27 мар. 2012 г.
Home »
» Роль выручки от реализации продукции в формировании финансовых результатов предприятия
Роль выручки от реализации продукции в формировании финансовых результатов предприятия
Финансовые результаты деятельности предприятия оцениваются с помощью абсолютных и относительных показателей. К абсолютным показателям относятся:
- прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
- прибыль (убыток) от прочей реализации;
- доходы и расходы от внереализационных операций;
- балансовая (валовая) прибыль;
- чистая прибыль.
В качестве относительных показателей используют различные соотношения прибыли и затрат (или вложенного капитала - собственного, заемного, инвестиционного и т.д.). Эту группу показателей называют также показателями рентабельности.
Экономический смысл показателей рентабельности состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля капитала (собственного или заемного), вложенного в предприятие.
Финансовые результаты деятельности предприятия, помимо производственной, зависят также от результатов инвестиционной деятельности, финансовых операций, поправок, не отражающих движение денежных средств, методов и процедур выбранной в текущем периоде учетной политики и других факторов.
Главным источником формирования валового дохода предприятия является выручка от реализации продукции (работ, услуг).
Реализация продукции – завершающая стадия кругооборота средств предприятия, имеющая первостепенное значение для нормального его функционирования. Реализованной продукцией считается готовая продукция, отпущенная потребителям или вывезенная ими со складов предприятия-изготовителя, в оплату которой полностью поступили средства на счет поставщика.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является важнейшей финансовой категорией. Она представляет собой сумму денежных средств, поступивших на счет предприятия за реализованную продукцию и оказанные услуги. Косвенные налоги не входят в состав выручки от реализации продукции и учитываются отдельно.
Выручка от реализации продукции означает завершение производственного цикла предприятий, определенную стадию кругооборота денежных средств, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка оборотных средств. Она характеризует воспроизводственный процесс предприятия в количественном и качественном отношении. С количественной стороны дается представление об объемах производства в натуральном и денежном выражении. Качественная сторона проявляется в потребительских свойствах продукции и услуг, так как они находят своих потребителей.
Существуют разные точки зрения о понятии реализованной продукции. Экономическая теория исходит из того, что в основу определения сущности реализации продукции (работ, услуг) должны быть положены, во-первых, смена форм стоимости, во-вторых – смена субъектов собственности. После оплаты покупателем товара товарная форма сменяется денежной. До оплаты товара субъектом собственности является его производитель, а после оплаты – покупатель. Совокупность этих двух процессов (смены форм стоимости и субъектов собственности) является экономической сущностью понятия реализованной продукции.
К сожалению, на практике не всегда исходят из научно-теоретических понятий. Сейчас, например, широко распространены бартерные операции (товарообмен), которые, по существу, не могут быть квалифицированы реализацией продукции. Совершение таких сделок следовало бы запретить, так как они наносят вред денежному обращению, искажают многие экономические и финансовые показатели предприятия, позволяют уходить от налогообложения.
Размер выручки от реализации продукции зависит от количества, ассортимента, качества реализуемой продукции, цены и расчетно-платежной дисциплины. Количество реализованной продукции зависит от объема производства (товарной продукции) и переходящих остатков нереализованной продукции на начало и конец периода реализации (месяца, квартала, года).
Выручка от реализации продукции за какой-либо период определяется по формуле:
ВРпл = Ог.п.н. + ГП – Ог.п.к., где
Ог.п.н., Ог.п.к. – остатки готовой продукции на начало и конец периода;
ГП – выпуск готовой продукции, предназначенной к реализации.
Доходы предприятий формируются из выручки от реализации продукции, товаров, вырабатываемых цехами ширпотреба, из отходов, сверхнормативных и излишних материалов, а также от выполнения работ и оказания услуг, включая капитальный ремонт собственного оборудования.
Выручка от реализации является основным доходом предприятия, главным источником его денежных поступлений, отражает результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период времени (год, квартал, месяц).
Выручка от реализации продукции составляет 90% всех доходов в производстве. Она является основным источником возмещения затрат на производство и сбыт продукции и используется предприятием для:
- оплаты счетов поставщиков за материальные ценности
- выплаты заработной платы рабочим и служащим
- создания амортизации фонда
- создания фондов экономического стимулирования
- взноса платежей в бюджет (налога с оборота, плата за производственные фонды, фиксированных платежей, свободного остатка прибыли)
- уплаты процентов за кредит
- погашение банковского кредита и т.д.
Выручка представляет собой совокупность денежных поступлений за определенный период от результатов деятельности предприятия, и является основным источником формирования его собственных финансовых ресурсов. При этом деятельность предприятия можно характеризовать по нескольким направлениям:
- выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);
- выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;
- выручка от финансовой деятельности, включающая результат размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.
Как принято в странах с рыночной системой хозяйствования, общая выручка складывается из выручки по этим трем направлениям. Однако основное значение в ней отдается выручке от основной деятельности, определяющей весь смысл существования предприятия.
С целью учета доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности подразделяются на:
- доходы от обычных видов деятельности;
- операционные доходы;
- внереализационные доходы.
Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
Операционными доходами являются: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности; поступления от участия в уставном капитале других организаций; прибыль полученная организацией от совместной деятельности; поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
Внереализационными доходами являются: штрафы, пени, неустойки за нарушение договорных обязательств; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов); прочие внереализационные доходы.
Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания не пригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.п.
В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования предприятия, поскольку только ее накопление в виде различных резервных фондов помогает преодолевать последствия риска, связанного с реализацией товаров на рынке.
На рынке предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает еще получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.
Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприятие всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие превышает установленный объем затрат и получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит предприятие в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
Для предприятия прибыль является показателем, создающим стимул для инвестирования в те сферы, где можно добиться наибольшего прироста стоимости. Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции;
• характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;
• является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;
• является источником формирования бюджетов разных уровней.
Определенную роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты предприятия в направлениях использования финансовых средств, организации производства и сбыта продукции.
0 коммент.:
Отправить комментарий