27 мар. 2012 г.
Home »
» ТРИ МИРОВЫХ ЦЕНТРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: США - ЯПОНИЯ - ЕС
ТРИ МИРОВЫХ ЦЕНТРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: США - ЯПОНИЯ - ЕС
Третья НТР вызвала ускоренное вовлечения стран в международное разделение труда, в обмен продукцией и информацией, что послужило основой для возникновения во 2 половине 20 века процесса интернационализации экономики на основе процесса интеграции.
Однако интеграция, являясь ведущей тенденцией мирового развития, сопровождается острой конкурентной борьбой между 3-мя главными центрами мирового хозяйства - между США, Западной Европой и Японией. Эти центры оформились во 2-ой половине XX века и усиливающаяся конкуренция за рынки сбыта и сферы влияния в известной мере стимулирует сам процесс интеграции внутри центров, постоянно подталкивая центры к расширению своей деятельности.
Вместе с тем в конкурентной борьбе за рынки сбыта и сферы влияния каждый из трёх основных центров опирается на преимущества своего положения в масштабе мирового хозяйства.
С Ш А
Одним из главных центров является США. Эта страна располагает мощнейшим производственным и научно-техническим потенциалом, ёмким внутренним рынком, многими природными ресурсами. США занимают весьма удобное геополитическое пространство, имеют огромные зарубежные капиталовложения. Особо следует выделить мощь американских ТНК, на базе которых действует «вторая экономика» за пределами страны, и их превосходство в военной области.
ТНК (транснациональные корпорации) и МНК (многонациональные корпорации) - ими являются практически все крупнейшие компании развитых стран - это международные предприятия, которые вместе с применением электронно-вычислительной техники и современных средств связи стали превращаться во 2 половине 20 века в многоотраслевые комплексы, действующие на принципах специализации и кооперации производства на мировом уровне.
ТНК, вкладывая капитал и создавая многочисленные филиалы за рубежом, формируют разветвлённую систему мирового производства, объединённую общими организационными, экономическими и технологическими отношениями и разрушающую границы между национальными рынками товаров, капиталов и рабочей силы с помощью налаживания прямых производственно-технологических и экономических связей между предприятиями в различных странах, вызывая эффект интернационализации экономики.
ТНК достигают более высокой экономической эффективности за счёт оптимального размещения в разных странах производства с учётом их сравнительных преимуществ (связанных с наличием источников сырья, квалифицированной рабочей силы, технического уровня производства и др.)
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА
Другой центр– западноевропейский -наиболее широко использует развитые внутрирегиональные связи, тесное переплетение взаимодополняющих структур, лидирующее положение в сфере интернационализации производства и капитала.
Западная Европа использует другую форму интернационализации экономики –межгосударственную интеграцию, которая получила особое развитие в последние десятилетия. В основе интеграции лежит стремление достигнуть большей эффективности национальных хозяйств за счёт стимулирования процессов специализации и кооперирования в рамках региональных союзов, развитие сотрудничества между странами-участницами в области производства, торговли, валютных отношений и других сферах. Наиболее развитой формой международной интеграции является Европейский Союз, главной целью объединения которого стало создание единого рынка товаров, услуг, рабочей силы и капиталов.
Столь динамичное развитие Западной Европы было обусловлено опасением европейских стран превратиться в условиях НТР в «технологическую периферию» США и Японии. Поэтому страны Европы объединили свои силы в области научно-технического сотрудничества и внедрения результатов современных разработок в производство.
Уже в 80-90 гг. в рамках программы «ЭВРИКА» осуществляется сотрудничество в области микропроцессорных разработок (программа «ЕВРОРОБОТ»), в области систем связи (программа «ЕВРОКОМ»), в области биотехнологий (программа «ЕВРОБИО»), в области создания новых материалов (программа «ЕВРОМАТ») и другие.
ЯПОНИЯ
Третьим центром является Япония, которая не располагает многими факторами, имеющимися у его конкурентов. Поэтому Япония делает упор на эффективное применение передовых иностранных технологий и в последнее время в большей степени на отечественных технологиях, на рациональном использовании импортируемых ресурсов.
Особое внимание уделяется проблеме приспосабливаемости и адаптации экономики страны к современным требованиям, её мобильности, концентрации научно-технических сил в сфере наукоёмких производств, росту производительности труда, снижению издержек, дизайну.
ДИНАМИКА СООТНОШЕНИЯ ТРЁХ МИРОВЫХ ЦЕНТРОВ
До конца 60-х гг. 20 века США обеспечивали себе экономическое, финансовое и технологическое превосходство над остальными двумя центрами. Однако, в течение 70-80 гг. их монопольное положение по многим позициям было утрачено или изменено. Так, в настоящее время Япония вышла на 2 место в мире по общему объёму производства, сравнявшись с США по размерам экспорта; а по душевому производству Япония в 1988 году обогнала США.
За 25 лет доля США в совокупном валовом продукте (СВП) развитых стран сократилась с 53 % (в 1960 г.) до 41 % (в середине 80-х гг.), в то время как доля Западной Европы выросла соответственно с 35 % до 36 %, а доля Японии с 5 % до 15 % и т.д.
Кроме того, в США более медленно по сравнению с Японией и Европой происходит рост производительности труда и США уступают в области фундаментальных исследований НИОКР, усиливается давление на США также в области экспорта капиталов, особенно со стороны Японии.
Перераспределение позиций между тремя мировыми центрами связано с особенностью современного экономического развития, с конкурентной борьбой на мировом рынке. Ни одна страна сегодня не в состоянии обеспечить своё полное превосходство одновременно по всем позициям, как это могло быть раньше в 18 или 19 веке (на примере Англии). Это связано с процессом углубившегося международного разделения труда, при котором занять лидирующие позиции можно лишь в некоторых сферах мировой экономики, что и подтверждают результаты соперничества США, Западной Европы и Японии.
ВОПРОС. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕВРОПЕ
(«ОБЩИЙ РЫНОК», ЕЭС)
Мировые интеграционные процессы связаны:
1) с потребностями современного международного разделения труда;
2) с развитием научно-технического прогресса;
3) с углублением международной специализации и кооперации хозяйственных структур отдельных стран.
Экономическая взаимозависимость государств, интернационализация производительных сил способствуют развитию интеграционных процессов в экономике.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это качественно новый и более сложный этап интернационализации хозяйственных связей, основными целям которого являются:
- более тесное сотрудничество и взаимопроникновение отдельных национальных хозяйств;
- обеспечение условий концентрации производства и переплетения капиталов;
- проведение согласованной межгосударственной экономической политики.
Характерной особенностью интеграционных объединений является их развитие на региональном уровне. Идеи европейской экономической интеграции стали осуществляться в 1944г. и первой попыткой этого стало решение правительств Бельгии, Голландии и Люксембурга о создании с 1 января 1948г. таможенного союза, впоследствии известного под названием БЕНИЛЮКС.
Региональная интеграция проходит ряд этапов, каждый из которых имеет свои особенности, специфические черты. На каждом этапе устраняются определённые барьеры и создаются предпосылки для более эффективного производства и внешнеэкономических связей между странами. В результате идёт процесс создания целостных региональных хозяйственных комплексов с общими национальными и межгосударственными органами управления.
Наиболее отчётливо интеграционные процессы проявились в Западной Европе во 2-й половине XX в., когда межгосударственные связи начинают перерастать в международную экономическую интеграцию, когда был оформлен Европейский Союз, прошедший в своём развитии ряд этапов.
Начало европейской интеграции положило подписание в 1951г. Договора об европейском объединение угля и стали (ЕОУС), который вступил в силу в декабре 1952г. Договор предусматривал создание общего рынка угля, железной руды, металлургии, согласно которому были отменены все пошлины и количественные ограничения на импорт и экспорт между странами ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Люксембургом и Нидерландами.
1 этап развития интеграционных процессов был связан с поиском повышения эффективности национального производства, в связи с этим шесть стран Западной Европы – ФРГ, Франция, Италия, Голландия, Бельгия и Люксембург подписанием в январе 1957г. Римский договор о создании благоприятных условий для экономического сотрудничества хозяйствующих субъектов, включающих постепенное снижение таможенных пошлин на ввоз товаров. Договор был подписан также с целью развития предпосылок для свободного перелива капитала, услуг и рабочей силы.
Согласно Римскому договору было образовано – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) о создании «Общего рынка» для чего было намечено:
1) снятие торговых ограничений между странами-членами ЕЭС;
2) установление единого общего тарифа в торговле с третьими странами;
3) свободное передвижение капиталов, услуг и рабочей силы;
4) проведение единой политики в энергетике, транспорте, сельском хозяйстве;
5) унификация налогов;
6) создание валютного союза.
В 1958г. страны Римского договора подписали Договор об Евратоме (Европейское сообщество по атомной энергии), целями которого был:
- контроль за использованием расщепляющихся материалов;
- проведение исследовательских работ;
- обмен технической информацией;
- совместное строительство предприятий атомной энергетики и др.
В 1967г. произошло сияние ранее самостоятельных региональных организаций – ЕОУС, ЕЭС «Общий рынок» и ЕВРАТОМ в Европейское сообщество, которое официально так называлось до 1 ноября 1993 г.
Основой для создания «общего рынка» стала Единая сельскохозяйственная политика (ЕСП), принятая в 1967г., которая финансировалась Европейским фондом сельскохозяйственных гарантий и ориентации, созданным в 1962г. за счёт взносов стран-участниц, к которым впоследствии добавились и собственные ресурсы фонда. Однако, монетарные условия и инфляция, неодинаковые в различных странах, расстраивали систему аграрного рынка.
Много проблем между членами сообщества было в транспортной сфере, где понадобились большие усилия, чтобы отрегулировать рынок транспортных услуг.
Римский договор стал хронологической схемой, разделённой на 3 стадии. Первая ступень предусматривала в течение 12 лет устранение таможенных пошлин и установление общего внешнего тарифа. Но этот процесс развивался настолько успешно, что таможенный союз был оформлен раньше намеченного прока – уже 1 июля 1968г.
Таким образом, 1 этап включает 1958-1968 гг., когда был сформирован таможенный союз и в результате этого были устранены пошлины и количественные ограничения во взаимной и торговле стран-участниц, то есть были введены:
- единый таможенный тариф;
- единая торговая политика в отношении третьих стран;
- была закончена выработка единой аграрной политики;
- была начата либерализация движения капиталов и рабочей силы.
2 этап развития интеграции ЕС включает 1969-1992 гг.
В декабре 1969г. было принято (в Гааге) решение о расширении и углублении интеграции Европейского сообщества. И с 1973 г. в него вступили Дания, Ирландия, Великобритания, в 1981г. – Греция, в 1986г. – Испания, Португалия, в 1995 г. – Австрия, Швеция, Финляндия.
После создания таможенного союза Римский договор предусматривал на второй стадии полную экономическую интеграции, которая означала существование таможенного союза и обеспечения «четырёх свобод движения» - товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, т.е. образование единого рынка без границ при скоординированной макроэкономической политике. В этом направлении стал важным принятый ЕДИНЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ АКТ (ЕЕА), вступивший в силу в 1987г. и предусматривающий формирование единого внутреннего рынка ЕС, основанного на достижении «четырёх свобод» стран-участниц.
Речь шла о создании в рамках сообщества единой правовой и экономической среды для хозяйственной деятельности юридических и физических лиц. Кроме того, была создана правовая база для распространения интеграции на новые сферы деятельности, такие как: наука; техника; валютные отношения; охрана окружающей среды. В едином европейском акте (ЕЕА) важным стал договор о сотрудничестве стран ЕС в сфере внешней политики.
Важным для развития интеграции стало создание общего бюджета Сообщества, который в 1977г. составлял 0,7 % от ВНП стран ЕЭС, в который шли поступления от импортных пошлин и взносов в ЕСП (единую сельскохозяйственную политику) и поступления от непосредственных выплат стран-членов, а с 1 января 1979г. в бюджет ЕЭС переводится 1 % от налога на добавленную стоимость.
В целом для реализации идеи «Общего рынка» Комиссия ЕС разработала 300 программ по устранению преград в торгово-экономическом обмене стран ЕС и в 90-е гг. эти преграды были в основном устранены. К 90-м годам в ЕС практически завершилось создание основ единого рынка и системы межгосударственного управления. Страны вплотную подошли к окончательному оформлению экономического, валютного и политического союзов.
И в итоге 2 этапа - к концу 1992 года - мероприятия по созданию единого внутреннего рынка были закончены и с 1993 г. в рамках ЕС стали свободно перемещаться товары, услуги, капиталы и граждане, а с подписанием Шенгенского соглашения появилась возможность безвизового перехода границы между странами-членами ЕС.
3 этап интеграции ознаменовался новым расширением ЕЭС в 90-е годы, и прежде всего за счёт стран Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). В 1991г. ЕС и ЕАСТ достигли соглашения о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП), объединяющего 19 стран от Арктики до Средиземного моря и теперь ЕАСТ – основной торговый партнёр всех стран ЕС, на долю которой приходится 27 % экспорта и 35 % импорта ЕС.
В свою очередь формирование общего рынка неизбежно ведёт страны к введению единой валюты, поэтому с ноября 1993г. вступает в силу Маастрихтское соглашение об образовании европейского политического, экономического и валютного союза - Европейского Союза (ЕС). Фундаментом Маастрихтского договора стала программа единого внутреннего рынка, которая была в основном завершена к 1993 году.
Маастрихтский договор предусматривал:
- введение с 1 января 1999 г. единой валюты евро;
- выработку общей (единой) внешней политики;
- повышение роли Европарламента;
- сотрудничество в области безопасности, иммиграции, предоставления политического убежища;
- введение единого европейского гражданства.
Экономический и валютный союз проходят развитие тоже в несколько этапов:
1) на первом этапе – обеспечивается функционирование единого рынка;
2) на втором – обеспечивается координация политики, которая постепенно приводит к сближению основных экономических показателей;
3) на третьем этапе уже вводится единая валюта и формируется единый центральный банк.
Таким образом, с 1 января 1994 г. действуют одобренные Советом ЕС «Основные направления экономической политики», которыми должны руководствоваться все страны – члены Сообщества. С 1 января 1999г. 11 стран ЕС перешли к единой евро – валюте. ЕС объединяет 6 % населения Земли - это 340 млн. жителей.
0 коммент.:
Отправить комментарий