25 сент. 2012 г.

Общие закономерности эмоций и чувств

В эмоциях и чувствах выражается эмоциональный опыт человека. Теку- щие внешние воздействия связываются с теми чувствами, которые мы рань- ше переживали. Приближающаяся грозовая туча обычно вызывает неприятное чувство, хотя мы в данный момент еще и не испытываем каких-либо вред- ных воздействий. Возникшее в этой ситуации чувство является результа- том обобщения прежнего опыта. Возникновение и угасание чувств подчинено всем закономерностям фор- мирования условного рефлекса. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, обобщенность и перенос чувств - одна из их закономерностей. Другая закономерность - притупляемость чувств под влиянием длитель- но действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее пос- тоянно и повсюду слышишь, шутка, повторяемая слишком часто, не вызыва- ет удовольствия. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпо- читается привычным надоевшим воздействиям. Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Человек в известной мере привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным воздействиям (неп- риглядным картинам, к неуютной обстановке и т.п.). Притупление отрица- тельных чувств опасно, так как вследствие этого они перестают сигнали- зировать о неблагоприятной обстановке и побуждать к ее изменению. Следущая закономерность - контраст чувств. Чувства, возникающие при воздействии различных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием. Чем труднее судьба героя романа, тем радостнее воспринимается благополучный исход его злоключений. Одной из закономерностей чувств является их суммация. Чувства, сис- тематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, сумми- руются. Так, в результате суммации чувств у нас всю жизнь укрепляется любовь и уважение к родителям, другу, к родным местам. Иногда эта сум- мация переживаний (например, накопление жизненных невзгод, неприятнос- тей) может привести к аффекту, к очень сильной реакции по поводу внеш- не незначительного события. В результате суммации чувств повышается эмоциональная чувствительность к тем или иным объектам. Так, человек неоднократно попадавший в автомобильные катастрофы, садится в автомо- биль с некоторым опасением. Иногда противоположные чувства, проявляясь одновременно, также уси- ливают друг друга. Так, чувство страха, возникающее при переходе через пропасть, усиливает чувство удовольствия, связанное с преодолением препятствия. Эмоциональные состояния, не получившие исхода в соответствующих действиях, иногда замещаются эмоциональными состояниями, связанными с другой деятельностью. Так, неудача в одной деятельности, компенсирует- ся успехом в другой деятельности. Одной из закономерностей эмоций является их переключаемость. Успеш- ность переключения зависит от того, насколько велика значимость нового объекта. В ряде случаев сильные эмоции являются взаимно не совместимыми - создается конфликтная ситуация. Так, у алкоголика любовь к семье про- тивоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь. Конфликт между противоположными, амбивалентными чувствами изживается различными способами: вытеснением одних чувств под каким- либо оправдательным предлогом, искажением отдельных представлений. Иногда это может приобрести патологический характер, при котором объективная действительность становится как бы несовместимой с созна- нием больного. Эмоции и чувства имеют внешнее проявление - экспрессию. Внешнее вы- ражение эмоций и чувств осуществляется движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика - жесты, поза, осанка), изменениями тона голо- са, темпа речи. Вглядитесь в картины Репина, Федотова, Сурикова и других мастеров живописи - их талант очень верно запечатлел внешнее выражение сложных человеческих чувств - мук и страдания, горести и печали, юмора и ве- селья. Печаль или унынение сопровождаются расслаблением скелетных мышц (согнутая спина, опущенные руки, склоненная на грудь голова), за- медлением и неуверенностью движения. В мимике эти чувства выражаются сведением и приподнятием бровей, опусканием уголков рта, появлением характерных складок на лбу и от носа к уголкам рта. Совершенно иное выражение эмоций радости: мышечный тонус повышен, осанка прямая, плечи развернуты, движения энергичны и точны, брови в спокойном положении. Многие внешние выражения эмоций являются невербальным способом об- щения. Тональность голоса, мимика, жесты помогают людям лучше понять друг друга, дополнить речевую коммуникацию. Однако следует учитывать и то, что люди в значительной мере могут управлять внешними проявлениями чувств и эмоций. Это зависит от воле- вых качеств человека, от способности его переключать сознание на дру- гие объекты, от переживания других, более сильных чувств. Часто более глубокие чувства бывают внешне мало выраженными и нао- борот, эмоции по незначительному поводу проявляются очень выразитель- но. Переживания, связанные со второй сигнальной системой, внешне менее выразительны, чем переживания наглядно воспринимаемой ситуации. Чело- век, случайно упавший в лужу, проявляет свое смущение внешне более вы- разительно, чем в тех случаях, когда он попадает в лужу в фигуральном смысле слова.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.