23 мар. 2012 г.

Позитивизм Г. Спенсера. Закон равной свободы.

Позитивистское направление в политологии было продолжено английским мыслителем Гербертом Спен¬сером (1820—1903). В духе позитивиз¬ма он указывал на необходимость по¬знания сложной системы связей при¬чин и следствий в общественной жизни. Общество рассматривается им как биосоциальный ор¬ганизм, сочетающий в себе биологические и социальные свойства. С подобных позиций социобиологического синтеза им истолковываются все общественные явления, в том числе политические. Так же в духе позитивизма Спенсер указывал на определяющую роль сознания людей в их общественной жизни. В частности, он обращал внимание на роль позитивного, или научного, сознания в развитии политической жизни общества, считал, например, что позитивная законодательная деятель¬ность государства может «изменять не только действия людей, но даже их натуру». Он недвусмысленно выразил свое отношение к теории «нравственного чувства» в политической и иной деятельности людей, которой придерживались, как выше уже сказано, аме¬риканские просветители XVIII в., прежде всего Томас Джефферсон. Спенсер считал, что в человеке действительно есть не¬кий нравственный «руководящий инстинкт», который «застав¬ляет нас одобрять поступки, называемые хорошими, и чувство¬вать отвращение к тем, которые мы считаем дурными». Одна¬ко, замечает он, нравственные задачи не решаются этим ин¬стинктом по вдохновению. И он не может заменить логику. Применительно к политической жизни общества это означает необходимость логического обоснования той или иной полити¬ки, т.е. формирование соответствующей политической идеологии. Спенсер постоянно призывал к тому, чтобы в анализе поли¬тических и других явлений жизни общества придерживаться «объективного метода», т.е. исследовать их такими, какими они выступают в самой действительности, не поддаваясь субъек¬тивным переживаниям, освобождаясь «от тех чувств, симпатий и антипатий», которые могли бы помешать спокойному и точ¬ному наблюдению условий развития этих явлений. В данном случае речь идет об уяснении зарождения и развития «главных политических учреждений», прежде всего государственных. Для этого, по мнению Спенсера, необходимо осознать те факторы, которые обусловили их развитие, и те ступени, которые они в этом развитии проходили. В оценке же этих политических явлений, исходя из их пользы для общества, Спенсер считал возможным применение «субъек¬тивного метода», т.е. оценивать их с позиций понимания этой пользы теми или иными субъектами. Стоит особо подчеркнуть, что учение о методе познания общественных яв¬лений составляет важнейшую особенность социальной фило¬софии и политологии позитивизма. Г. Спенсер широко известен как автор органической теории общества, которую он изложил, в частности, в сочинении «Научные, политические и философские опыты». Он предста¬вил общество как систему взаимосвязанных биологических и социальных факторов. Чтобы придать наглядность этой теории, Спенсер приводит ряд любопытных сравнений. Так, правитель¬ство в государстве уподоблялось им мозгу человека: подобно тому, как мозг «руководит» жизнедеятельностью организма, правительство руководит жизнедеятельностью общества, исчис¬ляя и балансируя интересы взаимодействующих между собой сословий и политических партий. В другой работе он сравни¬вает «нервно-мускульный аппарат» организма с «правитель¬ственно-военной организацией», обеспечивающей защиту об¬щества и государства от внешних и внутренних врагов. И де¬лает такой вывод: с развитием и усложнением общества его «политический аппарат» увеличивается в размерах и усложняет¬ся новыми добавочными частями, служащими для добавочных (прежде всего вновь возникаемых — В. Лавриненко) функций. В своем учении о свободе человека, его гражданских и по¬литических правах Спенсер исходит из основных постулатов теории естественного права. Свободу человека он рассматривал как его неотчуждаемое право, которое дано ему от рождения и должно охраняться государством на протяжении всей его жиз¬ни. Спенсер писал: ... закон справедливых социальных отношений заключается в прави¬ле, что каждый человек свободен делать все, что он хочет, если он не нарушает равной свободы другого человека (Спенсер Г. Социальная статистика). В этом проявляется «закон равной свободы», на котором основывается справедливость. Равная свобода и справедливость – таково, по Спенсеру, основное начало деятельности людей, их отношений между собой и функционирования государства. Исходя из указанного выше «основного начала», Спенсер развивал «систематическое учение о естественной справедливо¬сти» и о правах человека. Он писал о присущем каждому чело¬веку «инстинкте личных прав», который заставляет его «тре¬бовать для себя столько же естественных преимуществ, сколько требуют другие», а также «отстаивать свою естественную свобо¬ду» и «естественные права». Ряд глав работы Спенсера «Социальная статика» посвящен подробному анализу прав человека на жизнь и на личную сво¬боду, на пользование землей (частная же собственность на землю характеризовалась Спенсером как противоречащая естествен¬ной справедливости и закону равной свободы), а также прав собственности на орудия и средства производства (кроме зем¬ли) и любое другое имущество, на интеллектуальную собствен¬ность, являющуюся продуктом духовной деятельности человека (научной, художественной и др.), на свободу слова («право сво¬бодного слова»), на свободное передвижение по стране и т.д. Рассматриваются права женщин и права детей, политические права граждан государства. Из закона о равной свободе, который обосновывал Спен¬сер, следует, что «все члены общества должны обладать одина¬ковыми политическими правами» и иметь одинаковые возмож¬ности влиять на законодательство. А это может обеспечить лишь демократическое правление. Оно есть «единственное, ко¬торое можно допустить с нравственной точки зрения, — един¬ственное, которое не преступно по своему существу». По Спенсеру, суть демократии выражают такие понятия, как «свободные учреждения», «гражданские свободы», «самоуправ¬ление» и т. п. Он вел речь «об устойчивости демократических учреждений и об их силе, заключающейся в поддержке народа, если он реально пользуется гражданскими и политическими свободами и правами. Эффективность деятельности государства зависит, по мне¬нию Спенсера, прежде всего от таких факторов, как склады¬вающиеся отношения между различными социальными груп¬пами; способы регулирования отношений социального нера¬венства, которые неизбежны; соблюдение гражданских и поли¬тических свобод граждан; установление гармонических отно¬шений между личностью и государством. Позитивистский подход О. Конта и Г. Спенсера к анализу социально-политической проблематики своего времени в нема¬лой степени способствовал ее научному исследованию и ста¬новлению политологии как самостоятельной науки.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.