11 апр. 2012 г.

Проблемы управления государственным долгом

Управление государственным долгом Российской Федерации базиру-ется на достижении долговой устойчивости, исключающей возможности воз-никно¬вения кризисов ликвидности или платежеспособности, а также на по-степен¬ном снижении зависимости федерального бюджета от ситуации на ми-ровых рынках сырьевых товаров и ссудного капитала. Исходя из макроэкономического контекста проведения государствен-ной политики управление государственным долгом предполагает использо-вание широкого набора экономических мер. К ним относятся: • формирование долго¬вой стратегии, обеспечивающей эко-номическую приемлемость (или устойчи¬вость) и обоснованность уров-ня и темпов роста (снижения) государственного долга; • активное управление рыночной его частью; • возможность рефинансиро¬вания и обслуживания при ме-няющейся экономической конъюнктуре не отступая от целевых уста-новок в отношении стоимости и степени риска; • удержание задолженности государственного сектора на экономически прием¬лемом уровне; • жесткий контроль за привлечением новых займов; • эффективное управление зарубежными активами России и т. д. Для Российской Федерации главной проблемой с момента про-возглашения ее суверенитета было отсутствие продуманной стратегии управления государ¬ственным внутренним и внешним долгом. Следствием этого стало экономически необоснованное принятие долга бывшего СССР, особенно внешнего государ¬ственного долга, и затем стремительный рост "нового" российского долга. К тому же нет законодательно закрепленных це-лей государственных заимствований, системы ответственности за эффектив-ность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом, не определены преде-лы полномочий и ответственность правительства РФ, органов федеральной исполнительной власти, банков-агентов эмитента государственных долговых обязательств. В законодательстве следовало бы, более четко учесть цели, стратегию управления долгом, координацию с денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой, систему управления рисками, направления рефинан-сирования государственного долга, а также детальнее прописать процедуры и механизмы взаимодействия, координации и ответственности государствен-ных органов, осуществляющих валютную, денежно-кредитную, долговую и бюджетную политику. Одним из условий эффективного управления государственным долгом Российской Федерации является достоверный учет и контроль за его состоя-ни¬ем в реальном режиме времени. Однако пока учет долговых обязательств в значительной степени разобщен, а единая база данных государственных дол-го¬вых обязательств отсутствует. Сложности в управлении государственным долгом для Российской Фе-дера¬ции создали ряд обстоятельств, отрицательно влияющих на проведение эффектив¬ной политики в области государственных заимствований и управ-ления государ¬ственным долгом. Среди таких обстоятельств следует отметить нерыночный характер основной доли государственного долга, особенно внешнего. К началу 2000 г. структура внутреннего долга была переориенти-рована в рыночные инстру¬менты. Внешние долговые обязательства длитель-ное время формировались путем привлечения "связанных" кредитов прави-тельств иностранных государств и международных финансовых организаций. Это усложняет механизм их перевода в рыночные инструменты, особенно для использования на вторичном рынке. Основная часть российских долговых инструментов номинирована в долларах, что повышает степень валютных рисков по операциям обслужива-ния и погашения задолженности, особенно в связи с введением евро и разни-цы в курсах валют. Это ставит управление государственным долгом, в част-ности внешним, в жесткую зависимость как от внешних факторов, так и от валютной политики государства и состояния платежного баланса страны. С другой стороны, большая часть иностранного долга перед Россией (более 65%) номинирована в советских и переводных рублях, что усложняет переговорный процесс и пересчет долга для его погашения, и планирование бюджетных до¬ходов страны, связанных с выплатами по иностранному долгу перед Россией. Другими словами, несоответствие качественной структуры российского государ¬ственного внешнего долга структуре задолженности иностранных государств не позволяет производить обмен российского долга на долг перед Россией. [5 с. 66] До сих пор существуют спорные моменты при определении государст-вен¬ного долга Российской Федерации. Представляется спорной сама величи-на советского долга из-за не кредитной природы некоторой ее части. К при-меру, долгов перед странами бывшего социалистического лагеря. Приведенные обстоятельства усложняют долговое положение России в случае ухудшения мировой экономической конъюнктуры, усиливают риски при возникновении неблагоприятной ситуации в финансовой сфере. Все это обусловливает необходимость реформирования системы управления государ¬ственным долгом на основе использования мирового опыта. Пока вне правового регулирования остается механизм проведения опе-ра¬ций переоформления и реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов. Перед Российской Федерацией в области управления государственным долгом с точки зрения оптимизации его структуры и стоимости обслужива-ния, поддержания его размера на экономически безопасном уровне форми-руются сле¬дующие задачи: • завершение формирования единой системы государствен-ного долга и государственных заимствований; • единой базы данных; • внедрение интегри¬рованной системы аналитического учета федеральных, региональных и муници¬пальных долговых обязательств и заимствований негосударственного сектора экономики с целью обес-печения экономически обоснованных решений в сфере управления го-сударственным долгом и государственными заимствованиями. Это предполагает: сокращение объемов долговых обязательств и соот-вет¬ственно оптимизацию стоимости их обслуживания; оптимизацию плате-жей по внутреннему долгу; особенно долгу бывшего СССР, а также структу-ры внешне¬го долга, увеличение доли его рыночной составляющей. Необходимы рефинансирование внешнего долга за счет внутренних за-имствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам пла-тежей; повышение эффективности использования заемных средств на нацио-нальном и мировом рынках ссудного капитала. В целях совершенствования системы управления государственным дол-гом требуется также создание единой базы данных по государственному дол-гу Российской Федерации, установление единого порядка ведения государст-вен¬ных долговых книг Российской Федерации, ее субъектов и муниципаль-ных образований. Существенным моментом в реформировании данной сис-темы является разработка критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики государства и контроля за их соблюдением, включая контроль со стороны Счетной палаты Российской Федерации. [5, c.67]
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.