышит от старшего, и готовить ответы на каждое замечание. Часто, когда провинившийся с виноватым лицом приходит к учителю, до¬статочно спросить: дал ли он объективную оценку случивше¬муся. И, услышав положительный ответ, сказать: «Хорошо, идите».
Такой прием эффективен, потому что неизвестность для человека всегда неприятна. Ожидание наказания нередко тя¬желее самого наказания.
Авансирование доверием, похвалой. Применяя прием, хва¬лят, оказывают доверие тому, кто его еще не заслужил, но уже начал проявлять настойчивость, упорство, прилежание, дис¬циплинированность. Иногда можно авансировать похвалой, поощрением ученика, который к вниманию, теплому слову старшего не привык и живет в очень тяжелых условиях. Осо¬бенно часто авансировать похвалой следует так называемых «трудных» учащихся, вставших на путь исправления, совер¬шивших положительный поступок.
Один из приемов перцептивного общения — незаслужен¬ное одобрение. Провинившийся, не выделяющийся чем-либо в лучшую сторону, получает похвалу за прошлые успехи или как член группы, заслужившей одобрение старших, хотя его вклад в коллективный успех ничтожно мал или вообще отсутствует,
Незаслуженное одобрение часто используют не только опытные педагоги, но и политические, хозяйственные руково¬дители.
Особенно эффективен рассматриваемый прием в работе с посредственно успевающими школьниками и студентами, пассивно относящимися к общественной работе учащимися. На них, как правило, редко обращают внимание товарищи, старшие, и именно поэтому они особенно восприимчивы к одобрению и похвале.
Моральная поддержка или укрепление веры учащегося в соб¬ственные силы. Неоднократно отмечаются успехи подростка в техническом творчестве, натуралистической работе, фотоделе, волейболе и т.п. И ему предлагается испытать свои силы, выру¬чить учебную группу, поддержать марку учебного заведения. Или выбирается кто-нибудь из «неспособных» (разумеется, ему это не говорится) и, например, мастер просит его показать товарищам, как надо держать инструмент, заготовку, каким должно быть положение корпуса, движение руки, т.е. тот эле¬мент, который у него хорошо получается.
Другой иллюстрацией этого приема может служить про¬сьба к неуспевающему оказать помощь преподавателю в обуче¬нии новичков или младших, назначение «трудного» школьни¬ка старшим группы или капитаном команды, помощником преподавателя, если у него к этому есть склонность
Анализ осознания себя через другого включает две стороны — иденти¬фикацию и рефлексию.
Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его харак¬теристикам самого субьекта. Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение внутреннем состоянии партнёра по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Таким образом, идентификация выступает в качестве одного из механизмом познания и понимания другого человека.
Экспериментально установлена тесная связь между иденти¬фикацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией Эмпатия также определяется как особый способ понима¬ния другого человека. Однако здесь имеется в виду не рацио¬нальное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентифика¬ции: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на мес¬то другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения — не обязательно означает отож¬дествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному.
Рефлексия — это еще один механизм понимания другого че¬ловека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партне¬ром по общению, т.е. как будет партнер по общению понимать меня. В этом случае имеет место как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга. Восприятие людьми друг друга в то же самое время есть и определенное взаимодействие двух участников этого процесса, причем взаимодействие, имеющее две стороны: оценка друг друга и изменение каких-то характе¬ристик друг друга. При этом каждый участник общения, оценивая другого, стремится построить определенную систему ин¬терпретации его поведения, в частности его причин. В обыден¬ной жизни люди, как правило, не зная истинных причин пове¬дения другого человека в условиях дефицита информации, на¬чинают приписывать друг другу причины поведения. Такое при¬писывание причин поведения другому человеку называется ка¬узальной атрибуцией.
0 коммент.:
Отправить комментарий