2 нояб. 2012 г.
Home »
» Электронная почта (E-mail)
Электронная почта (E-mail)
E-mail (сокращение от англ. “electronic mail” – электронная почта) представляет собой способ коммуникации, который в концептуальном плане во многом аналогичен традиционной почте. В качестве принципиального отличия выступает скорость доставки электронного сообщения, которая вне зависимости от расстояния составляет обычно несколько секунд.
Вероятно, именно возможность переноса значительного числа представлений, которыми обладают пользователи традиционной почты (наличие отправителя, адресата, почтового ящика; получение-отправка почты и др.), способствовала популярности этой формы интернет-общения. Схема коммуникации по электронной почте незначительно отличается от традиционной: с помощью специальной программы отправитель составляет сообщение, указывает адресата и тему письма и отправляет его. На полученные сообщения можно отвечать, можно пересылать их другим участникам общения, распечатывать или удалять. Современные программы избавляют пользователя от необходимости работать с почтой самостоятельно: существуют сортировщики писем, автоматические автоответчики, фильтры и т.д.
Совершенно очевидно, что отличие электронной почты от других форм интернет-общения – самая низкая скорость реагирования на сообщения. Пользователь получает всю адресованную ему почту чаще всего не по мере поступления, а в отдельные моменты, подключаясь к Сети. Несмотря на высокую скорость доставки сообщений, ответная реакция пользователя может последовать спустя многие часы и даже дни, что немыслимо для некоторых других видов электронной коммуникации.
Промежуточное положение электронного письма между эпистолярной культурой прошлого и новыми формами синхронной коммуникации (такими, как телефонный разговор или чат) стало темой целого ряда публикаций (Steinfield, 1990; Groenling, 1992; Leslie, 1994; Angell, Brent, 1994; Handler, 1995; Guenther, Wyss, 1996; Gruber, 1997; Townshend, 1997; Writing…, 1997; Danet, 1997; Pansegrau, 1997; Holland, 1998; Runkehl, Schlobinski u.a., 2000 и др.). Несмотря на разнообразие представленных оценок, большинство авторов едины во мнении, что в случае электронного письма можно говорить об особом типе текстов.
Распространенной точкой зрения является рассмотрение текста электронного письма как принципиально полиморфного образования. Он включает в себя характеристики устной, письменной речи и целый ряд особенностей, не характерных ни для той, ни для другой формы. Стиль электронных писем одновременно близок как к стилю телеграмм или коротких сообщений (близость к устной речи), так и к стилю длинных писем (конвенции письменного общения). Отмеченная особенность представляется весьма обоснованной, поскольку электронная коммуникация предполагает трансформацию отношений между устной и письменной речью. Подробному рассмотрению этого вопроса будет посвящена отдельная глава данной работы. Пока следует отметить, что эта трансформация находит свое отражение и в коммуникации посредством электронной почты.
Тенденции к сохранению содержания коммуникации соответствует эксплицитное цитирование, которое имеет место в электронных сообщениях. При ответе все содержание предыдущего общения включается в новое письмо, где каждая строка помечается знаком “>”. Это позволяет коммуникантам легко ссылаться на уже имевшие место высказывания, экономить время, включая ответы на вопросы отправителя в тело его письма. Наиболее очевидными отличительными особенностями электронного письма представляются следующие: отсутствие подробного почтового адреса (адрес электронной почты уже автоматически указан в письме); часто отсутствие обращения, либо фатических формул (приветствия, прощания); использование исключительно строчных букв в целях экономии времени; отход от строгих синтаксических правил. Как справедливо замечает Б. Денет (B. Danet), электронная почта способствовала появлению особых фатических формул, которые не являются типичными для традиционных писем. В английском языке она отмечает выражение “talk to you soon” (Danet, 1997: WWW). В русском языке к аналогичным выражениям можно отнести достаточно распространенные в общении по электронной почте «доброе время суток» в качестве приветствия или «до связи» в качестве прощания. Первое из этих выражений учитывает асинхронный характер коммуникации посредством электронной почты: пользователь может прочитать сообщение в любое время дня и ночи. Второе выражение учитывает специфику взаимодействия по электронной почте: следующий обмен высказываниями состоится, очевидно, не раньше, чем пользователь вновь установит соединение и получит почту.
0 коммент.:
Отправить комментарий