25 сент. 2012 г.
Home »
» Потребности, мотивационные состояния и мотивы деятельности
Потребности, мотивационные состояния и мотивы деятельности
Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности яв-
ляется потребность.
Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению
возникшего дефицита.
Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на сле-
дующие группы: а) условия, необходимые для жизни и развития человека
как естественного организма (отсюда естественные или органические пот-
ребности); б) условия, необходимые для жизни и развития человека как
индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для обще-
ния, познания и труда); в) условия, необходимые для жизни и развития
данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его
индивидуализированных потребностей.
Потребность - необходимость выравнивания отклонений от параметров
жизнедеятельности, оптимальных для человека как биологического сущест-
ва, индивида и личности.
Потребности определяют направленность психики данного человека, по-
вышенную возбудимость ее к определенным сторонам действительности.
Потребности подразделяются на естественные и культурные. Культурные
потребности подразделяются на материальные, материально-духовные (кни-
ги, предметы искусства и др.) и духовные. Потребности человека со-
циально обусловлены. В зависимости от того, с каким кругом обществен-
ных требований связаны эти потребности, различаются разные их уровни.
Потребности человека иерархизированы, т.е. организованы в опреде-
ленной соподчиненной схеме. Иерархия индивидуальных потребностей сос-
тавляет основную отличительную особенность личности - ее направлен-
ность. Но не смотря на значительное разнообразие индивидуальных пот-
ребностей личности, можно вычленить основную схему личностных потреб-
ностей.
Все уровни потребностей взаимосвязаны, регуляция человеческого по-
ведения одновременно взаимодействует со всеми уровнями - происходит
так называемая "сквозная регуляция", связанная с взаимодействием этих
уровней. Депривация одной из потребностей приводит к деформации лич-
ностного поведения в целом. Так например, невозможность удовлетворить
потребность в безопасности ведет к повышению уровня тревожности лич-
ности, к свертыванию ее возможностей в самореализации; затруднение в
удовлетворении физиологических потребностей ведет к понижению когни-
тивных потребностей и т.д.
Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности,
высшие ее уровни "вызревают" лишь к моменту достижения индивидом пси-
хологической зрелости. Но будучи сформированными высшие уровни потреб-
ности, особенно потребности в самореализации, самоусовершенствовании,
начинают играть системообразующую роль в системе потребностей. Автоно-
мизация же отдельных ее уровней ведет к сужению интересов личности, а
в ряде случаев к асоциальным способам их реализации.
У социализированной личности существует потребность в самооценке, в
понимании самого себя, смысла своего существования. Это имеет большое
значение для его адаптации к окружающей среде.
0 коммент.:
Отправить комментарий