25 сент. 2012 г.

Потребности, мотивационные состояния и мотивы деятельности

Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности яв- ляется потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на сле- дующие группы: а) условия, необходимые для жизни и развития человека как естественного организма (отсюда естественные или органические пот- ребности); б) условия, необходимые для жизни и развития человека как индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для обще- ния, познания и труда); в) условия, необходимые для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его индивидуализированных потребностей. Потребность - необходимость выравнивания отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для человека как биологического сущест- ва, индивида и личности. Потребности определяют направленность психики данного человека, по- вышенную возбудимость ее к определенным сторонам действительности. Потребности подразделяются на естественные и культурные. Культурные потребности подразделяются на материальные, материально-духовные (кни- ги, предметы искусства и др.) и духовные. Потребности человека со- циально обусловлены. В зависимости от того, с каким кругом обществен- ных требований связаны эти потребности, различаются разные их уровни. Потребности человека иерархизированы, т.е. организованы в опреде- ленной соподчиненной схеме. Иерархия индивидуальных потребностей сос- тавляет основную отличительную особенность личности - ее направлен- ность. Но не смотря на значительное разнообразие индивидуальных пот- ребностей личности, можно вычленить основную схему личностных потреб- ностей. Все уровни потребностей взаимосвязаны, регуляция человеческого по- ведения одновременно взаимодействует со всеми уровнями - происходит так называемая "сквозная регуляция", связанная с взаимодействием этих уровней. Депривация одной из потребностей приводит к деформации лич- ностного поведения в целом. Так например, невозможность удовлетворить потребность в безопасности ведет к повышению уровня тревожности лич- ности, к свертыванию ее возможностей в самореализации; затруднение в удовлетворении физиологических потребностей ведет к понижению когни- тивных потребностей и т.д. Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности, высшие ее уровни "вызревают" лишь к моменту достижения индивидом пси- хологической зрелости. Но будучи сформированными высшие уровни потреб- ности, особенно потребности в самореализации, самоусовершенствовании, начинают играть системообразующую роль в системе потребностей. Автоно- мизация же отдельных ее уровней ведет к сужению интересов личности, а в ряде случаев к асоциальным способам их реализации. У социализированной личности существует потребность в самооценке, в понимании самого себя, смысла своего существования. Это имеет большое значение для его адаптации к окружающей среде.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.