24 окт. 2012 г.

Теоретические аспекты и современная проблематика влияния семейных отношений на психическое развитие ребенка.

Построение исследования, ставящего целью выявить взаимосвязь семейных отношений с интеллектом детей, невозможно без анализа накопленного предшественниками материала не только по проблеме детерминации способностей, но также и без анализа сложившихся на сегодняшний день представлений о структуре семейных отношений и тех компонентов структуры, которые имеют первостепенное значение для психического развития ребенка. Влияние семейной среды на развитие ребенка является многофакторным. Различные переменные в их сложных взаимосвязях и взаимозависимостях оказывают определенное воздействие на его психическое развитие в течение жизни. [Лаврик О. В. Сравнительные исследования развития познавательной способности детей и родителей: Дисс.... канд. психол. наук. – М., 1997., стр. 87-88.] Среди подобного рода факторов особо выделяются внутрисемейные отношения, поскольку становление отношения ребенка к внешнему миру, другим людям, самому себе складывается из взаимоотношений со значимыми другими. В младшем школьном возрасте ребенок подвергается целенаправленным воспитательным воздействиям в двух системах отношений: "ребенок – учитель", "ребенок – родитель". По мнению многих психологов, именно эти две системы отношений являются наиболее значимыми для данного возраста. Вслед за В. Н. Мясищевым под отношениями будет пониматься "такая категория свойств, которые проявляются избирательно, различно и порой даже противоречиво и в то же время с достаточной устойчивостью. Отношения возникают из процесса взаимодействия. Во взаимодействии людей рождаются и существуют их взаимоотношения". [Карацуба Т. К. Особенности жизненного и профессионального становления единственных детей в семье: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. – М., 1998., стр. 9.] Изучение структуры семейных отношений, несмотря на огромный интерес со стороны исследователей, особенно психотерапевтического толка, сопряжено с рядом трудностей, связанных как со скрытостью подобной структуры от внешнего наблюдения, так и не разработанностью критериев, позволяющих разграничить нарушения семейных отношений от их "нормы". По мнению Г. С. Кочарян, А. С. Кочарян "происходит формирование нового понимания нормы – нормы здоровой семьи, которая представляет собой интеграцию физиологической, психической и социальных норм. За счет выраженного интерактивного аспекта норма здоровой семьи нередко вырождается в норму взаимной приспособленности, а терапия в этих случаях сводится к взаимной "подгонке" (психологической, сексуальной и т. п.) супругов друг к другу". [Кован Ф. А., Кован К. Н. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. -1989. – № 4. – С. 110-111.] Нарушение семейных отношений чаще всего определяется через качество выполнения семьей ее социальных функций. В отличие от социологии, анализирующей факторы устойчивости и стабильности брака и семьи в связи с выполнением этими институтами своих функций, психология обращается к "психологическому обеспечению" этих функций. Если на макросоциальном уровне причины неблагополучия в функционировании современного брачно-семейного института, в общем, установлены, то на микросоциальном уровне они изучены недостаточно. Неоднозначные данные получены при изучении вопроса границ конфликтности внутрисемейных отношений. Так, В. А. Сысенко утверждает, что напряженные и неустойчивые отношения между супругами свойственны 16,8 % семей. По данным В. Я. Титаренко, "в крупных городах центральных регионов страны границы семейного неблагополучия выходят за пределы 10 %". [Архиреева Т. В. Родительские позиции как условие развития отношений к себе ребенка младшего школьного возраста: Дисс.... канд. психол. наук. – М., 1990., стр. 254.] Результаты исследования Н. Г. Юркевича показывают несколько иную картину. На основе изучения стабильности и причин распада семьи автор приходит к выводу, что неблагополучие свойственно всего лишь 3-5 % семей. Еще меньшее число неблагополучных семей (2 %) зафиксировано в исследовании Э. К. Васильевой. [Сермягина О. С. Эмоциональные отношения в семье: социально-психологическое исследование. – Кишинев, 1999., стр. 143.] Подобный разброс полученных данных можно объяснить неопределенностью самого понятия "нарушение семейных отношений", терминологической пестротой для обозначения семейного неблагополучия ("нестабильная", "проблемная", "неблагополучная", "конфликтная", "дисфункциональная", "дисгармоничная семья" – вот неполный перечень терминов, используемых разными авторами для определения семейных отношений с признаками неблагополучия). Несмотря на вышеперечисленные трудности, исследователи предпринимают активные попытки разработать систему критериев, на основе которых станет возможным изучать структуру семейных отношений. Выявить структуру семейных отношений, по мнению В. Н. Дружинина, можно, используя следующие критерии: иерархию отношений господства-подчинения, распределения ответственности в семье, эмоциональную близость – отстраненность. Автор считает, что иерархия доминирования определяет основу структуры семьи. Доминирование предполагает ответственность за тех, кто подчиняется, а ответственность – власть над людьми, для реализации семейных задач. Несовпадение носителей ответственности и доминирования в одном лице чревато конфликтами и является источником постоянного напряжения. Борьба за власть инициируется тем, кто несет ответственность и не имеет власти. "Можно предположить, что максимально стабильной является семья, в которой субъект ответственности и власти одно и то же лицо, а члены семьи психологически ближе к нему, чем друг к другу". Ф. А. Кован и К. Н. Кован, отмечая, что "существуют лишь незначительные основания того, какие параметры должны быть изучены для выяснения, как мужчина и женщина справляются с задачей создания семьи", предлагают исследовать зависимости между следующими факторами: индивидуальные характеристики каждого члена семьи; отношения между мужем и женой, в особенности в распределении домашней работы между ними и характер общения; взаимоотношения между каждым родителем и ребенком; связь между характеристиками новой семьи и двух исходных семей; соотношение между внешними источниками стрессов и поддержки для родителей, в особенности социальной структуры и профессиональной карьеры. С. В. Ковалев различает хозяйственно-бытовую, нравственно-психологическую и интимно-личную сферу семейных отношений. [Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. – М., Посткриптум, 2001., стр. 76.] Если вышеназванные авторы в структурировании семейных отношений исходят из функции семьи как социального института, то представители семейной терапии акцентируют внимание на том, как помочь каждому члену семьи с аномальной структурой "стать частью "мы", не разрушая самого себя". "Семья – это естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействий, эти стереотипы создают структуру семьи, определяющую функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую взаимодействие между ними. Та или иная жизнеспособная структура семьи необходима для выполнения главных задач семьи – поддерживать индивидуальность, в то же время, создавая ощущение принадлежности к целому". По словам К. Витакера, не имеет смысла говорить об индивидууме как о некоей самодостаточной целостности: все мы представляем собой как бы фрагменты семейных систем, пытающихся прожить жизни, индивидуальная и социальная патология которой имеет межличностную, а потому, прежде всего внутрисемейную природу. "Семья – организм во всех смыслах этого слова... Нет такого явления, как личность, личность – это не более чем фрагмент семьи". [Хоментаускас Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи: Дисс.... канд. психол. наук. – М., 1984., стр. 32.] Несмотря на существенно отличающиеся друг от друга подходы, существующие в современной семейной терапии, все они исходят из признания того, что семья способна сама на основе собственных ресурсов помочь своим членам, если дать ей нужный профессиональный толчок. Среди основных направлений психотерапии семьи, таких как психоаналитическое (Н. Аккерман, Р. Скинер, К. Сэрджер), поведенческое (Дж. Александер, Р. Дрейкус, А. Эллис), гуманистическое (В. Сатир, К. Роджерс), в соответствие с задачами данного исследования, наибольший интерес представляет системный подход с его многочисленными вариациями (структурная семейная терапия С. Минухина, теория семейных систем М. Боуэна, стратегическая семейная терапия (Дж. Хейли, К. Маданес, П. Вацлавик, Л. Хофман). [Архиреева Т. В. Родительские позиции как условие развития отношений к себе ребенка младшего школьного возраста: Дисс.... канд. психол. наук. – М., 1990., стр. 156.] В нашей стране, к сожалению, интерес к проблемам семейной терапии до недавнего времени проявляли немногочисленные исследователи: В. К. Мягер, Т. М. Мишина, А. Н. Захаров, В. М. Воловик, Э. Г. Эйдемиллер, А. 3.Шапиро и др. [Карацуба Т. К. Особенности жизненного и профессионального становления единственных детей в семье: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. – М., 1998., стр. 11.] Представители системной семейной терапии рассматривают семью как целостную систему, дифференцированное целое, подсистемы которой составляют отдельные члены или несколько членов семьи. Каждая подсистема имеет специфические функции, предъявляет специфические требования к своим членам и определяется такими факторами, как поколение, пол, интересы. "Семьи – весьма сложные системы, состоящие из многих индивидов, однако сами они представляют собой подсистемы более крупных систем-расширенной семьи, группы, общества в целом... Кроме того, в семье существуют дифференцированные подсистемы. Такую подсистему представляют собой каждый индивид или диада, например, муж и жена. Более обширные подгруппы образуют поколения (подсистема сиблингов), половые группы (дед, отец, сын) или функциональные группы (родительская подсистема)". Семейные подсистемы представляют собой дифференцированную совокупность семейных ролей, которые позволяют избирательно выполнять определенные семейные функции, обеспечивать жизнедеятельность семьи. Один из членов семьи может быть участником нескольких подсистем-родительской, супружеской, детской, мужской, женской и т. д. [Кован Ф. А., Кован К. Н. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. -1989. – № 4. – С. 110..] Границы между подсистемами это правила, которые определяют, кто и каким образом выполняет семейные функции – в функциональных (здоровых) семьях они ясно очерчены и проницаемы, в дисгармоничных семьях они либо размыты, либо жестко фиксированы. Кроме того, функциональная семья характеризуется гибкой иерархической структурой власти, ясно сформулированными семейными правилами, сильной родительской коалицией. [Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. – М., 1998., стр. 144.] Таким образом, структура внутрисемейных отношений включает разного рода связи между членами семьи, которые образуются как по вертикали (между поколениями), так и по горизонтали (среди одного поколения). Основываясь на литературных данных, можно сделать вывод, что в современной нуклеарной семье основными являются отношения между супругами (супружеские отношения), отношения между родителями и детьми, при этом можно выделить две составляющие подобных отношений: отношения родителей к детям (называемые далее в тексте родительские отношения) и отношения детей к родителям (называемые далее в тексте детско-родительские отношения) и отношения между детьми (детско-детские отношения), хотя нельзя исключать связи с прародителями, которые, не будучи непосредственно включены "внутрь" семейной системы, оказывают на нее значительное влияние. Выделив основные подструктуры семьи, рассмотрим, как каждая из них влияет на психическое развитие ребенка. Супружеская подсистема имеет жизненно важное значение для ребенка, так как предоставляет ему модель интимных взаимоотношений, проявляющихся в повседневных контактах. Данная модель бессознательно усваивается ребенком и формирует как эмоциональную установку на построение собственных супружеских отношений в будущем, так и транслируется за пределы семьи при взаимодействиях ребенка во внешнем мире. По мнению В. И. Сикоровой, доброжелательные, основанные на любви и взаимном уважении отношения между супругами в сочетании с просоциальной направленностью семьи создают у ребенка чувство психологического комфорта, безопасности в социальных контактах. [Кован Ф. А., Кован К. Н. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. -1989. – № 4. – С. 113.] Кроме того, качество супружеских отношений сказывается на выполнении супругами своих родительских обязанностей. Так, П. К. Кериг считает, "что родители, удовлетворенные своим супружеством, проявляют больше теплоты по отношению к детям, употребляя более экспрессивную и недирективную речь, что, в свою очередь, вызывает теплоту и привязанность со стороны ребенка". Результаты его исследований показывают корреляции между полом родителя и полом ребенка. Неудовлетворенные своим браком отцы более директивны с детьми, нежели матери. Дети противоположного пола по сравнению с родителем, неудовлетворенным браком, получали больше указаний и меньше отзывчивости в разговоре. Если пол родителя, неудовлетворенного браком, совпадал с полом ребенка, то проявлялась меньшая директивность и большая отзывчивость. Автор приходит к выводу, что качество семейных взаимоотношений в целом отражается на отношениях родителей к ребенку и тем самым на эмоционально и когнитивном его развитии, частично при посредстве различий в речевом стиле родителей. В. Я. Титаренко высказывает предположение, что именно "от характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи, и, следовательно, ее воспитательные возможности". В проведенном им исследовании было обнаружено, что ответственное отношение к учебе, дисциплинированность, трудолюбие и отзывчивость коррелируют с отсутствием серьезных конфликтов между родителями. Серьезные нарушения в сфере супружеских отношений неизбежно влияют на всю семью, приводя к деформации структуры семейных отношений в целом. Так, А. И. Захаров выделяет следующие особенности отношений в семьях, где дети страдают неврозами: построение отношений в браке по типу невротически мотивированного взаимодействия при реальном контрасте черт характера супругов; инверсия супружеских и родительских ролей; образование эмоционально обособленных диад и блокирование одного из членов семьи; использование одного из членов семьи в роли "козла отпущения"; непродуктивное напряжение в процессе общения в семье. Подобные семейные отношения, по мнению автора, крайне неблагоприятны для развития личности ребенка. Представителями семейной терапии выделены разнообразные классификации типов супружеских отношений. Все они разработаны для постановки семейного диагноза, то есть отражают те стили семейных взаимоотношений, которые носят дисгармоничный характер. [Архиреева Т. В. Родительские позиции как условие развития отношений к себе ребенка младшего школьного возраста: Дисс.... канд. психол. наук. – М., 1990., стр. 162.] Так, Т. М. Мишина выделяет три типа патологического взаимодействия: соперничество, псевдосотрудничество и изоляция. Соперничество проявляется в ссорах, взаимных обвинениях, вплоть до физической агрессии. Как правило, в основе соперничества лежит борьба за лидерство, утверждение своей модели семьи, реализацию своих представлений о ролевых функциях супругов. В случае изоляции супруги эмоционально холодны и безразличны друг другу. [Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1990., стр. 50.] Отношения при псевдосотрудничестве внешне ровные, согласованные, с элементами преувеличенного выражения заботы. Вместе с тем, супруги отрицают наличие затруднений в семейных взаимоотношениях, воспринимают только положительные черты характера друг друга и значительно преувеличивают их. Таким образом, качество супружеских отношений оказывает как непосредственное, так и опосредованное влияние на развитие личностных качеств ребенка. [Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. – М., Посткриптум, 2001., стр. 44.] Отношения между родителями и детьми являются наиболее изученными из семейных подструктур. При этом большое количество работ посвящено исследованию родительских отношений к ребенку, так или иначе сказывающихся на его психическом развитии, а исследования /особенностей отношения детей к родителям малочисленны. Под родительским отношением обычно понимается "система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков". [Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996., стр. 31.] Представление о ребенке и отношение к нему родителя является внутренней основой типа воспитания, реализуемого через воспитательные воздействия и способы обращения с ребенком. В связи с этим, в литературе термины "родительское отношение" и "стиль семейного воспитания" часто используются как синонимы. На формирование родительского отношения к ребенку оказывает влияние, как личность ребенка, так и клинико-психологические особенности семейных взаимоотношений, культурные факторы. Выделяют несколько линий исследований стилей семейного воспитания: изучается их структура, выявляются и описываются типы родительских отношений, рассматриваются взаимосвязи отдельных способов воздействия и стилей семейного воспитания в целом на психическое развитие ребенка. Данные исследования проводятся как в рамках клинического, так и аналитического подходов. Представители клинического подхода исходят из того, что поведение целостно, обусловлено особенностями личности, прежде всего, ее конфликтами, вследствие чего структура родительских отношений не исследуется. В результате накопления клинических описаний случаев выделяются типы семейного воспитания наиболее неблагоприятные для развития ребенка (С. Броди, В. И. Гарбузов, А. С. Спиваковская, Е. А. Личко, Э. Г. Эйдемиллер и др.). Основным методом является клиническое наблюдение. При аналитическом подходе поведение рассматривается как слагаемое определенных элементов, считается, что родительское отношение в течение длительного времени относительно неизменно. Данный подход отличается использованием таких методов исследования как тестирование и моделирование (А. Ро, М. Сигельман, Е Шеффер, Р. Белл, В. В. Столин, А. Я. Варга ; Ю. В. Баскина и др.). Отечественные авторы выделяют в структуре родительских отношений три составляющих: эмоциональную, когнитивную и поведенческую. Эмоциональный компонент представляет собой совокупность переживаний, связанных с ребенком, интегральное принятие или отвержение ребенка. Данная образующая занимает ведущее положение в структуре родительских отношений, в основном определяя особенности его проявления. Эмоциональный компонент неоднороден, в нем проявляются "симпатия-антипатия", "уважение – неуважение", "близость – отдаленность". Когнитивный компонент понимается как представление родителя о характере, потребностях, интересах, ценностях своего ребенка. Такое представление может быть адекватным и неадекватным. Адекватное представление о ребенке – это наиболее полное и объективное знание психических и характерологических особенностей ребенка, его интересов, увлечений, склонностей, учет индивидуального своеобразия ребенка. Неадекватное представление о ребенке неоднородно. Ребенку могут приписывать болезненность, недооценивать его психофизические данные (инвалидизация); навязывать ребенку роль "маленького", представления о его беспомощности, зависимости, невозможности существования без родителей (инфантализация); приписывать ребенку социальную малоуспешность, постоянно тревожиться о будущем ребенка, не верить в его благополучие, занижать статус ребенка среди сверстников, представлять ребенка как социально опасного, с порочными влечениями, с дурными наклонностями (социальная инвалидизация). [Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. – М., Посткриптум,2001., стр. 79.] Поведенческий компонент родительского отношения – это манера обращения с ребенком, формы и направления контроля. Поведенческие воздействия на ребенка могут быть различной степени выраженности: от доминирования родителя до отсутствия воздействия – автономии ребенка. Между двумя крайними полюсами доминирования-автономии располагаются кооперация родителя с ребенком и потакание ребенку. Зарубежными и отечественными психологами выделены и описаны разнообразные типы родительских отношений. Большинство классификаций отражает описание аномальных стилей семейного воспитания, пагубно влияющих на психическое развитие ребенка. Кроме того, каждый исследователь строит типологию, исходя из своих научных взглядов, в качестве основания для создания классификаций берутся эмоциональные компоненты воспитания, способы воздействия на ребенка, формы контроля, родительские позиции и т. д. Употребление различных понятий и отсутствие единого принципа при построении классификаций затрудняет их сравнение. Вместе с тем, различные типологии имеют между собой много сходного (часто за разными названиями скрывается описание одной и той же психической реальности), в основном не противоречат, а дополняют друг друга (каждый исследователь может делать акцент на одной из сторон взаимодействия родителя и ребенка), что дает возможность сопоставления определенного числа классификаций. Несмотря на обилие исследований родительских отношений и их влияния на различные стороны развития ребенка, некоторые вопросы остаются нерешенными: 1. Родительские отношения изучаются в основном в подсистеме "мать-ребенок". Внимание исследователей направлено на рассмотрение явлений материнской депривации и отношений между матерью и ребенком в неполной семье. Полная семья интересует авторов только при наличии хронических конфликтов, нарушений семейных отношений, появления у ребенка психосоматических заболеваний; если семья попадает по тем или иным критериям в разряд "неблагополучных". Стили семейного воспитания отца только в последнее время стали выделяться исследователями. По мнению В. Н. Дружинина, "всю совокупность отношений... в семье психологи, особенно отечественные авторы, склонны сводить к отношениям "мать-ребенок" и видеть в них основную причину семейных драм и нарушений личностного развития детей". [Лаврик О. В. Сравнительные исследования развития познавательной способности детей и родителей: Дисс.... канд. психол. наук. – М., 1997., стр. 199.] 2. В исследованиях обычно не учитываются особенности материнского и отцовского воспитания, а говорится о родительском отношении как о едином целом. Недостаточно изучены влияния различных сочетаний материнского и отцовского воспитания на развитие ребенка, хотя попытки выявить и описать подобные типы сочетаний, существуют. 3. Исследователей интересует в первую очередь аномалии в родительских отношениях. "Норма" раскрывается от противного: чего не должно быть ни в коем случае, чтобы не нанести вред ребенку. "Сотрудничество, "кооперация", "безусловная любовь", "демократический стиль воспитания" расписываются розовыми красками, в малой степени подтвержденные конкретными исследованиями. [Архиреева Т. В. Родительские позиции как условие развития отношений к себе ребенка младшего школьного возраста: Дисс.... канд. психол. наук. – М., 1990., стр. 27.] Наименее изученными в семейной системе является детская подструктура. Известно, что отношения с братьями и сестрами в семье – это первые отношения с равными для ребенка. Благодаря взаимодействию с братьями или сестрами, ребенок вырабатывает стереотипы поведения с социально равными партнерами, особенно в области сотрудничества и соперничества. При этом, чем ближе возраст детей, тем большее влияние они оказывают друг на друга (наиболее близкие взаимоотношения складываются у близнецов). Пол ребенка также влияет на стиль взаимодействий в этой подструктуре. Замечено, что однополые дети более склонны к конкуренции друг с другом, чем разнополые. Рядом исследователей (У. Теймен, Л. Форер, Р. Ричардсон и др.) обнаружено, что порядок рождения и ролевая позиция в семье имеет важнейшее значение для последующей жизни ребенка. Так, У. Теймен выявил тенденцию воспроизводить в своей семье место, которое человек занимал среди сибсов в детстве. При этом наиболее стабильными являются браки, где соотношения возрастно-ролевых позиций наиболее комфортно для обоих супругов (например, брак младшей сестры братьев со старшим братом сестер). [Кован Ф. А., Кован К. Н. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. -1989. – № 4. – С. 114.] Р. Ричардсон приводит вероятностные описания личностных характеристик, которые детерминированы различным положением в порядке рождения. По его мнению, каждой ролевой позиции (старший, младший, единственный ребенок, старший брат братьев и т. д.) присущи свои отличительные особенности. Так, старший ребенок в семье ориентируется на достижения, обладает чертами лидера. Единственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола и т. п. Г. Т. Хоментаускас акцентирует внимание на стратегиях приспособления детей к семейной системе, которые и приводят к формированию личностных различий между ними. "Первенец" первым находит своеобразные способы поведения в семье, при помощи которых ощущает свою значимость, получает необходимое внимание родителей... Второй ребенок после младенческого периода (безоговорочной любви матери) попадает в ситуацию выбора средств, какими он может достигнуть любви и внимания родителей. В отличие от старшего, которому были открыты все пути, малыш находится в более сложной ситуации". [Сермягина О. С. Эмоциональные отношения в семье: социально-психологическое исследование. – Кишинев, 1999., стр. 82.] С точки зрения автора, в семьях с жесткими ограничениями, негибкими требованиями родителей личностное развитие второго ребенка может существенно пострадать в результате одной из выбранных неэффективных стратегий: конкурентных отношений со старшим ребенком, протеста против родительской власти, отказа от борьбы за себя. Таким образом, порядок рождения заставляет ребенка выбрать свободные в данной семье ролевые позиции, позволяющие получать достаточное количество родительского внимания. В результате проигрывания той или иной роли в семейной системе у ребенка формируются определенные личностные характеристики. При этом, детская подсистема испытывает серьезное влияние со стороны родительской, так как именно родители (осознанно или неосознанно) закрепляют за детьми те или иные позиции. Большинство исследователей, изучающих влияние семейных составляющих на различные стороны психического развития ребенка, предпочитают обходить стороной вопрос о влиянии детско-детских отношений на развитие детей даже при изучении многодетных семей. Вместе с тем, принимая во внимание вышеизложенные данные, можно истолковать иначе результаты ряда работ. Так, напомним, что по модели Р. Зайонца от числа детей в семье зависит ее интеллектуальный климат. Преимущество в интеллектуальном развитии получают первенцы, поскольку они активнее взаимодействуют с родителями и получают больше родительского внимания. Однако полученные во многих исследованиях факты более низких интеллектуальных показателей позднерожденных детей по сравнению с первенцами можно объяснить несколько иначе. Реальное интеллектуальное развитие младших детей может не совпадать с их интеллектуальной продуктивностью при выполнении тестов в связи с определенными личностными особенностями. Если первые по рождению дети в семье в силу ряда обстоятельств заняли ролевую позицию "интеллектуалов", у них формируется мотивация достижения (что может быть характерно не только для первенцев из многодетных семей), то поздние дети вынуждены ориентироваться на иные еще свободные позиции в семье. В свою очередь, "стили родительского воспитания в семье вступают во взаимодействие с наследственно обусловленными задатками ребенка и оказывают формирующее воздействие на его мотивацию достижений, что и обусловливает достижение определенных результатов в умственном развитии, каковые в первую очередь также влияют на мотивацию достижения". Итак, анализ литературных источников показывает, что индивидуальные особенности членов семьи определяют складывающийся комплекс семейных взаимоотношений, основными из которых являются супружеские, родительские и детско-родительские, детско-детские. При этом семейная система оказывает влияние на психическое развитие ребенка. Супружеские отношения кроме прямого воздействия на ребенка могут иметь и опосредованное влияние через изменение родительского отношения к нему, сплачивая или разрушая родительскую коалицию. Складывающиеся в семье детско-детские отношения также испытывают воздействие со стороны родительской подсистемы, так как родительские отношения могут подкреплять определенную ролевую позицию каждого ребенка в семье. Влияние комплекса семейных отношений на психическое развитие ребенка можно наглядно представить в виде следующей схемы (рис. 1). В связи с малой исследованностью проблемы детско-детских отношений модель рассчитана на семью с одним ребенком. Наиболее разработанными на сегодняшний день среди представленного комплекса семейных отношений являются родительские отношения, в частности между матерью и ребенком, связанные с негативным воздействием на психическое развитие последнего определенных стилей материнского воспитания. [Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996., стр. 104.] Рис. 1. Влияние семейных отношений в нуклеарной семье из трех человек на психическое развитие ребенка.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.