24 окт. 2012 г.
Home »
» Методы исследования.
Методы исследования.
Для диагностики структуры интеллекта детей была выбрана методика исследования интеллекта детей Д. Векслера (WISC). Выбор указанной методики был обусловлен наличием ряда достоинств: тест прошел проверку на валидность и надежность, стандартизирован в ряде стран, удобен для исследования.
Для диагностики семейных отношений применялись следующие методики: тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В, Столин) – для выявления особенностей родительского отношения; тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко) – для определения состояния супружеских отношений; тест семейных отношений (FRT, И. Антони, Э. Бене), проективная методика "Рисунок семьи" – для выявления эмоционального отношения ребенка к членам семьи. [Лаврик О. В. Сравнительные исследования развития познавательной способности детей и родителей: Дисс.... канд. психол. наук. – М., 1997., стр. 91.]
Описанные в психологической литературе исследования с применением аналогичных методик демонстрируют высокий уровень их валидности и надежности. Результаты всех методик, кроме "Рисунка семьи", могут быть количественно выражены, что облегчает проведение корреляционного анализа.
Интеллектуальный тест для детей Д. Векслера опубликован в 1949 году. Перевод на русский язык и адаптация к отечественным условиям осуществлена А. Ю. Панасюком. В данном исследовании использовался адаптированный вариант Ю. Филоненко, В. Тимофеева. Тест является надежным, научно обоснованным и апробированным в школьной и медицинской практике психодиагностическим инструментом. Он относится к числу индивидуальных тестов и применяется в ходе личного взаимодействия психолога с испытуемым, используется для тестирования детей с 5 до 16 лет. В связи с тем, что тест стандартизирован, ограничимся краткой характеристикой субтестов, использованных в данной работе:
1."Осведомленность". Направлен на выявление и измерение общего объема и уровня относительно простых знаний, характеризует образованность испытуемого.
2."Понятливость". Направлен на выявление умения строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, характеризует готовность к умственной деятельности, самостоятельности и социальной зрелости суждений испытуемого.
3."Арифметический". Направлен на диагностику легкости оперирования числовым материалом, характеризует концентрированность произвольного внимания и сообразительность испытуемого.
4."Сходство". Направлен на диагностику понятийного мышления, характеризует степень абстрагирования, классификации и сравнения.
5."Словарный". Направлен на изучение вербального опыта и умения оперировать понятиями, характеризует словарный запас, чувство меры и адекватности при определении смысла слов.
6."Повторение цифр". Обнаруживает качество оперативной памяти и активного внимания.
7."Недостающие детали". Диагностирует зрительную наблюдательность и способность выявлять существенные признаки.
8."Последовательные картинки". Диагностируются способности организации целого из частей, экстраполяции. Требует перцептивного внимания и зрительного "схватывания" материала, понимания и предвосхищения событий.
9."Кубики Косса". Диагностируются двигательная координация и визуальный синтез, характеризует аналитико-синтетические способности испытуемого, пространственное воображение.
10."Складывание фигур". Диагностируется способность к синтезу целого из отдельных частей, характеризует умение формировать идеальный эталон и умение воссоздавать его практически.
11."Шифровка". Диагностируется зрительно-моторная скорость, характеризует свойства внимания, восприятия, зрительно-моторную координацию, скорость формирования новых навыков, способность к интеграции зрительно-двигательных стимулов.
Тест-опросник родительского отношения (А. Я, Варга, В. В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обратившихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Применение опросника в данной работе обусловлено следующими причинами: материалом для построения опросника послужили данные опроса родителей детей от 7 до 11 лет, составленных их двух групп: субъективно благополучных и нуждающихся в помощи по воспитанию детей. Опросник применялся для исследований рядом авторов, процедура его заполнения достаточно проста и не требует большого количества времени. [Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. – М., 1998., стр. 77-78.]
Методика состоит из 61 утверждения, касающегося особенностей общения, отношения, поведения с ребенком. Например, "Дети рано узнают, что родители могут ошибаться", "Мой ребенок может вывести из себя кого угодно", "Я всегда стараюсь помочь своему ребенку".
Опросник включает 5 шкал:
1."Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
2."Кооперация" – социально желательный образ родительского отношения. Родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему, испытывает чувство гордости за ребенка, высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3."Симбиоз" – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком: ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворять все его потребности, оградить ребенка от трудностей жизни, родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным.
4."Авторитарная гиперсоциализация" – отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ребенку свою волю, за проявление своеволия его сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
5."Маленький неудачник" – отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителями. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний.
В письменном опросе приняло участие 98 родителей. Испытуемым давалась следующая инструкция: "Уважаемый родитель! Просим Вас помочь в проведении исследования семей нашего города. Проставьте, пожалуйста, рядом с каждым утверждением "+", если Вы согласны с данным высказыванием (оно верно) "-", если Вы не согласны с данным утверждением (оно неверно)".
Обработка опросных листов проводилась по ключу. При подсчете тестовых баллов за ответы "верно", совпавшие с ключом начислялся 1 балл. Далее подсчитывалась сумма баллов по каждой шкале, после чего сырые баллы переводились в процентиальные ранги по соответствующей таблице.
Тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетвооренности браком, а также степени согласования – рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.
Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятие себя и партнера, мнения, оценки, установки и т. д. Каждому утверждению соответствует три варианта ответа: а) верно, б) трудно сказать, в) неверно. [Лаврик О. В. Сравнительные исследования развития познавательной способности детей и родителей: Дисс.... канд. психол. наук. – М., 1997., стр. 98.]
Примеры утверждений: "Большинство людей в какой-то степени обманывается в своих ожиданиях относительно брака". "Жизнь без семьи, без близкого человека – слишком дорогая цена за полную самостоятельность".
Опрос проводился письменно, испытуемому давалась следующая инструкция: "Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из предлагаемых ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа "трудно сказать".
Обработка опросных листов осуществлялась по ключу. Если выбранный испытуемым вариант ответа совпадал по ключу, то начислялось 2 балла, если не совпадал – 0 баллов, за промежуточный ответ (б)-1 балл. Далее подсчитывался суммарный балл каждого испытуемого.
Возможный диапазон тестовых баллов (от 0 до 48) был разбит на три уровня:
0-16 баллов – низкий уровень удовлетворенности браком,
17-32 балла – средний уровень удовлетворенности браком,
33-48 баллов – высокий уровень удовлетворенности браком.
Тест семейных отношений (Family Relations test, FRT) создан психиатром И. Антони и психологом Э. Бене в 1957 году. В процессе использования претерпевал изменения. В данной работе использовался вариант теста: Детский тест "Диагностика эмоциональных отношений в семье" (Методическое руководство) / Под общ ред. А. Г. Лидере, И. В. Анисимова. Перевод с англ. А. Балсанова. – "Центр Гармония", изд-во "Принтер", 1993.
Методика направлена на определение позиции ребенка по отношению к семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе, дает возможность представить картину внутрисемейных отношений в восприятии их ребенком, позволяет выявить характер аффективного отношения его к семейной среде, в частности, к каждому из родителей.
Тест предназначен для обследования детей в возрасте от 4 до 15 лет с нарушениями поведения, испытывающими трудности в учебе и адаптации к школьному коллективу, а так же для исследования эмоциональных связей в семьях с различным числом детей.
Надежность текста подтверждается рядом исследований отечественных авторов э
Тест представляет собой набор материалов для создания игровой ситуации, в которой ребенок, выполняющий роль "почтальона", посылает членам семьи и себе, в том числе письма – карточки. В связи с тем, что стимульный материал текста не стандартизирован, приведем подобное описание применявшегося в данном исследовании материала.
В набор входило: 20 стилизованных рисунков фигур, изображающих людей разного возраста, размеров, форм, выполненных на карточках размером 120 на 75 мм.: 4 женщины, 4 мужчин, 5 девочек, 5 мальчиков, грудной ребенок и господин "никто". Фигуры были достаточно стереотипны, для того чтобы ребенок мог выбрать из них свой семейный круг, фигура господина "никто" была нужна для тех вопросов – посланий, которые не соответствовали ни одному человеку из семейного круга. Каждая фигура была снабжена коробочкой наподобие почтового ящичка со щелью. В качестве "писем" применялся набор из 86 карточек размером 40 на 60 мм., с написанными на них высказываниями разного содержания. Высказывания, свидетельствующие о положительном или отрицательном отношении ребенка к членам семьи, себе самому, так называемые исходящие или реальные чувства. Например: "Этот член семьи добрый", "Иногда я ненавижу этого члена семьи".
Высказывания положительного или отрицательного содержания, свидетельствующие об отношении членов семьи к ребенку в его восприятии или воображении, так называемые получаемые ребенком или воображаемые чувства. Например: "Этот член семьи хочет всегда быть со мной", "Этот член семьи всегда выслушивает меня".
Высказывания, свидетельствующие об отношении не соответствующем возрасту ребенка, об избытке заботы и опеки со стороны родителей. Например: "С этим членом семьи папа проводит слишком много времени", "Мама беспокоится, что этот член семьи очень мало ест".
Процедура исследования начиналась с выбора ребенком из набора фигур членов своей семьи. Далее организовывалась игра в почтальона: ребенку зачитывались высказывания на карточках, в случайном порядке, а ребенок бросал их в ящички, расположенные у соответствующих фигур членов семьи, выбранных ребенком в качестве адресата. Если ребенок считал, что высказывание не подходит никому из членов его семьи, карточка отправлялась в ящичек господина "никто". [Карацуба Т. К. Особенности жизненного и профессионального становления единственных детей в семье: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. – М., 1998., стр. 14.]
Обработка состояла в записи номеров вопросов, посланных каждому члену семьи, подсчете суммы баллов, полученных каждым (послание оценивалось 1 баллом). Высчитывалось итоговое отношение ребенка к каждому члену семьи как разность между положительными и отрицательными чувствами к нему. На основании сравнения сумм баллов, полученных членами семьи, определялось лицо наиболее значимое для ребенка в семейном окружении. Сопоставление числа посланий, полученных отцом и матерью, позволяло выбрать более значимую для ребенка фигуру родительской пары.
Проективный тест "рисунок семьи" применялся в качестве дополнительной методики для определения семейного психологического климата. В настоящее время трудно определить автора теста. В нашей стране опыт применения теста освещен в работах Захарова А. И., Хоментаускаса Г. Т., Лосевой В. К. и др.
Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений на основе оценки изображения семьи ребенком. Наиболее продуктивным является применение теста для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Как любая проективная методика, "Рисунок семьи" испытывает сильное влияние при обработке и интерпретации со стороны диагноста. Отсутствие стандартной процедуры обработки данных, большие индивидуальные различия при выполнении рисунка детьми, клиническая ориентация теста, позволяющая увидеть и интерпретировать определенные символы рисунка в качестве показателей нарушений взаимодействий в семье, но не позволяющая выделить на основе изображения одни и те же характеристики для всех обследуемых детей, все это не позволило использовать данный тест в качестве основной методики для диагностики детско-родительских отношений. Результаты тестирования использовались при качественном анализе в сопоставлении с результатами теста семейных отношений.
0 коммент.:
Отправить комментарий