27 мар. 2012 г.
Home »
» ЭТАПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ В СССР В ГОДЫ «ПЕРЕСТРОЙКИ» (1985-1991гг)
ЭТАПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ В СССР В ГОДЫ «ПЕРЕСТРОЙКИ» (1985-1991гг)
Последствия гипертрофированного развития военно-промышленного комплекса (ВПК), отсталость гражданских отраслей и сельского хозяйства, падение темпов развития (до уровня простого воспроизводства – 2% годовых), ухудшение государственных финансов, рост бюджетного дефицита и внешнего долга, «проедание» сырьевых ресурсов – всё это вынудило руководство страны изменить экономическую политику.
Новая экономическая политика началась с 1985г. и получила название курса «ускорения». Программа была сформулирована в общих чертах и документах КПСС и Советского правительства. Основной целью курса ускорения объявлялась интенсификация общественного производства за счёт приоритетного развития ряда сфер:
- за счёт научно-технического прогресса;
- за счёт структурной перестройки экономики;
- за счёт эффективной системы управления;
- за счёт организации и стимулировании труда.
Однако, модель была теоретически не проработана, поскольку структурная перестройка экономики была невозможна без реорганизации всего хозяйственного механизма. Поэтому понятие «ускорение» через год выходит из употребления и заменяется термином «перестройка».
Таким образом, с избранием в 1985г. генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачёва в СССР наступает период перестройки и смены социально-экономической системы 1985-1990-е гг.
На 1 этапе с марта 1985г. по август 1991г. в стране шёл процесс пересмотра политического строя и планово-распределительной системы. Была начата «перестройка», означающая переход к демократизации строя и внедрению рыночных отношений в экономику сверху.
Осуществление перестройки сверху выразилось: в снижении роли КПСС в жизни общества; в создании гласности и парламентаризма; ослаблении централизованного руководства экономикой; повышении прав региональных органов власти. Всё это по сути означало реформирование экономики при регулирующей роли государства, внедрение рыночных отношений и разгосударствление части общественной собственности.
Только к середине 1987г. была разработана и принята программа коренной перестройки управления экономикой, которая предусматривала:
- социальную переориентацию экономики;
- структурные преобразования в экономике;
- реформу ценообразования;
- перестройку финансово-кредитной системы.
Особое место отводилось реформе цен, но против этой реформы была развёрнута мощная кампания в условиях острой борьбы за власть. Под давлением популизма были сняты или ослаблены ограничители роста денежных доходов в хозрасчётной сфере, без учёта реальных возможностей в условиях экономической стагнации началось осуществление дорогостоящих социальных программ. В результате экономика становилась заложницей политики и поэтому все предлагаемые программы по стабилизации оказались обречёнными (Абалкина-Рыжкова, «500дней», компромиссной программы, разработанной под руководством М. Горбачёва). Таким образом, интересы народа были принесены в жертву борьбе за власть, правительство не смогло улучшить экономическое положение.
Кризис углублялся и стал распространяться на другие сферы, параллельно экономическому в стране созревали идеологический, управленческий и политический кризисы. Неспособность центрального правительства улучшить экономическое положение, руководство союзных республик, краёв и областей видели путь в улучшении децентрализации управления. Это заставляло правительство СССР перейти к выработке методических подходов по решению вопроса о региональном хозрасчёте.
Другой особенность периода 1985-1989гг. стала борьба с коммунистической идеологией, особым нападкам подверглись понятия–интернационализм, пролетарская солидарность, дружба народов. Началась атака на административно-командную систему под различными политическими лозунгами. В результате этой борьбы возникла ситуация хозяйственного безвластия, так как эта пропаганда носила деструктивный характер и способствовала формированию в обществе сознания необходимости и неизбежности развала государства. Главными разжигателями межнациональных конфликтов были партийная элита и представители уголовно-теневой экономики., именно они стремились к власти и достижению своих узкокорыстных интересов, поэтому были против сильной централизованной государственной власти, мешавшей им в достижении целей. Именно они способствовали развалу государства, так как из партийных функционеров и представителей националистической интеллигенции вышли лидеры, впоследствии ставшие главами государств Поэтому в конце 80-х -начале 90-х гг. прокатились по стране межнациональные конфликты в Азербайджане, Армении, Грузии, Узбекистане, Киргизии, Молдавии и других странах, созданных на развалинах СССР.
В такой обстановке руководство союзных республик, краёв и областей видели путь к улучшению в децентрализации управления, в предоставлении ещё больших прав и экономических возможностей регионов в решении на местах экономических и социальных проблем. Поэтому их требования выражались в борьбе за право оставлять в распоряжении регионов большей доли созданного национального дохода (НД), что вело к уменьшению доли, поступающей в централизованные фонды государства.
Однако вопрос о региональном хозрасчёте так и не был решён, так как шла война в Афганистане, требовавшая больших затрат и расходов на содержание ВПК и поэтому у государства не имелось возможности оставлять в распоряжении регионов большей доли НД. Кроме того, в стране действовала искажённая налоговая система и система цен, не отражающие истинного вклада республик в экономику государства. Это давало повод для к взаимным обвинениям в регионах и центре и к формированию общественного мнения о целесообразности распада СССР.
Неумелая финансовая политика руководства вела к ухудшению государственных финансов, росту бюджетного дефицита, который покрывался всё в больших размерах за счёт денежной эмиссии и роста внутреннего долга страны. Одновременно росла потребность в увеличении бюджетных ассигнований многим отраслям народного хозяйства. Однако неумело проведённая антиалкогольная пропаганда, развернувшаяся в период перестройки, не дала положительных результатов, а лишь усугубила положение финансовой системы, способствовала увеличению дефицита бюджета. Кроме того, вырубка богатейших виноградников нанесла непоправимый ущерб сельскому хозяйству. Эти и другие проблемы приближали финансовый кризис, разразившийся в начале 90-х годов, который не смогли предотвратить постоянно меняющиеся министры финансов (только с 1985-1997гг. этот пост занимали 10 человек).
Во многом в создание экономических трудностей для СССР внеси страны, входящие в НАТО. Аналитики этих стран выявляли слабые стороны экономики СССР и проводили мероприятия по ослаблению советской экономики. Ими были организованы широкомасштабные кампании по снижению на мировом рынке цен на нефть, ограничению экспорта советского природного газа, что приводило к уменьшению поступлений в СССР конвертируемой иностранной валюты. США вводили запрет на приобретение СССР новой промышленной продукции и новых технологий, обостряли ресурсный и технологический кризис СССР путём увеличения военных расходов и военных исследований. Всё это вело к дальнейшему экономическому истощению страны. При этом западными странами создавались условия, затрудняющие получение СССР иностранных кредитов.
Подрыв союза провоцировала борьба союзного и республиканского парламентов. Пришедшие в парламенты в период демократического движения экономически неквалифицированные депутаты вместо поиска путей выхода из кризиса и создания законодательной базы для улучшения обстановки и усиления депутатского контроля за бюджетными средствами (их формированием и использованием) на самом деле занимались деструктивной политической деятельностью, направленной на противостояние центра и регионов.
Кроме того, партийное руководство, являющееся частью административно-командной системы, на самом деле саботировало проведение реформ и реформы оставались только на бумаге в виде лозунгов и решений.
В СССР часть партийного руководства и демократическая общественность стали призывать к более быстрым радикальным реформам в экономике и политике. Поэтому усиливались кризисы в экономике, разразились политические кризисы в Азербайджане, Армении, Грузии, Литве с массовыми выступлениями населения, где были использованы вооруженные силы с целью подавления волнений.
Кроме того, в начале 90-х гг. по стране прокатились забастовки рабочих, требовавших повышения зарплаты. В этих условиях руководство СССР принимает решение о подготовке нового союзного договора, в котором должно было найти отражение расширения прав союзных республик. Однако, в августе 1991г., накануне подписания договора, группа лиц из высшего состава руководства государства ввели в стране чрезвычайное положение. Непоследовательная политика, проводившаяся Горбачёвым (Президентом СССР), подорвала к нему доверие и 8 декабря 1991г. в Беловежской Пуще в Белоруссии было подписано соглашение (президентами России, Украины, и Белоруссии) о прекращении существования СССР. На основе бывших союзных республик были образованы самостоятельные независимые государства - страны СНГ.
Таким образом, негибкость и во многом некомпетентность руководителей высшего и среднего звена управления привели к экономическому отставанию СССР, несостоятельности в обеспечении внутреннего рынка (с постоянным дефицитом товаров и повышенным спросом) и неконкурентоспособности сначала на внешнем рынке, а затем и на внутреннем. Результатом этого стала потеря СССР рынков в 80-х годах в странах СЭВ, а в 90-х гг. и рынков СНГ, и наконец – был потерян рынок сбыта в самой России.
Реформы, осуществлявшиеся со 2-ой половины 80-х гг. и проводившиеся в рамках прежних базисных отношений (в рамках СССР), теоретически были не проработаны, осуществлялись не комплексно и в целом оказались неудачными, это поставило правительство станы перед проблемой смены социально-экономической ориентации.
0 коммент.:
Отправить комментарий