25 сент. 2012 г.
Home »
» Возникновение и развитие психики Развитие психики в процессе эволюции
Возникновение и развитие психики Развитие психики в процессе эволюции
Психика возникла на определенном этапе развития жизни как механизм
активного взаимодействия живых существ с окружающей средой.
По мере эволюционного развития у животных формируется специальный
орган психики - нервная система, обеспечивающая отражение окружающего
мира и регуляцию поведения.
Первоначальной формой психического отражения и регуляции поведения
являются инстинкты.
Инстинкты - комплекс врожденных реакций, стимулом для которых явля-
ются отдельные биологически значимые свойства окружающей среды. Этот
этап развития психики называется еще и этапом элементарного анализа.
Паук, сидящий в паутине, набрасывается на запутавшуюся в ней муху.
Сигналом, вызывающим реализацию этой программы действия, является виб-
рация. Достаточно приложить к паутине вибрирующий камертон, чтобы паук
высунулся из гнезда и бросился на него. Лягушка, подстерегая свою
жертву, набрасывается лишь на летающую мошку - сигналом к ее действию
является мелькание.
С развитием коры головного мозга появились новые, индивидуально-из-
менчивые формы поведения, основанные на образно-концептуальном отраже-
нии окружающего мира.
Поведение высокоорганизованного животного регулируется психическим
образом конкретных условий среды.
У высокоорганизованных животных наряду с инстинктами возникает спо-
собность ситуативного, предметного отражения действительности, способ-
ность отражения отношений, связей между элементами данной ситуации, на
основе чего вырабатывается гибкая программа поведения. Эти животные
приобретают индивидуальные навыки (закрепленные в идивидуальном опыте
действия, которые дают положительный эффект в определенных ситуациях).
Наиболее высокоразвитые животные (приматы, собаки, дельфины и др.)
способны даже на отдельные интеллектуальные действия.
В чем своеобразие психики животных?
В опытах исследователей на глазах у голодной обезьяны в ящик с
плотно закрывающейся крышкой помещался банан. В боковой стенке ящика
имелось треугольное отверстие, через которое крышку можно было отк-
рыть. Рядом с ящиком было положено несколько палок с различными сече-
ниями: круглым, квадратным, прямоугольным и треугольным. После дли-
тельных манипуляций, различных проб, перебирая палки наугад, обезьяна
открывала ящик палкой с треугольным сечением. Однако, когда опыт пов-
торялся, обезьяна никогда не брала сразу нужную палку, все начиналось
сначала. Между тем в аналогичном опыте ребенок во втором случае сразу
берет палку с треугольным сечением. Это свидетельствует о том, что
обезьяна не вычленяет, не абстрагирует треугольную форму отверстия в
ящике и треугольную форму сечения палки, не соотносит эти общие
свойства. Животные лишены абстрагирующей деятельности. Они не отражают
постоянного значения вещей.
0 коммент.:
Отправить комментарий