24 окт. 2012 г.

Цель, гипотезы, объект и предмет исследования.

Целью экспериментального исследования являлось изучение взаимосвязи комплекса семейных отношений с компонентами структуры интеллекта ребенка. Объектом исследования стали дети младшего школьного возраста. Предмет исследования – психологические особенности развития интеллекта детей в семье. Гипотезы исследования: 1. Между семейными отношениями и компонентами структуры интеллекта детей существует взаимосвязь. Особенности семейных отношений могут сказываться на развитии структурных компонентов интеллекта детей, интеллектуальные показатели детей, в свою очередь, могут обуславливать особенности семейных отношений. 2. Из структурных компонентов интеллекта детей наибольшее количество связей с семейными характеристиками имеют специфические факторы интеллекта. 3. Характерологические особенности родителей, проявляясь в межличностных отношениях, могут способствовать или препятствовать развитию компонентов структуры интеллекта детей. [Хоментаускас Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи: Дисс.... канд. психол. наук. – М., 1984., стр. 28.] Для проверки исходных предположений была составлена следующая схема исследования: 1. Отбор испытуемых, уравненных по ряду критериев. 2. Измерение структуры интеллекта детей. 3. Определение особенностей семейных отношений: а) родительского отношения к ребенку со стороны каждого из родителей; б) отношения ребенка к каждому из родителей; в) степени удовлетворенности браком каждого из супругов; г) характерологических особенностей каждого из супругов; 4. Корреляционный и факторный анализ полученных данных. Характеристика объекта исследования: Предварительные данные для отбора семей были получены с помощью разработанной нами анкеты (Приложение 1), беседы с учителями детей и их родителями. В результате были выбраны 51 семья с детьми 7-8-летнего возраста, обучающимися в первых классах школ №№ 231, 234 г. Москвы. В связи со сменой места жительства двух семей, окончательная выборка составила 49 семей. Все семьи, принимавшие участие в эксперименте: полные, среднего материального достатка, без хронических трудностей в воспитании детей, не нуждающиеся в помощи психотерапевта, малодетные (имеющие 1-2 детей), с высоким образовательным уровнем родителей, ни один ребенок из выборки не имеет родовых травм и не переносил тяжелых инфекционных заболеваний в младенческом возрасте. 34 семьи нуклеарные, остальные проживают вместе с прародителями, не замещающими родительских функций. Средний возраст детей на момент обследования 8,1 год.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.