24 окт. 2012 г.

Специфика развития личности и интеллекта в семейном окружении.

Влияние наследственности и окружающей среды на становление интеллекта тесно переплетены друг с другом и не могут рассматриваться отдельно. Если генотип как совокупность наследственных задатков выступает предпосылкой развития, то взаимодействие генотипа и среды, его характер и качество ведет к развитию интеллектуальных способностей. "В конечном счете, только взаимодействие наследственных задатков и среды определяет все признаки индивидуума". Каковы бы ни были особенности генотипа, случайные или целенаправленные средовые изменения могут существенно сказаться на интеллектуальном развитии ребенка. "Чем длительнее действовал в жизни индивида какой-либо фактор окружающей среды, тем труднее устранить его последствия. Условия, определяемые окружающей средой, не всегда можно исправить. Действующие в течение многих лет неблагоприятные жизненные факторы могут нанести непоправимый ущерб интеллектуальному и эмоциональному развитию индивида". [Карацуба Т. К. Особенности жизненного и профессионального становления единственных детей в семье: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. – М., 1998., стр. 21.] При этом факторы среды весьма неоднородны и могут быть классифицированы на биологические и собственно социальные. Установлено, что ряд биологических факторов негативно отражается на интеллектуальном развитии ребенка: неполноценное питание или определенные заболевания матери во время беременности, употребление лекарственных и иных вредных для плода веществ, сильные нарушения физического и психического равновесия матери во время внутриутробного развития ребенка, родовые травмы, инфекционные заболевания в младенчестве, осложнениями которых могут выступать поражения органов чувств и т. д. В свою очередь социальная среда составляет иерархию условий, в которых происходит интеллектуальное становление ребенка, где частные факторы взаимопереплетаются и опосредуются более общими, с другой стороны, любой общий фактор проявляется через конкретные микроусловия. Можно выделить следующие уровни социальной среды: 1. Общекультурные или макрофакторы, связанные с конкретно-историческими условиями, в которых протекает интеллектуальное развитие ребенка. Они включают в себя весь объем и многообразие культурного потенциала конкретного общества, из которого индивид избирательно воспринимает и осваивает, воспроизводит определенные цели и ценности. "Для разных культур и в разные исторические периоды одной культуры понимание успешности в деятельности меняется. Изменение структуры интеллекта можно видеть и на протяжении жизни одного индивида от младенчества до взрослого состояния. Способность индивида будет с годами возрастать относительно тех функций, которым окружающая его культура или субкультура придает особое значение, и уменьшаться относительно тех функций, которым значения не придается". 2. Микрофакторы или факторы, обусловленные вхождением ребенка в определенные социальные группы (общности), среди которых наиболее важными представляются семья, школьный коллектив, неформальный круг общения. 3. Особую группу микрофакторов представляют факторы целенаправленного воздействия, связанные с процессом социально-педагогической деятельности, осуществляемым через образование и организацию жизнедеятельности общностей воспитуемых и включающим "все уровни планомерной и координированной работы по передаче социального опыта в виде знаний, способов действий, опыта эмоционального отношения к действительности и опыта осуществления творческой деятельности". Теоретические модели, призванные объяснить психологические механизмы, лежащие в основе взаимодействия семейной микросреды и интеллектуального развития детей, немногочисленны и традиционно делятся на средовые (не берущие во внимание вариативность генотипа) и генотип-средовые. К средовым моделям относятся: экспозиционная и идентификационная модель Р. Зайонца. Экспозиционная модель отводит решающее место в развитии интеллекта детей их общению с родителями. Длительное общение родителя с ребенком интеллектуально стимулирует последнего, что приводит к развитию способностей. [Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996., стр. 58.] Идентификационная модель предполагает, что ребенок в ходе социализации отождествляет себя с родителем того же пола, в результате чего, стремясь копировать роли взрослого, ребенок и овладевает новым уровнем решения познавательных задач. Несмотря на то, что данные модели экспериментально не подтверждаются, сама идея интеллектуальной стимуляции ребенка, которой он подвергается при общении и взаимодействии с родителями, нашла свое отражение в ряде исследований. В модели Р. Зайонца основное внимание уделено взаимосвязи размера семьи, очередности рождения и длительности интервалов между рождениями детей и интеллектом. По мнению Р. Зайонца, от числа детей в семье зависит интеллектуальный климат семьи. Каждый член семьи, имея определенный интеллектуальный уровень, влияет на всю семью, а семья, в свою очередь, влияет на него. [Сермягина О. С. Эмоциональные отношения в семье: социально-психологическое исследование. – Кишинев, 1999., стр. 143.] Преимущество в когнитивном развитии принадлежит первенцам, в связи с тем, что родители активнее взаимодействуют с ними, уделяя им больше родительского внимания и тем самым, стимулируя развитие интеллекта детей. Позднерожденные дети попадают в иную среду, они вынуждены конкурировать за родительское внимание и активно взаимодействуют с сибсами, частично берущими на себя родительские функции, что приводит к уменьшению интеллектуальной стимуляции и замедляет становление способностей. [Архиреева Т. В. Родительские позиции как условие развития отношений к себе ребенка младшего школьного возраста: Дисс.... канд. психол. наук. – М., 1990., стр. 53.] Данная модель экспериментально подтверждена в целом ряде исследований, в которых обнаружено, что уровень интеллектуального развития детей имеет тенденцию к уменьшению в зависимости от того, сколько у них старших братьев и сестер. Генотип-средовая модель Р. Пломина предполагает существование качественных различий в генотип-средовых ковариациях. Дети, обладающие разными генетически обусловленными психологическими особенностями, испытывают к тому же и разное воздействие среды, причем подобное влияние не является независимым от генотипа. [Карацуба Т. К. Особенности жизненного и профессионального становления единственных детей в семье: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. – М., 1998., стр. 9.] В зависимости от активности ребенка в этом процессе выделяются три типа генотип-средовых связей. Пассивная ковариация – если родитель имеет с ребенком и общие гены и общую среду, которая может, как соответствовать, так и противоречить индивидуальным особенностям ребенка. Реактивная связана с дифференцированной реакцией на детей с разными генотипами. Подобная реакция родителей подкрепляет типы его поведения и в большей или меньшей степени способствует интеллектуальному развитию ребенка. Активная ковариация проявляется в направленном поиске самим ребенком средовых условий, соответствующих его природным склонностям. Роли каждой из генотип-средовых ковариаций меняются с возрастом. Пассивная в процессе взросления становится все менее важной в детерминации интеллектуальных способностей, а активная, напротив, становится определяющим и наиболее непосредственным отражением генотипа в индивидуальном опыте человека. В работах Р. Пломина было установлено, что фенотипическая вариативность показателей интеллекта у приемных детей ниже, чем у детей из контрольной группы. Этот факт был интерпретирован как проявление пассивной генотип-средовой ковариаций. Было зафиксировано разное отношение родителей-усыновителей к детям в зависимости от уровня интеллектуальных показателей детей, что свидетельствовало о проявлении реактивной генотип-средовой ковариаций Наиболее перспективной из представленных моделей видится модель Р. Пломина, учитывающая влияние генетических задатков ребенка на избирательность средовых характеристик, взаимодействие которых и определяет интеллектуальное развитие ребенка. Тем не менее, экспериментальная разработка данной теории, на мой взгляд, сопряжена с определенными трудностями методического характера, особенно при выявлении активного типа генотип-средовых ковариаций. Перейдем к рассмотрению исследований, в которых выявлены семейные характеристики отношений и их динамика. Ввиду немногочисленности работ, исследования сгруппированы по обнаруженным составляющим среды, а не по принадлежности к отдельным направлениям. В ряде работ зафиксирована зависимость между социальным и материальным уровнем семьи, статусом и образованием родителей и интеллектуальным уровнем детей. Так, А. Рис, Ф. Палмер установили, что изменения IQ между 6 и 12 годами значимо связаны с социально-экономическим статусом семьи, в качестве которого выступали уровень образования и профессия отца. К. Бредвен, М. Робинсон обнаружили, что изменения IQ между 10 и 26 годами значимо коррелирует с индексом, подсчитанным на основе учета профессии отца, уровня образования родителей, профессии обоих дедушек. [Сермягина О. С. Эмоциональные отношения в семье: социально-психологическое исследование. – Кишинев, 1999., стр. 98.] В исследовании А. В. Чернина выявлено, что становление интеллекта детей 5-6 лет зависит от таких социальных факторов, как образование родителей и их профессиональная принадлежность. При этом профессия матери сказывалась на становлении функций вербального, а профессия отца – на развитии невербального интеллекта детей. Лучшие результаты тестирования были получены у детей, оба родителя которых имели высшее образование. Таким образом, личностное становление ребенка испытывает влияние со стороны межсемейных характеристик, таких, как образование и профессия родителей. При этом высокий социально-экономический статус семьи соответствует более высокому уровню личностной самостоятельности детей, что может быть обусловлено взаимодействием генотипа и среды. С одной стороны, высокий социально-экономический статус родителей воздействует на интеллектуальное развитие ребенка через создание обогащенной среды, привитие ценности знаний и образования, представляемых для развития возможностей, с другой стороны, нельзя отрицать генетической предрасположенности детей к подобным семейным условиям, так как достижению высокого уровня социального статуса родителей способствовал их интеллект. Хотелось бы отметить также, что при сопоставлении результатов отечественных и зарубежных работ необходимо учитывать культурные особенности. Если в зарубежных работах социально-экономический статус семьи оценивается по уровню образования и профессии отца, то для отечественной действительности подобное обобщение вряд ли применимо, как в силу рабочей занятости обоих родителей, так и в силу того, что уровень образования и профессия родителей могут быть не связаны с материальным и социальным статусом семьи. Следующая группа исследований посвящена выявлению характеристик внутрисемейного взаимодействия, коррелирующих с интеллектом детей. В связи с тем, что исследований по данной проблематике мало, а выполнены они, как уже указывалось в рамках различных подходов, единственным целесообразным способом представления материала видится короткое ознакомление с результатами всех работ с последующим обобщением и анализом. [Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996., стр. 49.] В Колорадском исследовании приемных детей при сопоставлении семейной среды, особенностей отношения к ребенку были обнаружены корреляции уровня умственного развития ребенка с такими поведенческими особенностями родителей, как их готовность к контактам с ним, эмоциональная и вербальная, диагностировавшаяся, когда детям был один год. Готовность к общению с ребенком коррелировала с показателями интеллекта детей в два года. В рамках проекта "Становление семьи" выявлено, что когнитивное развитие, оцененное по методике Ж. Пиаже, наиболее сильно взаимосвязано с тем, как каждый родитель справлялся с обучением при общении в диаде родитель-ребенок. При этом интеллектуальное развитие ребенка в 3,5 года в значительной степени предопределяло академические достижения двумя годами позднее. [Карацуба Т. К. Особенности жизненного и профессионального становления единственных детей в семье: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. – М., 1998., стр. 12.] По данным близнецового исследования И. В. Равич-Щербо и ее сотрудников, развитие личностных характеристик и интеллекта в период с 2 до 4 лет хорошо предсказывается по набору переменных, включающих особенности личности матери, стиль ее взаимодействия с ребенком, элементы домашней среды, в том числе ее физические характеристики, и индивидуальные особенности самого ребенка. Позже, в период с 4 до 8 лет, предикторы меняются: ими становится материнская социальная поддержка, поведение матери во взаимодействии с ребенком в предыдущий период и некоторые особенности поведения ребенка в детском саду. [Архиреева Т. В. Родительские позиции как условие развития отношений к себе ребенка младшего школьного возраста: Дисс.... канд. психол. наук. – М., 1990., стр. 217.] Изучая связь социоэмоциональных факторов в младенческом возрасте с когнитивной компетентностью ребенка в четырехлетнем возрасте, М. Левис обнаружил, что дисстресс и гнев в трехмесячном возрасте связаны со сниженными показателями когнитивного развития в четырехлетнем возрасте, а отзывчивость матери по отношению к младенцу 3-5-ти месячного возраста коррелировала с повышенными показателями когнитивной компетентности детей в возрасте 4 года. [Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. – М., Посткриптум,2001., стр. 237.] В Исследовательском институте Фелса эмоциональная подчиненность ребенка родителям являлась основным фактором, вызывавшим спады IQ от 4,5 до 6-ти лет. Увеличение IQ от 4,5 до 17-ти лет было связано с особенностями домашнего воспитания в дошкольный период, определяемых при помощи наблюдения при периодических посещениях семей и включающими поощрение и одобрение, напоминания о благоразумии и принуждение к нему ребенка, а также формирование у него умственных и моторных навыков, еще не требующихся в этом возрасте. Результаты диссертационного исследования О. Н. Скоблик указывают, что психологическая близость ребенка и родителя детерминирует развитие способностей ребенка. По мнению автора, частота и активность взаимодействия ребенка с родителями зависит от характера эмоционального отношения ребенка к этому значимому взрослому. Более эмоционально близкий взрослый становится для ребенка объектом для подражания и общения. В результате подобной интеллектуальной стимуляции уровень развития интеллекта ребенка возрастает. Влияние факторов контроля и эмоциональной поддержки на рост доли различий интеллектуальной продуктивности подростков-близнецов зафиксировано в исследовании Е. Я. Воробьевой. При этом эмоциональная поддержка положительно влияет на интеллектуальную продуктивность, а включение контроля за поведением сглаживает это влияние. На основании приведенных выше результатов исследований можно выделить группы характеристик внутрисемейных взаимодействий, связанные с личностным становлением ребенка: 1. Стиль взаимодействия матери с ребенком, ее отзывчивость, личностные особенности. 2. Готовность к взаимодействию со стороны родителей: поощрение, одобрение и принуждение к благоразумию ребенка родителями; социальная поддержка матери. 3. Культурная среда, эмоциональный климат, эмоциональная поддержка взрослого, эмоциональная подчиненность родителям (негативное влияние), эмоциональное отношение к родителю. 4. Обучение еще не нужным навыкам, успешность взаимодействия в диаде родитель-ребенок при обучении. Вместе с тем, степень изученности средовых составляющих, связанных с личностными характеристиками детей оставляет желать лучшего: во-первых, исследований явно недостаточно, чтобы проследить возрастную динамику личности ребенка, связанную с семейными характеристиками; во-вторых, результаты исследований не позволяют пока увидеть целостную картину влияния семьи на становление личности детей, другими словами, пока зафиксированы достаточно разрозненные семейные характеристики, с трудом поддающиеся структурированию.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.