27 мар. 2012 г.

Планирование и распределение выручки от реализации продукции

В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия могут осуществлять планирование выручки на предстоящий год, квартал и оперативно. От того, насколько достоверно будет спланирована выручка, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Расчет плановой выручки должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование выручки на предприятии имеет ключевое значение. Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подтверждено трудно прогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия. В такой ситуации более целесообразно поквартальное планирование. Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия. Для определения выручки от реализации продукции необходимо знать объем реализации продукции в действующих ценах без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции. Выручка от выполненных работ и оказанных услуг определяется исходя из объема продукции и соответствующих цен и тарифов. Планирование выручки необходимо для определения плана прибыли и плановых платежей в бюджет. От обоснованности расчета плановой выручки во многом зависит реальность всех других финансовых показателей. Плановая выручка может быть рассчитана несколькими способами: • путем прямого поассортиментного счета (метод прямого счета); • исходя из общего объема выпуска товарной продукции, скорректированного на изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода (расчетный метод); • по факторный метод; • метод суммарного расчета (экстраполяции). Планирование выручки от реализации продукции может осуществляться на предстоящий год, квартал и оперативно. Годовое планирование выручки возможно при стабильной экономической ситуации. В нестабильной ситуации оно затруднено и неэффективно, поэтому приходится использовать квартальное планирование. Оперативное планирование выручки преследует конкретную цель – контроль за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на счет предприятия. Общая выручка от основной деятельности предприятия включает в себя выручку от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг промышленного и непромышленного характера. Для определения выручки от реализации продукции надо знать объем реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и экспортных тарифов для экспортируемой продукции. Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный способ планирования выручки, когда план выпуска и объем реализации продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимый ассортимент и структура выпуска продукции, установлены соответствующие цены, тогда выручку от реализации можно определить по формуле: В = Р×Ц, где В – выручка от реализации продукции, Р – объем сопоставимой реализованной продукции, Ц – цена единицы реализованной продукции. Как правило, в условиях рыночных отношений большинство предприятий не имеет гарантированного спроса на весь объем произведенной продукции. Для оптимизации затрат и роста финансовых результатов предприятие должно прилагать усилия для увеличения выпуска продукции, расширение его ассортимента, производства принципиально новых по потребительским качествам товаров. Кроме того, в свою очередь количество проданных товаров будет зависеть и от уровня цены, причем эта зависимость на практике может быть эластичной, неэластичной и единичной с соответствующими коэффициентами эластичности (Кэ): в первом случае он больше единицы, во втором меньше, в третьем равен единице. Физический смысл этих коэффициентов состоит в том, что при Кэ>1 изменение цены на 1% приводит к изменению спроса более чем на 1%; при Кэ=1 изменение цены на 1% приносит 1% изменения величины спроса; при Кэ<1 изменение цены на 1% приводит к изменению спроса менее чем на 1%. Степень эластичности по-разному влияет на искомую величину. Например, при эластичном спросе (Кэ>1) В при снижении цены растет, а при неэластичном (Кэ<1) падает, т.к. потери от снижения цены не компенсируются приростом величины спроса. При единичной эластичности В не меняется, поскольку снижение цены полностью компенсируется соответствующим ростом величины спроса. Характер изменения выручки в зависимости от изменения цены и спроса можно показать в виде графика. Ц Ц1 A (Ц1,Р1) Ц2 B (Ц2,Р2) Ц3 C (Ц3,Р3) О Р1 Р2 Р3 Р В – выручка от реализации продукции, Р – объем сопоставимой реализованной продукции, Ц – цена единицы реализованной продукции График показывает, что выручка при цене Ц1 представляет собой площадь прямоугольника ОЦ1АР1 и характеризует эластичный спрос, т.е. при снижении цены выручка возрастает. Прямоугольник ОЦ2ВР2 соответствует нейтральной эластичности спроса, в зависимости от изменения цены, выручка в данной области изменения цены не меняется. Прямоугольник ОЦ3СР3 отображает условия неэластичности спроса. В этом случае снижение цены приведет к уменьшению выручки. Поскольку на изменение величины В по-разному влияет характер спроса, в связи с этим практический интерес представляет графическое построение зависимости выручки от изменения цены при определенной функции спроса. Допустим, спрос понижается в зависимости от цены. Получим следующий график: В Вк Цк Ц График показывает, что выручка от реализации продукции до определенного увеличения объема его реализации возрастает при снижении цены (эластичный спрос), но после достижения критического объема (Вк) начинает снижаться. На первой стадии снижение цены может дать эффект в росте выручки, но по достижении критической точки предприятие начнет терять в выручке за реализуемую продукцию. В политике цен это необходимо учитывать, чтобы не потерять возможные доходы. В условиях нестабильного спроса на выпускаемую предприятием продукцию для планирования выручки также применяется расчетный метод, основой которого является объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные остатки. Планирование выручки от реализации продукции, осуществляется по аналогии с планированием себестоимости: В = Он.г.п.1 + Т Р – Он.г.п.2, где В – выручка от реализации продукции, Он.г.п.1 – нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода; ТР – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде, Он.г.п.2 – нереализованные остатки готовой продукции на конец планируемого периода. При планировании остатков готовой продукции на начало планируемого периода предприятие не имеет исчерпывающих данных о фактической величине остатков, поэтому в расчет принимаются ожидаемые остатки нереализованной продукции. Их стоимость в ценах реализации определяется с помощью коэффициента пересчета, который равен частному от деления объема продукции в ценах отчетного периода на производственную себестоимость продукции этого периода. Если рассматривать кассовый метод планирования выручки, то ожидаемые остатки на начало планируемого периода будут состоять: • из готовой продукции на складе; • из товаров отгруженных, документы по которым не переданы в банк; • из товаров, срок оплаты которых не наступил; • из товаров отгруженных, но неоплаченных в срок; • из товаров, находящихся на ответственном хранении у покупателей в виду отказа от акцепта. Таким образом, сумма выручки может значительно отличаться от стоимости отгруженной продукции. Можно рассмотреть подробнее на планирование этих факторов, влияющих на своевременное поступление выручки за произведенную продукцию. При планировании остатков нереализованной продукции на складе исходят, прежде всего, из их фактического наличия, а в случае отсутствия текущих данных - из данных на последнюю отчетную дату, и ожидаемого выпуска товарной продукции с учетом ее реализации в соответствии с имеющимися заказами на начало планируемого периода. Планирование остатков товаров, срок оплаты которых не наступил, производится на основе анализа структуры, графиков, способов платежа по заключенным договорам, а также сложившихся сроков документооборота для внутригородских и иногородних расчетов, а также расчетов в валюте при ведении внешнеэкономической деятельности. Планирование остатков товаров отгруженных, но неоплаченных в срок, товаров на ответственном хранении у покупателей, товаров отгруженных, документы по которым не переданы в банк, опирается на оперативные данные о причинах неплатежей и принимаемых мерах по их сокращению. Остатки готовой продукции на складе на конец планируемого периода определяются исходя из необходимости накопления для выполнения договорных обязательств, срок действия которых находится за пределами планируемого периода, условий реализации и других причин. При планировании выручки по отгрузке нереализованной продукции считается только готовая продукция на складе на начало и конец планируемого периода. Выручка от реализации по третьему методу рассчитывается на основе фактической выручки от реализации продукции в базисном периоде и тех изменений, которые планируются в предстоящем периоде. Основными факторами, корректирующими объем выручки, являются изменения: - объема реализации; - структуры реализуемой продукции; - цен на продукции. ВРпл = ВРбаз × Jоб. × Jстр. × Jц., где ВРбаз. – фактическая выручка от реализации в базисном году; Jоб. – индекс изменения объема реализации продукции; Jстр. – индекс структурных изменений в номенклатуре реализуемой продукции; Jц. – индекс изменения цен на реализуемую продукцию. Jоб. = ∑Ц1К1/∑Ц0К0, Jстр. = ∑Ц0К1/∑Ц0К0, Jц = ∑Ц1К1/∑Ц0К1, где Ц0, Ц1 – цены соответственно базисного и планируемого периодов, К0, К1- количество продукции в базисном и планируемом периодах. Выручка от реализации продукции по четвертому методу определяется прогнозированием темпов роста или снижения объемов выручки на основе анализа их за предыдущие периоды времени и экспертных оценок по сохранению этих темпов или их изменению: ВРпл. = ВРбаз.× К, где К – коэффициент роста или снижения объемов; Этот метод можно применять в условиях стабильной экономики. Прогнозирование выручки от реализации возможно через установление ее минимального, оптимального и максимального объемов. Делается это при составлении гибких финансовых смет. На предприятиях применяются различные методы прогнозирования продаж: • экспертные методы, основанные на использовании опыта и знаний руководителей; • статистические, основанные на исследовании тенденций изменения объема реализации за предыдущие годы; • метод заключения долгосрочных договоров форвардного типа. Для планирования и прогнозирования выручки от реализации продукции, работ и услуг важное значение имеет анализ и расчет величины дебиторской задолженности, сроков ее погашения, размеров просроченной задолженности. В практике работы предприятий обычно выделяют четыре вида дебиторской задолженности: по коммерческому кредиту, по авансам за товары в случае предоплаты, по потребительскому кредиту, прочая задолженность. По срокам погашения выделяют нормальную дебиторскую задолженность, просроченную (срок инкассаций которой нарушен) и безнадежную. В целом между поступлением денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженности существует следующая зависимость: Сумма выручки = Сумма от отгрузки реализации + Дебиторская задолженность на начало периода – Дебиторская задолженность на конец периода Для прогнозирования величины дебиторской задолженности необходимо знать выручку от реализации продукции, средние остатки дебиторской задолженности за предыдущий период и длительность периода ее оборота. Так как эти величины взаимозависимы, то Одз = Вр × Тдз / Д, где Одз – средние остатки дебиторской задолженности, руб., Тдз – период оборота дебиторской задолженности, дн., Вр – выручка от реализации продукции, руб., Д – длительность календарного периода, дн. Руководство предприятия должно стремиться к сокращению сроков дебиторской задолженности, предоставлять льготные условия, скидки в случае более ранней оплаты за отгруженную продукцию, составлять графики погашения задолженности покупателей. Управление дебиторской задолженностью- важный этап планирования поступлений денежных средств за отгруженную продукцию, выполненные работы и услуги. Для расчета выручки от реализации на предстоящий период составляется специальный раздел финансового плана предприятия. Источниками информации для определения фактического объема и выручки от реализации продукции являются: • план-график выпуска готовой продукции и оказания услуг; • данные о поступлении готовой продукции на складе предприятия нарастающим итогом; • данные по отгрузке продукции нарастающим итогом; • отказы в отгрузке продукции; • остатки готовой продукции не имеющей сбыта; • данные о поступлении денежных средств на расчетный счет и в кассу за отгруженную или выданную со склада готовую продукцию предприятия нарастающим итогом; • данные по отгруженной продукции, но не оплаченной в срок; • данные об увеличении дебиторской задолженности; • сумма дебиторской задолженности к взысканию. Отпуск готовой продукции или ее отгрузка на предприятии оформляются товарно-транспортной накладной или приказом-накладной, в которую включают приказ складу и товарно-транспортную накладную на отпуск продукции. Приказ складу выписывает соответствующая служба (отдел сбыта) в двух экземплярах на основании договора с покупателем, с указанием наименования и срока отгрузки продукции. Один экземпляр остается у кладовщика, второй- у экспедитора, который после сдачи продукции транспортной организации и получения квитанции передает ее в бухгалтерию предприятия для выписки платежного документа. Одновременно выписывается счет-фактура. В финансовом отделе или в бухгалтерии предприятия ведется журнал по отгрузке, отпуску и выручке от реализации продукции и материальных ценностей. На основании журнала и платежных документов составляется оперативная ведомость, в которой отражаются ежедневные сведения об объеме отгруженной и реализованной продукции. Кроме того, в ведомости имеется раздел, в котором по окончании месяца заполнятся общими суммами: А - оплата и списание реализованной продукции, Б - уменьшение списания в связи с возвратом продукции, - не оплачено, не списано в связи с тем, что продукция оставлена на ответственном хранении. Это данные нужны для расчета переходящих остатков продукции. Направления распределения выручки показаны на рис. 1. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Приведем пример расчета плановой выручки с помощью метода прямого счета. Плановую выручку от реализации продукции определяют, как было отмечено выше, с помощью нескольких методов. При использовании метода прямого счета умножают количество реализованных изделий на их реализационную цену и добавляют полученные суммы по всей номенклатуре изделий. Выручку от реализации каждой номенклатуры изделий определяют по формуле: В = Р × Ц, где В – выручка, Р – количество реализованных изделий, Ц – цена реализации каждого изделия. Объем реализации можно рассчитать, исходя из товарного выпуска изделий в плановом периоде, прибавляя остатки изделий на начало планового периода и отнимая такие на конец планового периода. Плановый объем реализации рассчитывают по формуле: Р = О1 + Т - О2 где Р – объем реализации в плановом периоде; О1 – остатки каждого вида готовых изделий на складе и отгруженных на начало планового периода; Т – выпуск товарной продукции в плановом периоде; О2 – остатки каждого вида изделий на складе на конец планового периода. Реализационные цены в плановом периоде определяют на основе цен базового периода, которые корригируют на предвиденные изменения в плановом периоде, в том числе с учетом спроса и предложение. Пример расчета объема реализации и выручки методом прямого счета приведен в таблице 1. Таблица 1 Расчет выручки от реализации продукции Номенклатура Полная себестои-мость, тыс. ден.ед. Стоимость в свободных отпускных ценах, тыс. ден.ед. в том числе Стоимость без акцизного сбора и НДС, тыс. ден.ед. Прибыль (+) или убыток (-), тыс. ден.ед. акцизный сбор, тыс. ден.ед. НДС тыс. ден.ед. Основная продукция (товарный выпуск) А 480 633,6 - 105,6 528 +48 Б 150 187,7 - 31,3 156,4 +6,4 В 240 302,4 - 50,4 252 +12 Г 400 782,4 228 130,4 424 +24 Всего основной продукции 1270 1906,1 228 317,7 1360,4 +90,4 Всего реализации основных видов продукции с учетом изменения ее остатков 1345 2146,1 228 487,7 1430,4 +85,4 Другие виды продукции 210 270 +60 Общий объем реализации 1555 1700,4 +145,4 Когда ассортимент изделий большой, расчет плана реализации можно осуществлять комбинированным методом. Выручку от реализации основных видов продукции определяют методом прямого счета, а для подсчета выручки от реализации изделий другого ассортимента пользуются укрупненным методом. Для расчета берут товарный выпуск по всей номенклатуре остатков изделий, прибавляют к нему стоимость остатков на начало планового периода и отнимают ожидаемые остатки на конец планового периода по отпускным свободным ценам и за себестоимостью (табл. 2). Таблица 2 Укрупненный метод расчета выручки от реализации продукции Номенклатура Полная себестои-мость, тыс. ден.ед. Стоимость в свободных отпускных ценах, тыс. ден.ед. в том числе Стоимость без акцизного сбора и НДС, тыс. ден.ед. Прибыль (+) или убыток (-), тыс. ден.ед. акцизный сбор, тыс. ден.ед. НДС тыс. ден.ед. Остаток готовой продукции на начало планового периода 40 60,7 - 10,1 50,6 10,6 Товарный выпуск продукции в плановом периоде 220 333,7 - 55,7 278 58 Остаток готовой продукции на конец планового периода 50 75,8 - 12,6 63,2 13,2 Всего 210 318,6 - 53,2 265,4 55,4 Таким образом, мы можем подытожить, что выручка от реализации продукции, работ и услуг является основным источником возмещения средств на производство и реализацию продукции, образование доходов и формирования финансовых ресурсов. При рыночной экономике объемам продажи и выручке отводится особое место. От величины выручки зависит не только внутрипроизводственное возмещение затрат и формирования прибыли, а и своевременность и полнота налоговых платежей, погашение банковских кредитов, что в конечном счете сказывается на финансовом результате деятельности предприятия.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.