25 сент. 2012 г.
Home »
» Психика человека. Сознание как высшая форма психики
Психика человека. Сознание как высшая форма психики
Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наслед-
ственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принци-
пиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действи-
тельности - знаниями, которые представляют собой концентрированный
опыт человечества, передаваемый посредством речи.
"Сознание" буквально и означает "совокупность знаний".
Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях со-
циального окружения, в процессе усвоения социального, общественного
опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных усло-
виях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального
окружения не приобретает никаких человеческих качеств.
В истории отмечено около 40 случаев, когда дети с раннего возраста
вскармливались животными. Они не обнаруживали не только признаков соз-
нания (у них полностью отсутствовали речь и мышление), но даже такого
физического свойства человека, как вертикальное положение тела при
ходьбе.
С переходом от животного существования к человеческому обществу
возникло два новых фактора формирования психики человека: это общест-
венный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова.
С возникновением прямохождения у человека освободилась рука, расши-
рился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориен-
тировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда,
трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий
труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые опе-
рации.
Изготовление самого простого орудия труда неизбежно требует таких
сознательных действий, как предварительное представление его функций,
формы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны пла-
нироваться в определенном порядке. Они должны осознаваться и запоми-
наться для повторного его изготовления.
Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого
на части (анализ), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств пред-
мета, а также с мысленным объединением (синтез), вычлененных свойств в
представляемые целостные орудия. Совершенствование трудовых процессов,
изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с со-
вершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного
мозга человека; совершенствовалось и орудие этой деятельности - речь.
Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению
отдельных действий, которые приобретают смысл только через работу дру-
гих людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от
непосредственной биологической цели, формируется абстрактное мышление
человека, его воля.
В процессе формирования психики человека его внешние физические
действия с материальными объектами предшествуют формированию внутрен-
них психических действий. Лишь на основе действия с материальными
предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными
образами, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внут-
ренним действиям называется интериоризацией ("превращение во внутрен-
нее"). Благодаря способности действовать с психическими, идеальными
образами предметов человек начинает моделировать различные отношения
между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация
осуществляется на словесной, речевой основе. Слово используется и как
средство обозначения объектов и как символ их общих, существенных
свойств.
Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия са-
ми начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия
человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутрен-
ней психической деятельности.
Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность
общественным сознанием.
К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, идеоло-
гия, искусство, религия. Изменения в производстве, в общественных от-
ношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержа-
нии общественного сознания.
Существенной особенностью сознания человека является самосознание.
Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к другим людям,
человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из ок-
ружающего мира.
Содержанием самосознания является осознание человеком своих физи-
ческих и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и
стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая
свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психи-
ку, свое поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъ-
являет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в про-
цессе самовоспитания.
Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к
себе, самообладании и ответственности перед обществом за свои поступки
и действия. Определенный уровень самосознания - необходимая предпосыл-
ка правомерного поведения.
Самосознание - целостное интегративное, концептуальное отражение
человеком своей собственной личности, это психическая модель своего Я.
Человек направляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей Я-
концепции, которая обусловлена социальными условиями существования ин-
дивида, его социальной идентификацией (отнесением себя к определенной
социальной группе).
Самосознание - социально обусловленная установочная система личнос-
ти, система ее ценностно-смысловых образований. На этой основе и осу-
ществляются все поведенческие акты человека, они приобретают личност-
ное единство - стиль поведения данной личности.
Итак, психика человека, его сознание - это система его психической
саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и
ценностных ориентациях.
Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие
существенные особенности:
1. Категориальность - отражение мира сквозь призму общечеловеческих
знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы.
2. Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимо-
связей.
3. Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечело-
веческих понятий и представлений.
4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами соз-
нания.
5. Самосознание - концептуальная модель собственной личности и пост-
роение взаимодействий с действительностью на этой основе.
Все существенные стороны сознания функционируют посредством речи.
Поведение человека определяется не только его сознанием. Психичес-
кая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществ-
ляется тремя относительно автономными уровнями психической регуляции:
1) эволюционно сформированным бессознательно-инстинктивным уровнем;
2) подсознательно-субъективным эмоционально-импульсным уровнем; 3)
сознательными, произвольными, логико-семантическими программами. В по-
ведении социализированной личности доминируют произвольные, ценностно
категоризированные программы. Два других, низших уровня саморегуляции
в его поведении выполняют фоновую роль. В экстремальных же условиях и
в условиях десоциализации индивида эти низшие уровни саморегуляции мо-
гут перейти в автономный режим функционирования.
Наличие в психике человека указанных уровней регуляции обусловлива-
ет относительную самостоятельность следующих разновидностей человечес-
ких реакций и действий:
1) бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции (реакция страха,
испуга, избежания физически опасных ситуаций);
2) привычно-автоматизированные подсознательные действия;
3) сознательные, волевые действия.
0 коммент.:
Отправить комментарий