23 мар. 2012 г.
Home »
» «Новая политическая философия» О. Конта.
«Новая политическая философия» О. Конта.
В первой половине XIX столетия появилась так называемая позитиви¬стская концепция развития общества и соответствующая теория его поли¬тической жизни. Она была изложена прежде всего в работах французского мыслителя Огюста Конта (1798—1857). Он писал, что позитивизм представляет собой «особый способ мышления», направленный на «согласование наблюдаемых фактов», выяснение отношений между ними. Никакой созерцательности или умозрительности, присущих в той или иной степени всем известным ему концепциям общественного развития, Конт не допускал. Главное — это научное выяснение реальных исторических фактов, выявление их связей и соотно¬шений. Это касается изучения всех общественных явлений, в том числе политических.
О. Конт называл свое учение об обществе также «новой по¬литической философией», толкуя понятие «поли¬тическая» как тождественное понятию «общественная» или «социальная». В то же время он придавал анализу ряда общест¬венных явлений определенный политический смысл.
«Новая политическая философия» О. Конта базируется на следующих основополагающих положениях:
• общество представляет собой целостную социальную систему;
• данная система закономерно развивается от низшего своего состояния к высшему и от простого к сложному;
• в основе этого развития лежит развитие сознания людей и их познавательной деятельности;
• политическая деятельность людей определяется их поли¬тическим сознанием и направлена на укрепление общества как целостной социальной системы;
• в зависимости от политического сознания людей форми¬руется соответствующий государственный строй, решаются проблемы гражданских прав и свобод граждан.
Конт положительно относился к развитию буржуазного об¬щества, которое, по его мнению, дает широкий простор разви¬тию науки и промышленности и тем самым способствует по¬вышению благосостояния общества, его всестороннему качест¬венному совершенствованию. Понятно, что основными задача¬ми государства становятся защита и обеспечение развития но¬вого общественного строя. Эти задачи лучше может решить буржуазная республика. К такому выводу приходит Конт, ана¬лизируя эволюционное развитие общества, в том числе «естест¬венные законы политических явлений».
Одним из таких законов является, по Конту, расширение свободы творческой деятельности людей, ибо такая деятельность лежит в основе развития общества. Это касается и свободы по¬литической деятельности, которая, однако, не должна превра¬щаться в анархию, разрушающую «социальный порядок», в том числе политический и правовой. При этом Конт постоянно подчеркивал, что для подготовки людей к активной творческой деятельности в экономической, политической и духовной сфе¬рах общественной жизни необходимо введение «общего обра¬зования для всех мужчин и женщин». Образование должно стать «общим достоянием всех людей с обыкновенными спо¬собностями». По мнению Конта, в этом заключается важная закономерность развития общества.
Еще одним «естественным законом политических явлений» Конт считал социальное неравенство. Он исходил из того, что в нормальном состоянии люди «распадаются на классы сообразно с неравенством их способностей — природных или приобре¬тенных, что и вызывает необходимость находиться одним под управлением других». Как видим, социальное неравенство тол¬куется Контом как естественное и неизбежное. В этих условиях политические деятели должны правильно регулировать отно¬шения между различными социальными группами в интересах сохранения стабильности в обществе.
При этом они должны исходить из следующего естествен¬ного закона развития политической жизни общества: социальное господство должно основываться прежде всего не на силе и даже не просто на разуме, а на нравственности. Именно она, по Конту, определяет «границы политической деятельно¬сти», которая должна быть направлена на достижение «об¬щественного блага», осуществление интересов общества и со¬образовываться с интересами различных социальных слоев и групп, а также отдельных личностей. На это должна быть на¬правлена и деятельность государства. С этих позиций Конт критиковал созданное Наполеоном государство, основанное на насилии и войнах. Он был убежден в том, что политики вне нравственности быть не должно.
Роль правительства он видел, в частности, в сохранении по¬рядка и поддержании мира. Никакой власти народа Конт не признавал и считал, что интересам современного ему общества более всего отвечает власть промышленников, торговцев и бан¬киров, которую он характеризовал термином «социократия». Однако он подчеркивал, что власть эта должна быть использо¬вана прежде всего для достижения благосостояния общества и создания в нем гармонических отношений между отдельными людьми и социальными группами.
Гармония в обществе, утверждал Конт, — это прежде всего наилучшее сочетание интересов различных личностей и соци¬альных групп. При этом значение политической власти и дос¬тоинство политиков состоит в мудром согласовании интересов социальных субъектов. Еще одно проявление социальной гар¬монии заключается в том, что «политические учреждения, с одной стороны, нравы и идеи — с другой, гармонируют между собой».
В гармонии общества Конт видел основное условие его ста¬бильности, возможность нормального существования и развития в нем каждого сословия, народа, человека. Он считал, что социаль¬ной гармонии и стабильности можно достигнуть с помощью науки, которая должна найти и обосновать механизм взаимодействия между всеми частя¬ми общества, согласования интересов всех социальных слоев и личностей с интересами общества.
0 коммент.:
Отправить комментарий