25 окт. 2012 г.

Концепция темперамента В.М.Русалова.

Одной из современных и достаточно широко используемых концепций темперамента является теория, разработанная под руководством В.М.Русалова в лаборатории психологии и психо¬физиологии индивидуальности Института психологии РАН. Исследователями были сформули¬рованы следующие критерии темперамента: 1) независимость от содержания, мотива и цели поведения (стилевой аспект поведе¬ния); 2) динамический (энергетический) аспект процесса взаимодействия человека с внешним и внутренним миром (предмет¬ным миром, другими людьми, собой); 3) универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности; 4) раннее проявле¬ние в детстве; 5) устойчивость в течение длительного периода жизни человека; 6) высокая корреляция с общими свойст¬вами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гумораль¬ной, телесной и т.д.); 7) наследуемость . Накопленный обшир¬ный фактический материал показал недо¬статок гуморальных, телесных и сущест¬вующих нервных теорий темперамента, поскольку в качестве основания темпера¬мента как целостного психологического образования берется не вся биологическая подсистема человека, а лишь та или иная ее составная часть, каждая их которых (будь-то гуморальная, соматическая или нервная) сама по себе не обладает не¬обходимыми и достаточными для этого свойствами. Показано, что темперамент испытывает непосредственное влияние со стороны всей биологической организации человека в целом. Для анализа биологичес¬кой системы человека В.М. Русалов выдви¬нул концепцию общих и частных консти¬туций организма человека. Согласно этой концепции, в основе темперамента лежат свойства общей конституции человечес¬кого организма, которая рассматривается как совокупность всех частных конститу¬ций, т. е. всех физических и физиологи¬ческих свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате. Наиболее важной отличительной чер¬той исследований В.М.Русалова и его коллег является использование кон¬цепции П.К. Анохина об интегративной деятельности мозга, которая рас¬сматривается как новейший этап в разви¬тии учения И.П. Павлова. Применение этой концепции позволило не только вскрыть структуру и организацию общих свойств нервной системы, но и вывести из нее количество фундаментальных свойств темперамента. Общие (функцио¬нально-системные) свойства отражают наиболее существенные нейрофизиоло-гические особенности деятельности всего мозга при реализации ключевых этапов функциональной системы. Количество общих свойств и их содержание вытекает из самой архитектуры функциональной системы. Функционально-системные свой¬ства на поведенческом уровне выступают в качестве структурных единиц темпера¬мента. Проанализировав сложную архитектуру функциональной системы, удалось выделить четыре «несократимых» функцио¬нальных блока: «афферентный синтез», «программирование», «исполнение» и «сличение результатов реального действия с акцептором результата действия». Исходя из этого, была разработана теоретическая модель темперамента, в которой постули¬руется четыре (в соответствии с четырьмя основными блоками функциональной системы) фундаментальных свойства тем¬перамента. Таким образом, впервые уда¬лось теоретически не только обосновать количество первичных, эволюционно целе¬сообразных, важнейших параметров тем¬перамента, но и раскрыть механизм их функционирования, т. е. понять, каким об¬разом совершается единство целостных свойств темперамента: побуждения («аф¬ферентный синтез»), действия (блоки «программирования» и «исполнения») и переживания (блок «сличения» как резуль¬тат рассогласования реального результата с «акцептором» результата действия). Использование функционально-сис¬темной концепции П.К. Анохина позво¬лило выйти из тупика проблемы общих свойств нервной системы, а заодно и рас¬крыть соотношение между общими и частными свойствами: общие свойства нервной системы — это функционально-системные свойства, отражающие интегративную деятельность всего мозга, а част¬ные — это свойства разных структур мозга, в том числе и анализаторов, и передних отделов мозга. Исходя из данной функцио¬нально-системной концепции, темпера¬мент целесообразно рассматривать как результат «системного обобщения» тех ин¬вариантных биологических компонентов, прежде всего — общих свойств нервной системы, которые вовлечены в функцио¬нальные «блоки» поведения. Благодаря системному обобщению первоначально генетически заданная система индивиду¬альных биологических свойств человека (с изначальной иерархией потребностей, планом и способом действий), включаясь в самые различные виды деятельности, постепенно трансформируется и образует независимо от содержания самой деятель¬ности обобщенную качественно новую, индивидуально-устойчивую систему инвариантных свойств, но уже не биологи¬ческих, а психобиологических, или «фор¬мально-динамических», свойств инди¬видуального поведения. Следовательно, согласно Русалову, темперамент — это особая психобиоло¬гическая категория, охватывающая обоб¬щенные формально-динамические аспекты всего поведения человека. Развиваемый подход позволяет разре¬шить спор о том, является ли темперамент самостоятельным образованием или нет, как соотносить между собой темперамент, интеллект, характер и личность. Во-первых, темперамент — это одно из самостоятель¬ных, независимых базальных и устойчи¬вых динамических образований психики. Во-вторых, темперамент и характер не идентичны, поскольку их формально-динамические характеристики имеют раз¬ные аспекты обобщения, а также разное соотношение «содержательных» свойств психики. В-третьих, темперамент не иден¬тичен личности, поскольку последняя представляет прежде всего систему цен¬ностно-смысловых отношений человека. Однако включение темперамента в струк¬туру личности позволяет глубже понять те психологические механизмы, которые От¬ветственны за формирование и функцио¬нирование собственно личностных качеств индивида. Темперамент, в рамках этого подхода, представ¬ляет собой совокупность таких психичес¬ких черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных, стилевых ха¬рактеристик психики под влиянием устой¬чивых индивидуальных биологических детерминант. Отсюда следует, что разви¬тие темперамента происходит по двум основаниям: 1) вслед за биологическим возрастным развитием и 2) как результат сменяющих друг друга социально органи¬зованных типов деятельности (игра, учеба, труд и т. д.), т. е. в процессе воспитания и тренировки. Существование в психике человека устойчивых обобщенных динамико-энергетических характеристик, форми¬рующихся в деятельности на основе био¬логических факторов, т. е. темперамента, позволяет человеку наиболее оптимально расходовать свои энергодинамические потенции. Заданный от природы определенный индивидуаль¬ный уровень энергодинамических возмож¬ностей (определенный уровень обмена или активности гормональной сферы, особен¬ности нервных процессов и т. д.), посто¬янно включаясь в деятельность независимо от мотивов, целей и т. д., неизбежно при¬водит к обобщению определенных психи¬ческих, в данном случае — темпераментальных, характеристик, которые выступа¬ют в роли регуляторов расходования чело¬веком своих энергодинамических возмож¬ностей. Таким образом, характеристики темперамента не столько привносят в де¬ятельность различные оттенки, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно большого или, наоборот, чрезвычайно малого расходования энергии. Выживаемость человеческого орга¬низма в первом случае будет под угрозой из-за огромной истощаемости, а во вто¬ром — из-за слабого, пассивного усвоения субъектом предметного мира. Именно в этом и состоит приспособительная, адаптивная роль тем¬перамента в рамках данного подхода. К настоящему времени В.М.Русалову и его коллегам в многочислен¬ных исследованиях удалось не только экс¬периментально выделить теоретически ожидаемые свойства темперамента, выте¬кающие из структуры функциональной системы, но и найти их устойчивые ком¬бинации. Было установлено, что в струк¬туре психической активности существуют три относительно независимых компонента. Наиболее важным из них является «эргичность» (выносливость), которая соответст¬вует «афферентному синтезу» и харак¬теризует меру напряженности процесса взаимодействия человека-субъекта с пред¬метной средой (в том числе и с собой) и другими людьми. Другой важнейшей фор¬мально-динамической характеристикой активности является «пластичность», со¬ответствующая блоку «программирования», в которой отражается легкость (гибкость) процесса переключения с одних программ поведения на другие. Третий компонент психической активности — «скорость», соответствующая блоку «исполнения», характеризует уровень координации всех подсистем организма и отражает, как быстро протекают психические процессы. В структуре эмоциональности был выде¬лен только один фундаментальный пара¬метр — порог чувствительности к несовпа¬дению реального результата действия с «акцептором результата действия». В этом пара¬метре отражается основное свойство эмо¬циональности — «впечатлительность, рани¬мость». Все остальные эмоциональные ха¬рактеристики (радость, гнев, страх и т. д.) являются производ¬ными сочетаниями различных уровней ак¬тивности и порога эмоциональной чувст¬вительности. Например, радость представ¬ляет собой сочетание высокой психичес¬кой активности и высокого порога эмо¬циональной чувствительности; гнев — высокой психической активности и низкого эмоционального порога; страх — низкой психической активности и низкого эмо¬ционального порога и т. д. Было показано, что выделенные четыре фундаментальных свойства темперамента могут отличаться в зависимости от сферы проявления тем¬перамента: психомоторной, интеллекту¬альной или коммуникативной . Таким образом, максимальное число основных шкал темперамента, изу¬чаемое В.М.Русаловым и его сотрудниками, может достигать двенадцати, что нашло свое отражение в конструировании нового варианта ОСТ — опросника формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ). На основе разработанной Русаловым теоретической модели темперамента удалось сконструировать специальный тест-опросник, позволяющий измерить свойства темперамента человека. Опросник структуры темперамента (ОСТ) — уни¬кальный отечественный тест, прошедший психометрическую валидизацию. Было показано, что шкалы ОСТ высоко корре¬лируют с объективными тестами, эксперт¬ными оценками, а также опросниками, содержание шкал которых известно и ана¬логично некоторым шкалам ОСТ (тест Айзенков, тест Стреляу и др.). Тест-опросник (ОСТ) позволил исследо¬вать не только структуру, половые раз¬личия, генетические и психофизиологи¬ческие предпосылки формирования, но и закономерности взаимодействия темпера¬мента с другими вышележащими струк¬турами индивидуальности, а именно — с общим интеллектом и творческими способностями. Выводы. 1) Темперамент является динамической характеристикой психической активности и связан с такими характеристиками, как темп, быстрота, интенсивность, сила и др. 2) Темперамент основан на особенностях физиологии человека и в этом смысле он относится к числу врожденных характеристик человека. В настоящее время не существует единого мнения о физиологической основе темперамента. 3) В результате наблюдением за динамическими проявлениями людей сформировались описания четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Каждый из этих типов более адекватен той или иной ситуации, так что нельзя их оценивать с точки зрения "плохой - хороший". 4) Темперамент тесно связан с другими личностными проявлениями человека (характером, способностями и т.д.), выступая, как их динамическая основа. 5) На основе анализа основных ре¬зультатов, полученных в различных шко¬лах, можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев в состав темпераментальных свойств исследователи включают динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения. 6) Общепризнан¬ным является представление о наследст¬венной обусловленности темперамента, его относительной устойчивости, о един¬стве, целостности проявлений в темпера¬менте биологических и психологических качеств человека. 7) Никто, кроме В.М.Русалова с соавторами, из рассмотренных в главе авторов не ставит вопрос о теорети¬ческой модели темперамента, основанной на современных представлениях о биологической организации человека, и прежде всего — работе нервной системы, из кото¬рой можно было бы вывести заданное количество основных шкал (факторов) темперамента. 8) Большинство изучаемых свойств темперамента носит, как правило, описательный характер. Количество свойств вытекает не из определенной теоретичес¬кой модели, а детерминировано особен¬ностями факторной обработки исходных характеристик темперамента. 9) В факторных теориях темперамента ничего не говорится о развитии свойств темперамента, о влия¬нии одних свойств на другие, об их роли и месте в структуре личности и индивиду¬альности.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.