25 сент. 2012 г.
Home »
» Общие закономерности эмоций и чувств
Общие закономерности эмоций и чувств
В эмоциях и чувствах выражается эмоциональный опыт человека. Теку-
щие внешние воздействия связываются с теми чувствами, которые мы рань-
ше переживали. Приближающаяся грозовая туча обычно вызывает неприятное
чувство, хотя мы в данный момент еще и не испытываем каких-либо вред-
ных воздействий. Возникшее в этой ситуации чувство является результа-
том обобщения прежнего опыта.
Возникновение и угасание чувств подчинено всем закономерностям фор-
мирования условного рефлекса.
Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной
степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, обобщенность
и перенос чувств - одна из их закономерностей.
Другая закономерность - притупляемость чувств под влиянием длитель-
но действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее пос-
тоянно и повсюду слышишь, шутка, повторяемая слишком часто, не вызыва-
ет удовольствия. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпо-
читается привычным надоевшим воздействиям. Притуплению подвержены как
положительные, так и отрицательные чувства. Человек в известной мере
привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным воздействиям (неп-
риглядным картинам, к неуютной обстановке и т.п.). Притупление отрица-
тельных чувств опасно, так как вследствие этого они перестают сигнали-
зировать о неблагоприятной обстановке и побуждать к ее изменению.
Следущая закономерность - контраст чувств. Чувства, возникающие при
воздействии различных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на
друга, взаимодействуют. Чувство досады от неэтичного поступка одного
лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку
другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее чувствуется вслед
за неудовольствием. Чем труднее судьба героя романа, тем радостнее
воспринимается благополучный исход его злоключений.
Одной из закономерностей чувств является их суммация. Чувства, сис-
тематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, сумми-
руются. Так, в результате суммации чувств у нас всю жизнь укрепляется
любовь и уважение к родителям, другу, к родным местам. Иногда эта сум-
мация переживаний (например, накопление жизненных невзгод, неприятнос-
тей) может привести к аффекту, к очень сильной реакции по поводу внеш-
не незначительного события. В результате суммации чувств повышается
эмоциональная чувствительность к тем или иным объектам. Так, человек
неоднократно попадавший в автомобильные катастрофы, садится в автомо-
биль с некоторым опасением.
Иногда противоположные чувства, проявляясь одновременно, также уси-
ливают друг друга. Так, чувство страха, возникающее при переходе через
пропасть, усиливает чувство удовольствия, связанное с преодолением
препятствия.
Эмоциональные состояния, не получившие исхода в соответствующих
действиях, иногда замещаются эмоциональными состояниями, связанными с
другой деятельностью. Так, неудача в одной деятельности, компенсирует-
ся успехом в другой деятельности.
Одной из закономерностей эмоций является их переключаемость. Успеш-
ность переключения зависит от того, насколько велика значимость нового
объекта.
В ряде случаев сильные эмоции являются взаимно не совместимыми -
создается конфликтная ситуация. Так, у алкоголика любовь к семье про-
тивоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять
алкоголь. Конфликт между противоположными, амбивалентными чувствами
изживается различными способами: вытеснением одних чувств под каким-
либо оправдательным предлогом, искажением отдельных представлений.
Иногда это может приобрести патологический характер, при котором
объективная действительность становится как бы несовместимой с созна-
нием больного.
Эмоции и чувства имеют внешнее проявление - экспрессию. Внешнее вы-
ражение эмоций и чувств осуществляется движениями мышц лица (мимика),
мышц тела (пантомимика - жесты, поза, осанка), изменениями тона голо-
са, темпа речи.
Вглядитесь в картины Репина, Федотова, Сурикова и других мастеров
живописи - их талант очень верно запечатлел внешнее выражение сложных
человеческих чувств - мук и страдания, горести и печали, юмора и ве-
селья. Печаль или унынение сопровождаются расслаблением скелетных
мышц (согнутая спина, опущенные руки, склоненная на грудь голова), за-
медлением и неуверенностью движения. В мимике эти чувства выражаются
сведением и приподнятием бровей, опусканием уголков рта, появлением
характерных складок на лбу и от носа к уголкам рта. Совершенно иное
выражение эмоций радости: мышечный тонус повышен, осанка прямая, плечи
развернуты, движения энергичны и точны, брови в спокойном положении.
Многие внешние выражения эмоций являются невербальным способом об-
щения. Тональность голоса, мимика, жесты помогают людям лучше понять
друг друга, дополнить речевую коммуникацию.
Однако следует учитывать и то, что люди в значительной мере могут
управлять внешними проявлениями чувств и эмоций. Это зависит от воле-
вых качеств человека, от способности его переключать сознание на дру-
гие объекты, от переживания других, более сильных чувств.
Часто более глубокие чувства бывают внешне мало выраженными и нао-
борот, эмоции по незначительному поводу проявляются очень выразитель-
но. Переживания, связанные со второй сигнальной системой, внешне менее
выразительны, чем переживания наглядно воспринимаемой ситуации. Чело-
век, случайно упавший в лужу, проявляет свое смущение внешне более вы-
разительно, чем в тех случаях, когда он попадает в лужу в фигуральном
смысле слова.
0 коммент.:
Отправить комментарий