31 мар. 2012 г.
Home »
» Факторы размещения предприятий легкой промышленности
Факторы размещения предприятий легкой промышленности
Факторы размещения предприятий легкой промышленности разнообразны, однако можно выделить основные:
1. Потребительский фактор. Готовая продукция легкой промышленности менее транспортабельна по сравнению с полуфабрикатами. Например, дешевле поставлять прессованный хлопок-сырец, чем хлопчатобумажные ткани.
2. Фактор трудовых ресурсов, предусматривающий их значительные размеры и квалификацию, так как все отрасли легкой промышленности довольно трудоемки. Исторически сложилось так, что в отраслях легкой промышленности используется преимущественно женский труд, поэтому необходимо учитывать возможность использования в регионах и женского , и мужского труда (т.е. развивать легкую промышленность в районах сосредоточения тяжелой индустрии, создавать соответствующие производства в регионах концентрации легкой промышленности).
3. Сырьевой фактор влияет на размещение предприятий по первичной обработке сельскохозяйственного сырья ( например, льнообрабатывающие фабрики расположены в районах производства льна, шерстомоечные предприятия- в районах овцеводства, предприятия по первичной обработке кож- вблизи крупных мясокомбинатов).
Сырьевая база легкой промышленности достаточно развита , она обеспечивает значительную часть потребностей предприятий в льноволокне, шерсти, химическом волокне и нитях, пушно-меховом и кожевенном сырье.
Основной поставщик натурального сырья для легкой промышленности- сельское хозяйство. Льноводство- находится в очень сложном положении. Из года в год сокращаются посевы льна-долгунца, падает его урожайность. Размещено льноводство крайне неравномерно: свыше 60% заготавливаемого сырья приходится на Центральный федеральный округ, 25- на Северо-Западный и только 15%- на все остальные.
Льноволокно на сегодня остается единственным отечественным растительным сырьем для текстильной промышленности, которое должно частично восполнить дефицит хлопка. Цены на льноволокно самые низкие из всех видов волокон , перерабатываемых в текстильной промышленности. Качество российского льноволокна уступает импортным аналогам, так как 75% общего объема производства составляет короткое льноволокно .
В настоящее время потребности льняной промышленности в сырье удовлетворяются частично за счет импорта. Основным поставщиком является Белоруссия. Реализуется программа «Лен России», направленная на развитие льняного комплекса страны.
Натуральная шерсть дают преимущественно овцы, очень небольшую долю ( мене 1.5%)- козы и др. За последние десять лет резко сократилось поголовье овец в России, ухудшилось качество поставляемой шерсти. Только шерсть , поступающая из племенных хозяйств России, полностью соответствует всем требованиям легкой промышленности по качеству. Однако такой шерсти поставляется ничтожно мало, т.к. племенное поголовье совратилось в наибольшей степени.
Продуктивность отечественного овцеводства существенно отстает от мирового уровня . Так, средний показатель настрига в России (2.2 кг шерсти в чистом волокне на единицу племенного поголовья)_ более чем в 3 раза отстает от продуктивности общего поголовья Австралии, где получают не менее 8кг шерсти на голову в чистом волокне.
Внутренний спрос России на изделия из натуральной шерсти велик, но в настоящее время имеющиеся сырьевые ресурсы используются недостаточно эффективно. Основные поставщики сырья – Южный, Приволжский и Сибирский федеральные округа.
Натуральным кожевенным сырьем легкая промышленность могла бы обеспечить себя практически полностью, однако из России значительная его часть вывозится. Взамен приходится закупать полуфабрикаты для производства обуви и другой продукции, что повышает цену готовых изделий, влияет на цену и рост затрат на производство кожсырья вследствие удорожания содержания скота ( расходов на корма, оборудование, удобрения).
Сырье отечественного производства для выпуска крученных изделий (шпагата, веревки, канатов)- пенька, производимая из стеблей конопли. Коноплеводство развито в Поволжье, на Северном Кавказе и в других районах, посевы сокращаются, начиная с 1960-х годов. Джут и сизаль импортируются из Индии , Бангладеш и других стран.
Хлопчатник в России не выращивается, поэтому развитая хлопчатобумажная промышленность страны полностью базируется на импортном сырье. Хлопок-сырец поступает преимущественно из среднеазиатских государств ( основные поставки из Узбекистана, а также из Туркмении, Таджикистана, Киргизии), небольшая часть – из Казахстана, Азербайджана, Судана и др. После распада СССР часто нарушались поставки сырья из государств- бывших союзных республик, которые, стремясь заработать валюту, предлагают хлопок по демпинговым ценам за границу. Все это серьезно дестабилизирует работу хлопчатобумажной промышленности России.
Кроме натурального сырья в легкой промышленности широко используются синтетические и искусственные волокна, искусственные кожи ,
поставляемые химической промышленностью. Исходное сырье для производства – продукты нефтепереработки, природный газ, каменноугольная смола. Основные районы- поставщики химических волокон- Центральный и Приволжский федеральные округа. Некоторые виды искусственной кожи, синтетических волокон в России не производятся. Например, пока почти не освоен выпуск высококачественной искусственной кожи для производства сумок и перчаточно-рукавичных изделий, традиционно поставлявшихся из Узбекистана, Молдавии и Украины. В настоящее время многие поставщики для нас потеряны.
Производство товаров народного потребления
За последние годы производство товаров народного потребления сократилось более чем в 2 раза, что связано с проведением конверсии и перепрофилированием ряда отраслей ВПК, нехваткой материальных и финансовых ресурсов, появлением на потребительском рынке России высококачественных импортных изделий.
Основное производство товаров длительного пользования сосредоточенно в европейской части страны , где Центральный , Приволжский, Уральский и Северо-Западные федеральный округ дают почти 2/3 общероссийского выпуска.
Выпуск бытовых холодильников начался в России в предвоенные годы. В 1940 г их производство соствило 3.5 тыс. шт. в 1999г.- 1.8 млн.шт.. Ведущими федеральными округами производства бытовых холодильников ,на долю которых приходится 9/10 общероссийского выпуска, являются Центральный(Москва), Уральский(Орск), Приволжский(Саратов).
Часовая промышленность также переживает глубокий кризис. Объем производства в отрасли сократился почти на 70%, хотя по точности хода и надежности изделия не уступают многим мировым образцам. Производство часов отличается высоким уровнем территориальной концентрации и сосредоточено в пятифедеральных округах: Центральном (Москва, Орел, Владимир, Углич), Приволжском(Пенза, Самара, Чистополь, Сердобск), Северо – Западном (Петродворец), Южном(Ростов –на –Дону) и Уральском (Челябинск, Златоуст).
В 2000 году производство телевизоров составило 1 млн. шт. В структуре выпуска более ½ занимали переносные, а около 2/5 – телевизоры цветного изображения. Выпускают телевизоры в семи федеральных округах России. Ведущую роль играет Центральный округ- более 40% российского производства (Москва, Рязань, Александров) Северо –Западный –18% (Санкт – Петербург,Новгород).Телевизоры производятся также в Приволжском(Нижний Новгород,Саранск,Самара),Сибирском Новосибирск, Омск, Красноярск).
Мебельная промышленность имеет более свободный характер размещения и тесно связана с потребителями. Предприятия отрасли представлены во всех федеральных округах России, выделяются столичные и крупные промышленные центры. Исторически сложилось так, что преимущественно отрасль развивалась в малолесных районах европейской части страны, что было обусловлено концентрацией здесь потребителей продукции. Способствовало этому и изменение сырьевой базы: больше стали использоваться древесностружечные плиты, полимерные материалы с улучшенными декоративно – художественными характеристиками. Ведущими районами производства мебели остаются Центральный, Южный и Северо– Западный, на долю которых приходится почти ½ выпуска продукции отрасли.
Крупнейшим округом является Центральный: более 1/5 выпуска товаров, более всего (почти 2/5) изделий легкой промышленности и товаров длительного пользования (более ¼). Здесь сосредоточено значительное производство хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей, трикотажа и обуви, телевизоров, мебели, холодильников и радиоприемников, мотоциклов и других изделий.
К округам высокой концентрации производства товаров народного потребления относятся также Уралльский, где производятся товары длительного пользования – мотоциклы, стиральные машины, радиоприемники, холодильники, а также шелковые ткани; Приволжский– легковые автомобили, холодильники, шелковые ткани; Северо–Западный – телевизоры, пылесосы, льняные ткани, трикотаж, обувь.
Другие округа европейской части и восточной зоны России, несмотря на достаточный уровень развития научно – технической базы и наличие трудовых ресурсов, не обеспечивают собственных потребностей и вынуждены ориентироваться на поставку продукции из других округов и из-за рубежа.
0 коммент.:
Отправить комментарий