25 сент. 2012 г.

Психика человека. Сознание как высшая форма психики

Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наслед- ственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принци- пиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действи- тельности - знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи. "Сознание" буквально и означает "совокупность знаний". Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях со- циального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных усло- виях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств. В истории отмечено около 40 случаев, когда дети с раннего возраста вскармливались животными. Они не обнаруживали не только признаков соз- нания (у них полностью отсутствовали речь и мышление), но даже такого физического свойства человека, как вертикальное положение тела при ходьбе. С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: это общест- венный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова. С возникновением прямохождения у человека освободилась рука, расши- рился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориен- тировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые опе- рации. Изготовление самого простого орудия труда неизбежно требует таких сознательных действий, как предварительное представление его функций, формы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны пла- нироваться в определенном порядке. Они должны осознаваться и запоми- наться для повторного его изготовления. Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого на части (анализ), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств пред- мета, а также с мысленным объединением (синтез), вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Совершенствование трудовых процессов, изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с со- вершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга человека; совершенствовалось и орудие этой деятельности - речь. Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению отдельных действий, которые приобретают смысл только через работу дру- гих людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели, формируется абстрактное мышление человека, его воля. В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с материальными объектами предшествуют формированию внутрен- них психических действий. Лишь на основе действия с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образами, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внут- ренним действиям называется интериоризацией ("превращение во внутрен- нее"). Благодаря способности действовать с психическими, идеальными образами предметов человек начинает моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация осуществляется на словесной, речевой основе. Слово используется и как средство обозначения объектов и как символ их общих, существенных свойств. Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия са- ми начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутрен- ней психической деятельности. Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием. К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, идеоло- гия, искусство, религия. Изменения в производстве, в общественных от- ношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержа- нии общественного сознания. Существенной особенностью сознания человека является самосознание. Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из ок- ружающего мира. Содержанием самосознания является осознание человеком своих физи- ческих и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психи- ку, свое поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъ- являет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в про- цессе самовоспитания. Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к себе, самообладании и ответственности перед обществом за свои поступки и действия. Определенный уровень самосознания - необходимая предпосыл- ка правомерного поведения. Самосознание - целостное интегративное, концептуальное отражение человеком своей собственной личности, это психическая модель своего Я. Человек направляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей Я- концепции, которая обусловлена социальными условиями существования ин- дивида, его социальной идентификацией (отнесением себя к определенной социальной группе). Самосознание - социально обусловленная установочная система личнос- ти, система ее ценностно-смысловых образований. На этой основе и осу- ществляются все поведенческие акты человека, они приобретают личност- ное единство - стиль поведения данной личности. Итак, психика человека, его сознание - это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях. Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности: 1. Категориальность - отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы. 2. Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимо- связей. 3. Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечело- веческих понятий и представлений. 4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами соз- нания. 5. Самосознание - концептуальная модель собственной личности и пост- роение взаимодействий с действительностью на этой основе. Все существенные стороны сознания функционируют посредством речи. Поведение человека определяется не только его сознанием. Психичес- кая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществ- ляется тремя относительно автономными уровнями психической регуляции: 1) эволюционно сформированным бессознательно-инстинктивным уровнем; 2) подсознательно-субъективным эмоционально-импульсным уровнем; 3) сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. В по- ведении социализированной личности доминируют произвольные, ценностно категоризированные программы. Два других, низших уровня саморегуляции в его поведении выполняют фоновую роль. В экстремальных же условиях и в условиях десоциализации индивида эти низшие уровни саморегуляции мо- гут перейти в автономный режим функционирования. Наличие в психике человека указанных уровней регуляции обусловлива- ет относительную самостоятельность следующих разновидностей человечес- ких реакций и действий: 1) бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции (реакция страха, испуга, избежания физически опасных ситуаций); 2) привычно-автоматизированные подсознательные действия; 3) сознательные, волевые действия.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.