24 окт. 2012 г.

Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на складывающийся тип личности ребенка.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор родителями стиля семейного воспитания оказывают влияние, в первую очередь тип темперамента, традиции, в которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература, которая имеет как положительное, так и отрицательное значение, так как каждый родитель обращает внимание прежде всего на то, что оправдывает его отношения с ребенком. В то же время нельзя со счетов снимать и исторические факторы развития социально-экономических отношений в обществе, которые создают предпосылки для увеличения или уменьшения культивирования положительных или отрицательных стилей семейного воспитания. [Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. – М., Посткриптум, 2001., стр. 253.] Если проанализировать историю семейного воспитания при Советской власти, то увидим, что семья всегда ставилась в жесткие социально-экономические условия, когда на производстве были заняты не только мать и отец, но даже бабушки и дедушки, а дети были либо брошены на произвол судьбы, либо подвергались коллективному, групповому формальному воспитанию. Таблица 1.Основные виды отношений и их сочетание с типом личности и стилями воспитания Виды отношений Типы личности конформный доминируюший сензитивный инфантильный тревожный интровертивный 1. Отношение родителей к деятельности ребенка Удовлетворение желаний ребенка путем ласки, смирения, сопереживания Стимулирование к состязанию с другими Предоставление полной свободы действий Предупреждение всех самостоятельных действий, ограничение инициативы Полное ограничение самостоятельной деятельности Ребенок предоставлен сам себе, имеет полную свободу самостоятельной деятельности 2. Отношение родителей к методам поощрения и наказания Непоследовательное или даже одновременное применение наказаний и поощрений Похвала и поощрение Ни похвалы, ни наказаний Никогда не наказывают, только хвалят Применение насильственных мер в виде наказаний Отсутствуют похвала и наказание 3. Отношение родителей к ребенку Отсутствие заботы о детях С восторгом, гордостью С любовью и вниманием, добрые, простые отношения Предупреждают все его требования и желания Жесткие, требовательные С любовью 4. Отношение родителей к окружающим людям Ложь и лицемерие, мелкий расчет и стремление к мелкой наживе Ставят себя в пример и своего ребенка Живут жизнью ребенка. Помогают окружающим людям Хвастается своим ребенком Раздражение по отношению к окружающим людям Доброе терпеливое отношение к людям с искренностью и любовью 5. Отношение родителей к нравственным ценностям Требование от детей соблюдения внешних обрядов, значение которых не объясняется. Соблюдение внешних приличий в обществе Требуют формального соблюдения нравственных норм Приучают действовать не по шаблону, а по совести Стараются ласками и уговорами сделать их умными и послушными. Соблюдают внешнее приличие Беспрекословное выполнение нравственных требований Строгое требование действовать по правилам 6. Отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка Не возбуждают внимание ребенка, не побуждают к размышлениям. Стараются устранить такие рассуждения Потакательство всему, чем ни занимался, лишь бы мог выделиться Наблюдательность, привычка к размышлению над окружающими явлениями, понимание связи их внутреннего Не побуждается к размышлениям и мыслительным действиям, т. к. распоряжается своим временем Запрещается рассуждать, обязан выполнять немедленно распоряжения Родители много беседуют и рассуждают Стиль семейного воспитания Попустительский Состязательный Рассудительный Предупредительный Контролирующий Сочувствующий Сегодня социально-политическое устройство общества с его безответственностью, коррупцией, взяточничеством, нравственной распущенностью, карьеризмом, расхождением между словом и делом, отсутствием гласности, несоблюдением принципов социальной справедливости, производственным воровством, протекционизмом не может не отразиться на условиях воспитания детей как в семье, так и в школе. Формальное воспитание в семье и школе не может закладывать в души детей нравственную основу поведения и жизнедеятельности. Не функционирует достаточно эффективно и сама система воспитывающего обучения, т. к. в ее технологии превалирует назидательное воспитание, навязывание школьникам абстрактных, оторванных от жизни, идеалов, провозглашение самостоятельности лишь на словах при слабом развитии самоуправления на деле. Односторонность воспитательных воздействий, не ориентированных на ученика как на личность, отталкивает школьника от педагога, препятствует возникновению духовной общности. Система воспитания "среднего" человека обезличивает школьника, строит все принципы взаимодействия "учитель – ученик", "родитель – ребенок" на основе подавления человеческой индивидуальности и неординарности. Отсюда отсутствие потребности учителя знать личности своих учеников, низкая культура взаимоотношений и общения, вынужденная авторитарность педагога, слабое владение педагогической техникой, равнодушие к детям или даже открытая неприязнь к ним, акцентирование внимания на недостатках, неумение понимать учеников В зарубежной литературе большой интерес представляют работы Э. Берна. [Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Минск: ПРАМЕБ, 1992. стр. 346.] В отечественной литературе достаточно широко представлены работы, описывающие стили семейных взаимоотношений. Например, Л. Г. Саготовская выделяет 6 типов отношений родителей к детям: 1) чрезвычайно пристрастное отношение, уверенность, что дети – главное в жизни; 2) безразличное отношение к ребенку, к его запросам, интересам; 3) эгоистическое отношение, когда родители считают ребенка основной рабочей силой семьи; 4) отношение к ребенку как объекту воспитания без учета особенностей его личности; 5) отношение к ребенку как помехе в карьере и личных делах; 6) уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей. Академик А. П. Петровский выделяет 5 типов семейных отношений: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование на основе невмешательства и сотрудничество. Из опыта работы с подростками В. В. Юстицкий выделяет четыре типа "почти нормальных семей" со следующими их описаниями: 1) семья с ориентацией на социальное недоверие (недоверчивая семья); 2) семья с ориентацией на удовольствие (легкомысленная семья); 3) семья с ориентацией на авантюризм в достижении целей (хитрая семья); 4) семья с ориентацией на применение силы (драчливая семья). Интересным представляется подход к стилям взаимоотношений в семье, основанный на темпераменте и роли воспитания в образовании приневрологических радикалов, описанный В. И. Гарбузовым, А. И. Захаровым, Д. Н. Исаевым. На основе существующих в природе трех типов темперамента, за исключением четвертого – меланхолического они доказывают, что система неправильного семейного воспитания приводит к психоневрологическим состояниям детей. Условно ими выделяются три основных типа воспитания: "отвергающее" воспитание или непринятие, гиперсоциализирующее и эгоцентрическое. В области психологии, и в частности в психотерапии, нарушения в воспитательном процессе в семье представлены в виде таких отклонений как гипо- и гиперпротекция, безнадзорность, эмоциональная отверженность и повышенная моральная ответственность. Многие школьные практические психологи руководствуются классификацией отношений, разработанных Э. Г. Эйдемиллером и В. В. Юстицким. Эти ученые выделяют 6 основных типов семейного воспитания. 1. Потворствующая гиперпротекция (потворствование + повышенная протекция). Подросток в центре внимания семьи, и семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию истероидных и гипертимных черт характера у подростка. 2. Доминирующая гиперпротекция (доминирование + гиперпротекция). Подросток в центре внимания родителей, которые отдают ему массу сил и времени, в то же время лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У гипертимных подростков такое воспитание усиливает реакцию эмансипации. При психостенической сензитивной, астено-невротической акцентуации характера оно усиливает астенические черты. 3. Жесткое обращение складывается из большого количества требований, предъявляемых к ребенку, числа запретов на действия и жестких санкций за невыполнение требований. При таком типе воспитания усиливаются черты эпилептоидной, психоастеноидной акцентуации характера. 4. Эмоциональное отвержение образуется сочетанием пониженной протекции, игнорированием потребностей ребенка и нередко проявляется в жестком обращении с подростком. В крайнем варианте это воспитание по типу "золушки". При таком типе воспитания усиливаются черты эпилептоидно-лабильной, сензитивной и астено-невротической акцентуации характера и могут формироваться процессы декомпенсации и невротические расстройства. [Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. – М., 1998., стр. 27.] 5. Повышенная моральная ответственность образуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к нему родителей, меньшей заботой о нем. Этот тип воспитания стимулирует развитие черт психостенической акцентуации характера. 6. Безнадзорность. Пониженная протекция + повышенный уровень удовлетворения потребностей + пониженный уровень требований к ребенку + пониженное число запретов. Подросток предоставлен сам себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому и конформному типах. [Архиреева Т. В. Родительские позиции как условие развития отношений к себе ребенка младшего школьного возраста: Дисс.... канд. психол. наук. – М., 1990., стр. 63.] Рассмотренные типы семейного воспитания в основном объясняют уже имеющиеся изменения в характерологических особенностях личности и показывают, насколько тот или иной тип воспитания усиливает имеющуюся акцентуацию в характере ребенка. Конечно, такая типология не приемлема для педагогической практики. Учитель, как правило, работает с нормальным ребенком, не имеющим аномалий в характере в сторону заболевания, но только с наметившимися тенденциями в отклонении от нормы. Предлагаемые нами стили семейного воспитания в соответствии с классификацией характерологических типов личности будут носить иные терминологические названия, чем те, которые были приведены ранее, хотя многие из них соответствуют в той или иной мере уже указанным стилям воспитания (см. табл. 2). В основе предлагаемых нами стилей воспитания лежат причины сложившихся отношений в семейном воспитании, которые можно представить в виде двух групп; 1) отклонения в характерологических свойствах самих родителей; 2) стремление родителей решать личные проблемы за счет детей. Таким образом, дети с конформным характерологическим свойством формируются в процессе попустительского стиля семейного воспитания. Дети с доминирующим характерологическим свойством формируются у таких родителей, чей стиль воспитания, в основном носит соревновательный характер, поэтому его можно назвать состязательным. У родителей с сензитивными характерологическими свойствами превалирует рассудительный стиль воспитания детей в семье, т. к. родители в основном придерживаются гуманистического понимания построения взаимоотношений с детьми. Дети с ярко выраженным инфантильным характерологическим свойством могли воспитываться в стиле предупредительного воспитания, когда они лишены возможности принимать самостоятельные решения. [Айзенк Г. Ю. Интеллект: Новый взгляд // Вопросы психологии. – 1995., стр. 24.] Формирование детей с тревожным характерологическим свойством происходит там, где осуществляется контролирующий стиль семейного воспитания или воспитание повышенной моральной ответственности. И, наконец, дети с интровертивным характерологическим свойством формируются у таких же родителей при так называемом сочувствующем стиле семейного воспитания. [Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996., стр. 92.] Следует также отметить, что если особенности характерологических свойств родителей лежат в основе формирования личностных свойств детей, то наиболее сложные стили воспитания возникают в результате стремления родителей решать личные проблемы за счет детей. В таких случаях у детей формируются несколько характерологических свойств, которые могут либо усиливать проявления психогенного характера, либо, наоборот, снижать их. Так, дети с неврологическими заболеваниями имеют ярко выраженные свойства: доминирование и тревожность, инфантильность и тревожность. Таблица 2. Соответствие типов отношений стилям семейного воспитания Стили семейного воспитания Типы отношений попустительский состязательный рассудительный предупредительный контролирующий сочувствующий Саготовская Л. Г. 1. Чрезвычайно пристрастное + 2. Безразличное + 3.Эгоистическое + 4. Как к объекту воспитания + + 5. Помеха в карьере + 6. Уважительное ++ + Петровский А. П. 1. Диктат ++ 2. Опека 3. Конфронтация + 4. Мирное сосуществование + 5. Сотрудничество + Юстицкий В. В. 1. Недоверчивое + 2. Легкомысленное + 3. Авторитарное + 4. Драчливое + Гарбузов В. И. Захаров А. И. Исаев Д. Н. 1. Отвергающее + 2. Гиперсоциализирующее + 3. Эгоцентрическое + Эйделмиллер Э. Г. Юстицкий В. В. 1. Потворствующая гиперопека + 2. Доминирующая гиперопека + + 3. Жестокое обращение + 4. Эмоциональное отвержение + 5. Повышенная моральная ответственность + 6. Безнадзорность + Менее склонны к психическим заболеваниям учащиеся с характерологическими свойствами тревожности и конформности, доминирования и сензитивности, инфантильности и сензитивности. Для того чтобы выбирать наиболее рациональные пути построения взаимоотношений с ребенком и его родителями, а также корректировать стиль семейного воспитания, культивируемый родителями по отношению к ребенку, рассмотрим более подробно результаты воспитательных стилей семейного воспитания. Рассмотрим процесс воспитания во всех стилях по формам отношений родителей к детям. Таким результатом можно считать образующийся социально-психологический тип личности. Среди выдающихся русских педагогов П. Ф. Лесгафт – первый, кто описал идеально-нормальный тип школьника на основе структуры личности и условий ее воспитания. Он указывает на необходимость изучения влияния наследственных факторов, природы индивидуальных особенностей, организации, от которых зависит развитие как физических качеств, так и всех физиологических и душевных ее проявлений. [Лаврик О. В. Сравнительные исследования развития познавательной способности детей и родителей: Дисс.... канд. психол. наук. – М., 1997., стр. 164.] Воссоздавая индивидуально-нормальный тип личности, он стремился рассмотреть его на природном, социальном и культурологическом уровнях. Этой цели он посвящает целый раздел "Основные проявления ребенка и их значения", где предлагает сразу рассмотреть системную структуру личности, выделяя в ней темперамент, тип, характер. Он, по-видимому, понимал, что для изучения личности необходимы стабильные элементы, которые бы не подвергались быстрым изменениям и позволяли педагогу избирать как стратегические пути в воспитании, так и тактические способы взаимодействия с ребенком: "Раньше всего необходимо выяснить, что называть темпераментом, типом, характером ребенка и какие его свойства могут быть названы наследственными. П. Ф. Лесгафт при анализе влияния темперамента на воспитание использует гуманистическое наследие философов Канта и Дж. Локка. Но в то же время, будучи истинным гуманистом, он пытается также выяснить, а каково влияние воспитания на темперамент, впервые положив начало рассмотрению влияния стиля воспитательных воздействий, которые могут иметь как положительное значение, так и отрицательное. Так, например, он пишет: "На деле обыкновенно выходит, что слабые проявления легко вызывают неудовольствие, и лиц с таким темпераментом обыкновенно называют "неустойчивыми" и "беспокойными" и от них сторонятся". [Сермягина О. С. Эмоциональные отношения в семье: социально-психологическое исследование. – Кишинев, 1999., стр. 82.] Рассматривая типы школьников, П. Ф. Лесгафт, по-видимому, опирался на взгляды Б. Гельвинга, который писал: "Для лучшего наблюдения за ребенком и более точного выяснения всего замеченного у него будет, по-видимому, выгоднее отличать не только темперамент и характер, но и тип его, который, в свою очередь, смешивают то с темпераментом, то с характером". Раскрывая понятие типа, П. Ф. Лесгафт писал: "Тип ребенка определяется степенью сознательного его отношения к окружающей среде и нравственным его развитием, т. е. отношением его к природе". [Сермягина О. С. Эмоциональные отношения в семье: социально-психологическое исследование. – Кишинев, 1999., стр. 87.] Следовательно, главными характеристическими качествами типа являются сознательность и правдивость ребенка. Изучение характерологических качеств позволяет раскрыть содержание типа. Таким образом, П. Ф. Лесгафт показал путь познания типа, которым мы воспользовались при построении диагностической методики, только вместо термина характеристические качества ввели понятие характерологические свойства. Под характерологическими свойствами мы понимаем совокупность нравственных качеств, определяющих сознательное отношение человека к окружающей среде. Обусловленность появления тех или иных характеристических качеств позволяет рассматривать сознательные проявления человека как результат воспитания. Под воспитательным процессом П. Ф. Лесгафт понимал "постепенно и последовательно усиливающиеся возбуждения со стороны окружающей среды". При отсутствии возбуждения, а следовательно, и порождаемых им представлений, сознательная деятельность не развивается, ребенок остается в состоянии слабоумия. С помощью стилей семейного воспитания прослеживается весь детерминированный процесс развития ребенка, позволяющий увидеть все причинно-следственные связи, устанавливающиеся в процессе семейного воспитания или учебно-воспитательной деятельности. Полученные результаты с помощью диагностики позволили вычислить социально-психологический тип личности и его характерологические свойства: гармоничный, конформный, доминирующий, сензитивный, инфантильный, тревожный, интровертивный. Яркая их выраженность свидетельствует о социально-психологическом типе. Для описательного анализа социально-педагогического типа были выделены семь видов отношений школьника, по которым можно судить, как проявляются характерологические свойства личности (см. табл. 3): 1) отношение к людям; 2) отношение к деятельности; 3) отношение к своим возможностям; 4) отношение к коллективу; 5) отношение к себе; 6) отношение к критике; 7) отношение к предъявлению волевых усилий. Таблица 3. Социально-психологический тип личности и характеристика его по форме отношений. Формы отношений Социально-психологические типы личности гармоничный конформный доминирующий сензитивный инфантильный тревожный интровертивный 1. К людям Открытый, правдивый, вежливый Нечестный, хитрый, изворотливый, желает поправить Вспыльчивый, властолюбивый, горделивый, высокомерный Правдивый, откровенный, стыдливый, доверчивый, человеколюбивый Равнодушный, беспомощный, эгоистичный, нерешительный, стеснительный Замкнутый, грубый, вспыльчивый, нетерпеливый, подозрительный Чуткий, внимательный, замкнутый, самостоятельный, нерешительный, стеснительный 2. К деятельности В равной степени любит физический и умственный труд Недобросовестный, активный, нарушает этические нормы Активный, ответственный, может нарушать, этические нормы Добросовестный, активный, больше любит умственный труд Пассивный, безответственный, может не соблюдать этические нормы Неисполнительный, нарушает этические нормы, безответственный Пассивный, любит физический труд, исполнительный, добросовестный 3. К своим возможностям Адекватное Преувеличивает Завышает Занижает Преувеличивает Завышает Занижает 4. К самому себе Требовательный, верен слову Не самокритичен, не верен слову Требователен к другим, не самокритичен, обращает внимание на одежду Самокритичен, не обращает внимания на одежду Требователен к другим, не самокритичен Не уверен в себе, обращает внимание на одежду, не самокритичен Требователен к себе, верен слову, самокритичен
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.