11 апр. 2012 г.

Анализ динамики и структуры государственного долга

Современный внешний долг Российской Федерации складывается из трех составляющих: 1. Долги пред кредиторами из западных стран. Их можно разделить на четыре группы: • Задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющие сред-ства займы под гарантии соответствующих правительств или при страхова-нии кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности этого вида является компетенцией Парижского клуба – особого международ-ного координирующего органа, членами которого являются официальные представители стран – наиболее крупных международных кредиторов; • Кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, т.е. без государственных гарантий. Регулирование такой за-долженности регулируется Лондонским клубом, который предоставляет со-бой неофициальное объединение представителей банков-кредиторов; • Кредиты, предоставленные различными западными коммерческими структурами. Они связаны в основном с поставкой товаров и оказанием ус-луг; • Кредиты международных валютно-финансовых организаций (МВФ, международного банка реконструкции и развития, европейского банка ре-конструкции и развития). 2.Долги перед некоторыми странами – бывшими членами СЭВ. К ним, относятся, в частности, Венгрия, Чехия, Словакия. 3.Валютный долг российским предприятиям и банкам. Формально он относится к внутреннему долгу, однако его погашение производится конвер-тируемой валютой, поэтому он практически ни чем не отличается от внешне-го. Важнейшими во внешней долговой политике Российской Федерации являются отношения с Международным валютным фондом. Такое положе-ние вещей обусловлено, во-первых, крупным размером текущих платежей – в 2000г. они составили около 3,6 млрд. долл. и, во-вторых, большой зависимо-стью России на мировом рынке кредиторов от позиции МВФ по отношению к ней. Проблему усугубляется тем обстоятельством, что согласно своему ус-таву МВФ не имеет права проводить реструктуризацию задолженности, по-этому на сегодняшний день единственным путем решения долговой пробле-мы России является получение кредита на рефинансирование существующей задолженности. Существенным фактором, влияющим на внешнюю долговую полити-ку России, является ее членство в Парижском и Лондонском клубах кредито-рах. С одной стороны, оно накладывает на Россию определенные ограниче-ния, такие как признание долга бывшего СССР и отказ от части своих долго-вых активов, таких как долги по поставкам вооружений и военной техники. С другой стороны, членство в этих клубах дает России дополнительные воз-можности по реструктуризации своих внешних долгов, а также по истребле-нию дебиторских долгов. В частности, в рамках Парижского клуба у России имеется пять крупнейших должников – Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Йемен не платит России (как и другим своим кредиторам) уже около 10 лет. Остальные станы выплачивают в лучшем случае 1/5 оговорен-ной в соглашениях суммы. В целом в руках членов Парижского клуба креди-торов находится около 27% величины совокупных обязательств Российской Федерации. Размер государственного долга в абсолютном выражении не дает пол-ного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по пога-шению и обслуживанию накопленного объема государственного долга миро-вая прак¬тика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в со-поставлении с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциаль-ные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произве¬денного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредитора¬ми. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может напра-вить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подоб-ное положение было характерно для экономики Российской Федерации с на-чала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г. За последние годы объем государственно-го долга, его удельный вес в объеме ВВП имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в 2002 г. объем внешних заимствований составлял 35,88% в объеме ВВП, то в 2005 г. - 21% . [6,С.64-65]. Вместе с тем в структуре государственного долга России при некото-ром сниже¬нии внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "но-вых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного дол¬га, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государствен-ный долг становится все более единым, и управление финансовыми обяза-тельствами государства переходит к единому центру. Показатель "государственный долг/доходы" используется международ-ны¬ми финансовыми организациями для оценки долговой устойчивости суве-рен¬ного заемщика, т. е. такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности. Поскольку внешняя задолженность фиксируется, погашается и об-служи¬вается в иностранной валюте, то важным показателем платежеспособ-ности страны наряду с объемом и темпами роста ВВП является экспорт това-ров и услуг. Коэффициент "внешний долг/экспорт" является индикатором со-стояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накоплен¬ный объем. Чем более развит экспортный сектор национальной эко-номики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долго-вые обяза¬тельства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя. На основе этих критериев страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем внешней задолженности. К первой группе относятся страны, у которых первый показатель выше 80% или второй превышает 220%. Для второй группы эти показатели колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%. Страны с неболь-шим объемом задолженности - менее 48 и 132% соответственно.[5, с.65] Валютная составляющая государственного долга для бюджетной сис-темы страны наиболее опасна, так как продолжающаяся девальвация нацио-нальной валюты неизбежно ведет к удорожанию самого долга и его обслу-живания. В 2000 г. удельный вес государственного внешнего долга Россий-ской Федерации в объеме ВВП и экспорта составлял соответственно 57,3 и 140,7%. Эти показа¬тели по критериям Всемирного банка соответствовала странам с высоким уровнем внешней задолженности. За пределами 2005 г. Россия устойчиво перешла к странам с низким уровнем государственного внешнего долга. Международные финансовые организации часто пользуются показа-телем "резервы/платежи по внешнему долгу", являющимся, по их мнению, важней¬шим индикатором потенциальных проблем страны с ликвидностью - способ¬ностью правительства и резидентов своевременно выполнять обяза-тельства по внешнему долгу, сохранять достигнутый уровень кредитного рейтинга и доступ на международные финансовые рынки. Критическим зна-чением является уровень в 100%, отражающий равенство официальных ре-зервов и объема сроч¬ного в течение года внешнего долга. Меньшие значения показателя указывают на вероятность того, что либо правительство, либо ре-зиденты страны прекра¬тят обслуживать или погашать срочный в текущем (отчетном) году долг из-за нехватки доступной иностранной валюты. Золото-валютные резервы Российс¬кой Федерации в 2005 г. составили 138,9 млрд. долл., а платежи по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга - 17,15 млрд. долл. Таким образом, "резервы/платежи по внешнему долгу" равны 2,3%, что значительно ниже критического уровня.[5, с.65] В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют обязательства перед странами-членами Парижского клуба кредиторов. К обя-зательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными бан-ками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих пра-вительств или застрахованными правительственными страховыми организа-циями. Парижский клуб кредиторов, полноправным членом которого с сен-тября 1997 года является Россия, объединяет восемнадцать стран - крупней-ших мировых кредиторов (число членов варьируется). По состоянию на 1 ян-варя 2006 года задолженность перед странами кредиторами - членами Па-рижского клуба составляет 44,4 млрд. долл., или 42,3% от общей суммы внешнего долга Российской Федерации. Новый долг Российской Федерации перед странами - не членами Па-рижского клуба кредиторов представлен задолженностью по соглашениям Внешэкономбанка с Экспортным кредитным банком Турции. Правительст-вом Российской Федерации были предоставлены соответствующие платеж-ные гарантии Экспортному кредитному банку Турции по выплате основного долга и процентов, начисленных на сумму задолженности по указанным кре-дитным соглашениям. Кроме осуществления денежных расчетов и погашения государствен-ного внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно исполь-зовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолжен-ности. Такие схемы были реализованы с Чехией, Словакией и Венгрией на сумму погашения долга 3,3 млрд. долл. При этом расходы бюджета состави-ли лишь 1,7 млрд. долл. Внешняя задолженность Российской Федерации в части международ-ных финансовых организаций включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями: · Международный валютный фонд (МВФ); · Международный банк реконструкции и развития (МБРР); · Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Начиная с 1998 года, в структуру государственного внешнего долга включаются кредиты, полученные от Центрального банка Российской Феде-рации. Федеральным законом от 29 декабря 1998 года №192-ФЗ "О первооче-редных мерах в области бюджетной и налоговой политики" (статья 5), в це-лях своевременного осуществления неотложных платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга Российской Федерации, Минфину России разрешено привлекать в 1998 году кредиты Внешэконобанка и Внешторгбан-ка для расчетов по внешнему долгу Российской Федерации в сумме до 3,0 млрд. долл. за счет перечисления Банком России средств в иностранной ва-люте указанным банкам на срок до 5 лет по минимальным рыночным став-кам, что увеличило на 1 января 1999 года внешний долг Российской Федера-ции на 2,3 млрд. долл. В последние годы наметилась тен¬денция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000 г. он составил 148,4 млрд. долл., а по состоя-нию на 1 октября 2007 г. снизился до 94,2 млрд. долл.[5, с.64] В 2000 г. Российской Федерации уда¬лось договориться с Лондонским клубом о списании 1 /3 задолженности бывшего СССР. Это была успешная операция, кото¬рую нам не удалось осуществить с Париж¬ским клубом. Ос-тавшиеся 2/3 задолженности Лондонскому клубу были переведены в еврооб-лигации, и таким обра¬зом задолженность Лондонскому клубу больше не вы-деляется в статистике. Таким образом, задолженность странам Парижско¬го клуба стала почти единственным субъек¬том долгов Советского Союза. Для погашения внешнего государственного долга, и прежде всего Па-рижскому клубу, был создан в 2004 г. Стабилизационный фонд. [12, с.2] Цели создания Стабилизационного фонда определяются: • такой спецификой постсоветской экономикой, как сильная ее зависимость от экспорта углеводородов и от соответ-ствующих мировых цен; • особенностями проводимой в последние годы эконо-мической политики. Стабилизационный фонд трактуется и как инструмент стерилизации денежной массы, сдерживания инфляции, регулирования обменного курса. Речь идет о направленности этой политики на достижение, главным образом, финансовой стабилизации. Источником Стабилизационного фон¬да являются поступления от реа-лизации на мировых рынках нефти по цене свыше 20 долл. за баррель, а ос-тальная часть экспорт¬ной выручки поступает по установленной норме (50—25—10%) в федеральный бюджет. На 1 мая 2005 г. Стабилизационный фонд составлял 857 млрд. руб., или 29,8 млрд. долл. Распоряжение этими средст-вами Ста¬билизационного фонда имеет Минфин, а средства поступают на счет в ЦБ России. Минфину разрешено изменять "точку отсе¬чения", т.е. под-нимать ее до 27 долл. за бар¬рель.[12, c.2] К новым явлениям в области погаше¬ния задолженности относится до-говорен¬ность правительства РФ с Парижским клу¬бом о досрочном погаше-нии внешнего го¬сударственного долга на сумму 15,5 млрд. долл. в течение четырех месяцев 2005 г., или на 40% всего долга Парижскому клубу. Это да-ло нам экономию около миллиарда долларов на процентах по номинальному долгу. Сумма в 15,5 млрд. долл. уже отправлена Парижскому клубу из средств Стаби¬лизационного фонда. Примерно 6 млрд. долл. из этой суммы получит Германия, т.е. приблизительно 1/3. Следует отметить, что Париж-ский клуб, согласившись на досроч¬ное погашение внешнего долга России, хо¬тел получить будущие проценты в виде премий, но РФ на это не пошла. [12,c.3] В целом можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга: • снижается общий объем; • повышается доля рыночных инструментов(ОВГВЗ); • снижается долговая нагрузка на экономику; • из-за благоприятной внешней конъюнктуры тенден-ция уменьшения внешнего долга будет сохраняться и в даль-нейшем.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.