25 сент. 2012 г.
Home »
» Особенности отдельных видов ощущений
Особенности отдельных видов ощущений
Зрительные ощущения - ощущения цвета и света (перепадов яркости).
Для зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнитных волн
на зрительный рецептор - сетчатку глаза.
Ощущаемые человеком цвета делятся на хроматические (от греч. "chro-
ma" - цвет) и ахроматические - бесцветные (черный, белый и промежуточ-
ные оттенки серого цвета).
В центральной части сетчатки преобладают нервные клетки - колбочки,
чувствительные к различным зонам светового спектра. Световые (электро-
магнитные) лучи разной длины вызывают разные цветовые ощущения.
Глаз чувствителен к участку электромагнитного спектра от 300 до 700
нм (нанометров). Длина волны 680 нм дает ощущение красного; 580 - жел-
того; 520 - зеленого; 430 - синего; 390 - фиолетового цветов. Смешение
всех воспринимаемых электромагнитных волн дает ощущение белого цвета.
Центральная нервная система человека обладает способностью классифици-
ровать распределение световой энергии, попадающей в глаз. Цвет - это
психическое явление, а не свойство электромагнитной энергии, это ощу-
щение человека, вызываемое различной энергией.
Существует трехкомпонентная теория цветного зрения, согласно кото-
рой все многообразие цветовых ощущений возникает у нас в результате
работы лишь трех цветовоспринимающих рецепторов - красного, зеленого и
синего (колбочки делятся на группы этих трех цветов). В зависимости от
степени возбуждения трех вышеуказанных цветорецепторов возникают раз-
личные цветовые ощущения. Если все три цветорецептора возбуждены в
одинаковой мере, то возникает ощущение белого цвета.
К различным участкам спектра наш глаз имеет неодниковую чувстви-
тельность. Чувствительность к синему цвету значительно меньше, чем к
зеленому и желтому цветам.
Глаз наиболее чувствителен к световым лучам с длиной волны 555 -
565 нм.
Чувствительность зрительного анализатора в условиях сумерек переме-
щается в сторону более коротких ноли - 50O нм (синий цвет). Эти лучи
начинают казаться более светлыми (явление Пуркине).
Ближе к краю сетчатки расположены нервные окончания в виде палочек,
приспособленные к отражению переадов яркости цвета - это инструмент
сумеречного зрения.
В сетчатке каждого глаза насчитывается около 130 млн. палочек и 7
млн. колбочек.
В условиях достаточно яркого освещения в работу включаются колбоч-
ки, аппарат палочек выключается. При слабой освещенности в работу
включаются только палочки. (Вот почему при сумеречном освещении мы не
различаем хроматические цвета, т.е. цветовую окраску предметов.)
Зрительный анализатор имеет исключительно высокую чувствительность.
Для возникновения едва заметного светового ощущения достаточно нес-
кольких квантов световой энергии.
Корковой частью зрительного анализатора является 17-е поле затылоч-
ной области коры головного мозга, которая построена по экранному прин-
ципу, т.е. разные точки сетчатки имеют проекцию в разных точках коры.
Здесь же имеются нервные клетки, объединяющие зрительные возбуждения.
Для зрительных возбуждений характерна некоторая инертность. Это яв-
ляется причиной возникновения последовательных образов - сохранения
следа светового раздражения после прекращения воздействия светового
раздражителя. (Вот почему мы не замечаем перерывов между кадрами кино-
фильма. Они оказываются заполненными следами от предшествующего кад-
ра.)
Люди с ослабленным аппаратом колбочек плохо различают хроматические
цвета (этот недостаток, описанный английским физиком Дальтоном, назы-
вается дальтонизмом). Ослабление работы аппарата палочек затрудняет
видение предметов в сумеречном освещении (этот недостаток называется
куриной слепотой).
Резкая смена освещенности понижает зрительную чувствительность. На
больших расстояниях лучше всего воспринимаются черные объекты на жел-
том фоне. Цветовая однотипность, как и резкие цветовые контрасты,
утомляет зрение.
Наиболее благоприятно гармоничное сочетание цветов. Для рабочей
обстановки предпочтительна мягкость тонов, небольшая цветовая насыщен-
ность.
При различении объектов цветовое их сходство может привести к зат-
руднению их дифференцирования. Предметы одного цвета могут быть оши-
бочно отнесены к однородной группе объектов.
Для наилучшего цветового различения оптимальны объекты с угловой
величиной 1-3 град.
Слуховые ощущения. Звуковые волны, действующие на слуховой рецеп-
тор, представляют собой сгущения и разряжения воздуха в результате ко-
лебания издающих звуки предметов. Эти колебания концентрируются наруж-
ным ухом и через слуховой проход воздействуют на барабанную перепонку.
Колебания барабанной перепонки передаются через систему косточек
среднего уха (наковальню, молоточек и стремечко) во внутреннее ухо, в
котором находится улитка (спиральное костное образование). Улитка за-
полнена жидкостью. В результате периодических колебаний воздуха возни-
кают колебательные движения жидкости в улитке. Эти колебания и воздей-
ствуют на слуховой рецептор - орган Корти. Основной частью этого орга-
на является мембрана, состоящая из 24 тыс.волокон. Длина этих волокон
возрастает от основания улитки к вершине. Предполагается, что эти во-
локна отвечают на внешние звуковые воздействия по принципу резонанса.
Резонирующее колебание того или иного волокна трансформируется в нерв-
ный импульс, который соответствующим образом интерпретируется в височ-
ной области коры головного мозга. Слуховые ощущения отражают высоту,
силу и тембр звука. Высота звука определяется числом колебаний источ-
ника звука в 1 с. (1 колебание в секунду измеряется в Гц). Орган слуха
чувствителен к звукам в пределах от 20 до 20 тыс. колебаний в секунду.
Но наибольшая слуховая чувствительность лежит в пределах 2000 - 3000
Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной женщины).
За верхним порогом звуковой чувствительости (т.е. свыше 20 000 Гц),
расположены ультразвуки.
Пороги различения звуков по их высоте составляют 1/20 полутона
(т.е. различается до 20 промежуточных ступеней между звуками, издавае-
мыми двумя соседними клавишами рояля). Интенсивость слухового ощущения
- громкость - зависит от интенсивности звука, т.е. от амплитуды коле-
бания источника звука и от высоты звука.
Порог слухового ощущения отдельного человека значительно изменяется
в зависимости от различных обстоятельств на протяжении небольшого про-
межутка времени (в пределах 5 дБ). С возрастом происходит понижение
чувствительности к звукам высокой частоты.
Кожные ощущения. Кожные ощущения подразделяются на тактильные (ощу-
щение прикосновения и давления), ощущение боли, ощущение тепла и ощу-
щение холода.
Каждый из этих видов кожных ощущений имеет свои рецепторы
Тактильные ощущения - ощущения прикосновения и давления.
Тактильные рецепторы наиболее многочисленны на кончиках пальцев и
языка. Если на спине две точки прикосновения воспринимаются раздельно
лишь на расстоянии 5 см, то на кончике пальцев и языка они восприни-
маются как раздельные на расстоянии 1 мм.
В коре головного мозга наиболее широко представлены рецепторы паль-
цев рук (это связано со значением рук в труде человека).
Температурные ощущения возникают от раздражения терморецепторов ко-
жи. Существуют отдельные рецепторы для ощущения тепла и холода. По по-
верхности тела эти рецепторы располагаются неравномерно, в одних мес-
тах больше, в других меньше. Например, к холоду и боли наиболее чувст-
вительна кожа спины и шеи, а к горячему - кончики пальцев и языка.
Различные участки кожного покрова имеют разную температуру.
Болевые ощущения вызываются механическими, температурными и хими-
ческими воздействиями, которые достигают интенсивности, способной к
разрушению организма. Болевые ощущения в значительной мере связаны с
подкорковыми центрами, которые регулируются корой головного мозга. Они
поддаются в некоторой степени торможению через вторую сигнальную сис-
тему.
Присущая данному участку кожи температура является физиологическим
нулем. Ощущение тепла или холода возникает в зависимости от соотноше-
ния температуры воздействия с постоянной температурой данного участка
кожи.
Обонятельные ощущения. Обонятельные ощущения возникают в результате
раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизис-
той оболочки носовой полости. где находятся обонятельные клетки. Кор-
ковые центры обонятельного анализатораношения между людьми.
Эстетические чувства смыкаются с моральными чувствами (отсюда выраже-
ние "красивый поступок", "прекрасный характер" и т.п.). В.Г.Белинский
справедливо говорил, что красота - родная сестра нравственности.
Нравственное воспитание неразрывно связано с воспитанием эстетического
отношения к действительности. Поступки людей оцениваются одновременно
и как этическое, и как эстетическое явление, они переживаются и как
прекрасное (или безобразное) и как доброе (или злое). В зависимости от
свойств явлений эстетические чувства выражаются как переживание прек-
расного или безобразного, трагического или комического. Понятие прек-
расного изменяется в зависимости от изменений в развитии общества.
Так, нормой внешней красоты женщины у крестьян являлось плотное, круп-
ное телосложение, физическая сила, румянец, как признак здоровья, и
т.п. Идеал же светской красавицы был совершенно иным.
Чувство трагического связано с отражением противоречия между необ-
ходимостью и возможностью, с отражением противоборства прекрасного с
безобразным. Скорбь в связи с трагическими событиями активизирует
прогрессивную деятельность людей. Трагическое вызывает ненависть к
низменным явлениям.
Чувство комического основано на несоответствии того или иного со-
циального явления, поступков людей объективным свойствам вещей: нового
- старому, содержания - форме, реальной сущности человека - его мнению
о себе и т.п.
Отражение явлений как трагических и комических, смешных и грустных
зависит не только от того, что воспринимает человек, но и от его эсте-
тических, нравственных позиций, сложившейся системы оценок. Смех по
всякому пустяковому поводу, а тем более в связи с обстоятельствами,
неприятными для других людей, не эстетичен, он свидетельствует о непо-
нимании смешного, об отсутствии подлинного чувства юмора.
Переживание прекрасного в искусстве выражается в состоянии худо-
жественного наслаждения. Оно зависит от систематического общения с
прекрасным, от эстетических знаний человека, его художественных оценок
и вкусов, эмоциональной возбудимости, впечатлительности, понимания
взаимосвязи содержания и формы данного произведения, художественного
стиля и метода.
Произведения искусства являются одним из самых мощных источников
эмоционального опыта человека, они формируют отношение человека к жиз-
ни.
Эмоциональное воздействие искусства основано на том, что подлинное
искусство обнажает сущность явлений, проявляет эту сущность в непос-
редственно воспринимаемой форме.
Интеллектуальные чувства - эмоциональные состояния, связанные с
реализацией познавательной потребности. Радость познания - одно из са-
мых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и на
дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих
потребностей.
Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с
особыми психическими состояниями познавательной направленности. Одним
из них является состояние любопытства - состояние направленности соз-
нания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации.
Уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают
на себя взоры присутствующих - во всех этих случаях функционирует ори-
ентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства. Состоя-
ние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не
служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень
человека, уровень его психического развития, тем больше осознается им
степень необходимости той или иной информации. На этой основе возника-
ет любознательность - состояние познавательной активности, интеллек-
туальной впечатлительности, устойчивой познавательной направленности
на определенные объекты.
Познание связано с деятельностью в проблемной ситуации, которая
всегда содержит в себе элемент рассогласования нашего опыта, знаний с
каким-то новым фактом, явлением. Отражение проблемной ситуации вызыва-
ет состояние недоумения или удивления. Удивление - более эмоционально
насыщенное состояние, чем недоумение, оно активизирует познавательную
деятельность. Удивление, сопровождаемое очень сильными эмоциональными
переживаниями, переходит в изумление. Изумление возникает в связи с
получением очень значимой и совершенно неожиданной информации,
Одним из самых ценных интеллектуальных чувств человека является не-
удовлетворенность достигнутыми знаниями, стремление к постоянному поз-
нанию.
0 коммент.:
Отправить комментарий