2 нояб. 2012 г.

Оценочное отношение к труду представителей разных возрастных групп

Выявление оценочного отношения к труду и работе в том или ином обществе посредством эксперимента предполагает анализ полученных данных по разным параметрам: принадлежность испытуемых к социальной группе (к той или иной профессии), пол, возраст, образование. Мы считаем, что оценку результатов анкетирования следует проводить именно по данным параметрам. Их применение, по нашему мнению, позволит увидеть общее и различительное в оценке труда в российском социуме. Информантов мы условно разделили на три большие возрастные группы. Первая группа – это лица до 25 лет. Она – самая представительная (211 человек). В нее вошли школьники, студенты, четыре рабочих, три предпринимателя и восемь учителей. Во вторую группу (от 25 лет до 50 лет) вошли 195 информантов. Это представители всех социальных групп (кроме студентов, учащихся и пенсионеров). Третья возрастная группа (от 50 лет) включает в себя в основном пенсионеров (94 человека). Проведенный ассоциативный эксперимент № 1 показывает ряд сходств и различий в ответах информантов. Во-первых, слова-реакции часто синонимичны таким словам-стимулам, как «труд», «работа». Иначе говоря, стимулы и реакции обнаруживают плотную семантическую близость. Семантическая близость слов-стимулов и слов-реакций в принципе характерна для ответов всех информантов независимо от их возраста. Следует, правда, заметить, что ее коэффициент особенно высок в случае с ответами школьников, которые часто (80 раз) в качестве слова-реакции на стимул «труд» называют синоним (слово «работа»). Ассоциативное ядро слова «труд» формируют слова-реакции «работа» (114), май (53), мир (46), деньги (42) (см. Приложение № 8). В его околоядерную зону входят следующие слова: «тяжелый» (23), «жизнь» (19), «заработок» (19), «стройка» (19) (см. Приложение № 8). Во-вторых, антонимия в отличие от синонимии не представляет собой релевантной величины в ответах всех испытуемых. По крайней мере, этот тип семантических связей не входит ни в ассоциативное ядро, ни в околоядерную зону рассматриваемых понятий – труд, работа, зарплата, трудоголик, работяга, профессионал, дилетант, безработица, безделье, халтура, лень и отдых. В-третьих, гиперо-гипонимия так же не характерна для ответов информантов всех возрастов, как и антонимия. Вместе с тем, возраст испытуемых, судя по эксперименту № 1, выступает как важный фактор, определяющий характер ответов на поставленные вопросы. Во-первых, есть связь между возрастом информантов и абстрактным или конкретным характером семантики слов-реакций. Так, школьники в единичных случаях называют абстрактные имена, напр., на слово-стимул «труд» они реагируют всего лишь двумя абстрактными словами (старание и трудолюбие). Ответы подростков характеризуются конкретной лексикой (дача, лопата, стройка и т.п.), в то время как, например, в ответах студентов, врачей, преподавателей, учителей есть много абстрактных слов-реакций (польза, самореализация, обязанность, терпение, старание и др.). Здесь же, однако, следует заметить, что фактор возраста пересекается с профессиональной принадлежностью информантов, уровнем образования. Во-вторых, для всех школьников и большинства студентов не свойственна характеристика собственной деятельности и быта в отличие от других категорий испытуемых. Единичные случаи, подсказывающие нам характер деятельности подростков и студентов, слова-реакции, предлагаемые ими, исчисляемы (уроки, учеба, школа), и, кроме того, они не имеют высокого коэффициента. В ответах же более взрослых испытуемых мы обнаруживаем род их деятельности, занятий, их быт: начальство (19), магазины (23), рынок (19), покупки (15), долги (15) и т.п. В-третьих, в ответах школьников и частично студентов меньше оценочной лексики к ряду слов-стимулов (работяга, трудоголик), что объясняется как их возрастом, так и отсутствием жизненного и профессионального опыта. Так, в ответах рабочих и служащих обнаруживаем оценочные слова «больной», «несчастье для семьи», «ничего кроме работы не знает». В-четвертых, в ответах младшего поколения есть специфические лексические единицы, которые не дают такие категории, как пенсионеры, рабочие и учителя – евро, доллары, валюта (слова-реакции на стимул слово «зарплата»). В-пятых, старшее поколение (пенсионеры и те, кто еще работает, но кому за 50 лет) ассоциирует труд с такими словами, как «мир», «май». Это можно объяснить известным в советское время изречением. В-шестых, есть зависимость ответов информантов и их возрастом в ассоциатах, выступающих в отношениях предикации. По наблюдениям Ю.Н. Караулова, часто между стимулом и реакцией есть отношение предикации (больной человек, ветер дует и т.п.) (Караулов, 2000, с. 192). В этом случае речь идет уже не о парадигматических отношениях, а об отношениях синтагматических. Синтагматические отношения не обнаружены в ответах школьников. В ответах же представителей других категорий, особенно в ответах интеллигенции, отношение предикации имеет место – справедливая, достойная, плохая, низкая зарплата; интересная, любимая, приятная, желанная, престижная, ответственная, малооплачиваемая работа, работа приносит удовольствие. В-седьмых, для старшего поколения, особенно для пенсионеров, работа, судя по экспериментальным данным (вопрос № 3), - это почетная обязанность, в то время как для младшего поколения (школьников и студентов) работа должна быть чаще источником дохода. Этот факт легко объяснить изменившейся в последнее десятилетие социально-экономической ситуацией в России, идеологией нашего общества. Характерно, что для врачей, учителей, преподавателей вузов работа ассоциируется часто с престижностью, счастьем и удовольствием. При анализе ответов информантов следует иметь в виду то обстоятельство, что возраст неразрывно связан с образовательным цензом (напр., студенты формально имеют еще среднее образование) и социальной принадлежностью (напр., возраст пенсионеров, как правило, выше 50 лет). Иначе говоря, такой параметр оценки работы, труда, как возраст, прямо или косвенно связан с другими факторами. Оценочное суждение «счастье человека не в богатстве, а труде» поддерживают отчасти большинство опрошенных независимо от их возраста (323 ответа). Безоговорочно с ним согласны 110 респондентов, а не согласны 95. Примечательно, что вопреки ожиданиям среди этих 95 -- 15 голосов пенсионеров (около 25% от их числа), всего лишь 8 голосов школьников (8%), 23 голоса студентов (24%). Казалось бы, люди старшего поколения, воспитанные в советское время на любви к труду, его почитании и на безразличии к материальным богатствам, должны были дать иной ответ, а школьники, наоборот, выразить свое несогласие с этим суждением. Это противоречие, вероятно, можно объяснить психологически: общеизвестно тяжелое экономическое положение пенсионеров в России, их разочарование в многочисленных реформах, шок от смены государственной идеологии и т.п. Учащиеся же в силу своей жизненной неопытности дают ответ, которому их учит школа. На утверждение автора анкеты «любая работа украшает человека» была следующая реакция: почти половина респондентов полностью согласилась с этим мнением; чуть менее 30% согласились отчасти, около 25% были не согласны с таким суждением. В число поддержавших это утверждение вошли в основном люди старшего возраста (пенсионеры, врачи, учителя и рабочие, возраст которых выше 50 лет). Противоречивыми оказались ответы об истинности и ложности пословицы «Дураков работа любит». Чуть менее 1/3 опрошенных согласились с этим высказыванием. Сюда относятся чаще всего те, чей возраст от 25 до 50 лет. Такие же данные мы получили при анализе ответов другой русской пословицы «Работа не волк, в лес не убежит». Больше половины респондентов (представители всех категорий) считают, что «лень не спасает человека от пороков». Таким образом, при реакции на это утверждение трудно говорить о возрастных отличиях как релевантной величине в оценке лени. При ответе на вопрос о степени важности и престижности физического и умственного труда в нашем обществе фактор возраста оказался не очень релевантным. Около 45% считают, что физический труд не является более важным, чем умственный. Отмечено, что такого мнения придерживается молодое поколение – подавляющее большинство студентов, большая часть школьников. На иных позициях стоят около 40% рабочих в возрасте от 25 до 50 лет. Умственный труд признается более престижным студентами и представителями интеллигенции разных возрастов. В данном случае, по нашему мнению, на ответ на сформулированный вопрос влияет не столько возраст информанта, сколько его социальный статус, его профессия. Фактор возраста релевантен при ответе на вопрос о том, кто – мужчины или женщины – выполняют более квалифицированную работу в российском обществе. Среди школьников высказывалось мнение о том, что ведущие функции в обществе при этом выполняют мужчины. Заметим, что большинство в этой категории - мальчики. Полученный ответ мы объясняем, прежде всего, психологией мальчиков-подростков, переживающих трудный возраст и специфически с точки зрения психологии воспринимающих противоположный пол. В других категориях такой однозначной оценки нет. Большинство же респондентов, особенно те, кому нет еще 50 лет, считают, что утверждение о выполнении мужчинами более квалифицированной работы верно лишь отчасти. Интересные ответы были получены на вопрос о возможности честно заработать в России большие деньги. По мнению 70% информантов, заработать в России большие деньги честным трудом нельзя. Характерно, что молодое поколение (учащиеся и небольшая часть студентов) придерживается противоположного мнения. Люди же старшего поколения такую возможность отрицают. Многие в своих ответах сочли необходимым дополнить анкету таким предложением: «Я бы мог заработать много, но не в нашей стране». Гендерный фактор в этом случае, судя по обработанному материалу, никакого значения не имел. Возраст оказался наиболее значительным фактором при ответе на следующий вопрос: «15-20 лет тому назад люди в России работали больше, к своему труду они относились более серьезно, чес сейчас». С этим суждением согласились практически все те, кому за 50 лет. Не согласны с таким мнением некоторые школьники и студенты. Сюда же относятся предприниматели в возрасте от 25 до 50 лет. Информантам был предложен вопрос, прямо касающийся характеристики их работы или, соответственно, учебы. Подавляющее большинство респондентов так характеризуют свою работу: «Я работаю» (407 ответов). 91 человек считает, что «они пашут», а 76 полагают, что на работе они «проводят время». Какой-либо возрастной зависимости в этих ответах не отмечено. Единого мнения придерживаются россияне независимо от их возраста при ответе на вопрос «Почему в России люди живут бедно?». 55% полагают, что причина в плохом правительстве. Около 15% считают, что в России не любят работать, 13% высказывают мнение, что россияне не умеют и не любят работать. Среди прочих причин названы воровство, отсутствие стимула, коррупция, высокие налоги, покладистость народа, наличие большого госаппарата, пьянство и др. Фактор возраста имеет значение при ответе на вопрос, в каком случае конкретный человек мог бы жить лучше. 125 человек считают, что они могли бы жить лучше, если бы им не мешали. Это, в основном, те, кому от 25 до 50 лет (предприниматели, врачи, преподаватели вузов). 83 человека считают, что причина их низкого материального статуса в их недостаточной квалификации. В основном это те, кому за 50 лет (рабочие, учителя). Некоторые из числа представителей молодого поколения причину видят в своей лени. Возможно, это тот случай, когда те, кому нет еще 25, считают менее зазорным отнести себя к категории ленивых, чем к категории неквалифицированных работников (4 врача, 8 учителей, 4 рабочих, 15 студентов). Среди прочих причин молодежью названы: 1.если бы я была дочерью богатых родителей, 2.если бы я жила в другой стране. Описывая эксперимент № 2 с позиции возраста его участников, отмечаем, что среди представителей интеллигенции (учителя, преподаватели вузов, врачи, служащие, часть пенсионеров) наблюдаются некоторые различия в ответах на вопросы. Учителя, возраст которых превышает 50 лет (11 человек), считают, что: счастье человека не в богатстве, а в труде; быть ленивым безнравственно; любая работа украшает человека; раньше работали больше, чем сейчас. Учителя же, возраст которых ниже 25 лет (8 человек), не считают, что: любая работа украшает человека; счастье не в богатстве; раньше работали больше, чем сейчас. Ответы учителей в возрасте от 25 до 50 лет показывают, что большинство из них отчасти согласны с тем, что: счастье человека не в богатстве, а в труде; любая работа украшает человека; раньше работали больше, чем сейчас. Разнообразие суждений обусловлено довольно большими возрастными различиями в данной социальной (профессиональной) группе. В ответах преподавателей вузов (19 человек) с позиции их возраста не обнаружено заметных различий, что мы объясняем, с одной стороны, небольшим количеством информантов, а с другой – меньшей консервативностью работников вузов, например, по сравнению с учителями. Врачи (42 человека). 11 врачей из 15 (возраст выше 50 лет) труд, работу однозначно оценили выше богатства; осудили лень как черту характера и как социальное поведение человека, высказали мнение, что раньше в нашей стране люди работали больше и что всякая работа человека украшает. Не столь категоричными в оценках работы оказались их более молодые коллеги (от 25 до 50 лет). Здесь, как и в предыдущем случае, есть заметные различия во мнениях. Служащие (38 человек). К ним относятся по своему образованию преимущественно ИТР. Среди них только одному информанту свыше 50 лет. Возможно, по этой причине не было существенных различий в ответах представителей этой категории. Большинство служащих дали компромиссные ответы на вопросы анкеты – «отчасти согласен», что счастье не в богатстве, а в труде, что труд дает, а лень берет, что всякая работа украшает человека и т.п. Предприниматели (30 человек, из них 27 от 25 до 50 лет). В данном случае трудно говорить о возрастных различиях, поскольку практически все опрошенные относятся к средневозрастной категории. Анализ их ответов показывает, что все они, во-первых, считают, что раньше люди в России работали не больше, чем сейчас; во-вторых, что не любая работа человека украшает. Отличие в ответах данной категории по сравнению с другими категориями имеет социологические корни: предприниматели много и интенсивно работают, их работа часто связана с нарушением закона, риском для жизни и т.п. Подчеркнем еще раз: в данном случае можно вести речь не о возрасте как факторе, определяющем отношение к труду и работе конкретной социальной группы, а об ее особом социальном и имущественном статусе в российском обществе. Рабочие (49 человек, 38 из них в возрасте от 25 до 50 лет). Судя по результатам анкеты, подавляющее большинство представителей этой социальной группы считают, что: счастье человека в труде, а не в богатстве; труд всегда дает, а лень берет; раньше в России работали больше, чем сейчас. Вместе с тем, каждый второй полагает, что «работа любит дураков» и «работа не волк, в лес не убежит». Последние оценочные суждения красноречиво говорят, как нам кажется, о социальном происхождении информантов, их образовательном цензе. При проведении эксперимента № 3, как мы уже указывали выше, информантам было предложено дать определения таким понятиям, как «работать», «зарабатывать», «работяга», «трудоголик». Ключевыми, наиболее частотными словами, характеризующими понятие «работать», оказались следующие: работать – жить (106 реакций), зарабатывать деньги (95), трудиться (38), приносить обществу пользу (38). Средней частотностью обладают следующие слова-определения: получать удовольствие (19), доход (15), делать свое дело (15), выполнять свои обязанности (15). Базисными словами, характеризующими понятие «зарабатывать», являются: получать за работу деньги (53), работать (49), хорошо жить (46), обеспечивать свою семью (38), обеспечивать себя и семью (30). Среднечастотными оказались следующие слова: иметь деньги (19), существовать (19), трудиться (15), удовлетворять свои потребности (15), жить богато (15). Понятие «работяга» определяется, как правило, следующими словами: человек, который любит работать (49), рабочий (38), тот, кто много трудится (27). В ближайшую периферию рассматриваемого понятия мы отнесли, судя по количественным показателям, следующие слова: добросовестный человек (19), труженик (19), трудоголик (15), трудяга (15). Родственное по значению ему слово – «трудоголик» – определяется следующими ключевыми словами: любит свою работу (46), человек, помешанный на своей работе (30), живет работой (27), работяга (27). Средняя частотность обнаружена у следующих слов-определений: фанат (19), много трудится (19), человек без семьи (19), трудяга (15), живет ради работы (15). Рассмотрим полученные результаты с точки зрения возрастной принадлежности респондентов. Школьники. Для большинства из них «работать» значит зарабатывать деньги. Как определяемое данное понятие слово приводится синоним «трудиться». Заметим, что для определений учащихся типична усеченная характеристика этого понятия. Их дефиниции содержательно скудны. Студенты. Для них релевантным признаком определяемого понятия, помимо «зарабатывать деньги», являются такие характеристики, как «получать удовольствие», «обеспечивать себя», «делать свое дело». Как видим, здесь имеет место не только меркантильная ценность, как в случае со школьниками, но и ценность более высокого порядка. Работа – это не только деньги, но и удовольствие. Ответы среди молодежи – школьников и студентов – имеют различия в характеристике работы, что обусловлено социализацией второй категории. Преподаватели и врачи. По степени частотности встречающихся ответов можно выстроить следующее определение работы: заниматься любимым делом, реализовывать себя, приносить пользу обществу, помогать другим людям, зарабатывать деньги. Для информантов старше 50 лет доминантными оказались такие ключевые слова, как: заниматься любимым делом, приносить пользу обществу, реализовывать себя. Для молодых учителей актуальными характеристиками работы являются следующие слова-определения – реализовывать себя и зарабатывать. Для учителей среднего возраста работать значит, прежде всего, заниматься любимым делом, реализовывать себя, зарабатывать деньги, приносить пользу обществу. Служащие. К ключевым словам, характеризующим работу, здесь относятся: зарабатывать деньги и трудиться. Средней частотностью обладают следующие слова-определения: доход и выполнять свои функциональные обязанности. К этой категории респондентов относятся люди в возрасте от 25 до 50 лет. Предприниматели. Для них работать - значит хорошо зарабатывать и много трудиться. Периферийными являются слова «дело» и «быть занятым». Признак возраста здесь, как и в предыдущем случае, не релевантен. Рабочие. У рабочих рассматриваемое понятие ассоциируется, главным образом, с такими словами, как «жить», «делать дело» и «получать зарплату». Возрастные особенности никак не сказались на ответах представителей данной категории. Здесь стоит отметить следующее: как и в случае со школьниками, дефиниции рабочих скудны. Ключевыми словами, характеризующими понятие «зарабатывать», по мнению школьников, являются: хорошо жить, получать деньги, работать, хорошо жить. Среднечастотными оказались следующие слова: иметь деньги, жить богато. Опрос студентов показывает, что понятие «зарабатывать» у них ассоциируется, прежде всего, с такими представлениями, как работать, иметь доход и удовлетворять свои потребности. На периферии оказались следующие характеристики данного понятия: жить в достатке, получать деньги. Учителя и врачи. Для них «зарабатывать» - значит обеспечивать семью, трудиться, тратить деньги. Менее частотны следующие определения: удовлетворять свои потребности и работать. В ответах учителей старшего поколения доминирующими стали определения «обеспечивать семью» и «трудиться». Их молодые коллеги, как следует из анкеты, больше думают о своем собственном благополучии: «иметь деньги», «удовлетворять свои потребности» и «тратить деньги». Служащие. Для них ключевыми словами оказались: «хорошо жить», «обеспечивать себя и свою семью», «тратить деньги». Периферийными же являются слова «трудиться», «работать», «получать деньги». О факторе возраста в данном случае говорить трудно, так как 90% опрошенных относятся к средней категории (от 25 до 50 лет). Предприниматели. По их мнению, зарабатывать - значит, прежде всего, хорошо жить, много работать, хорошо отдыхать. Периферийными оказались слова «делать работу» и «жить достойно». Признак возраста здесь, как и в предыдущем случае, не релевантен. Рабочие. У этой категории понятие «зарабатывать» связано преимущественно со словосочетаниями «обеспечивать семью», «получать за работу», «думать о семье». Среднюю частотность обнаружили словосочетания «жить хорошо», «не считать денег», «тратить деньги». Фактор возраста на ответы этих респондентов никак не повлиял. Школьники. В понимании школьников «работяга» – это прежде всего: тот, кто много работает, тот, кто любит свою работу. В околоядерную зону вошли следующие слова: профессионал, дачник и труженик. Предлагаемые данной возрастной категорией дефиниции не отличаются разнообразием. Студенты. Определения студентов, которые старше, а значит, и опытнее школьников, глубже и точнее. Как следует из их ответов, «работяга» – это человек, любящий и умеющий работать», «отдающий всего себя любимому делу», «тот, кто мало отдыхает». Более низка частотность следующих определений: «серьезно относится к своей работе», «уважаемый человек». В некоторых ответах рассматриваемому понятию дается социально оценочное описание: «совесть нации», «живет честным трудом». Сопоставление ответов молодых респондентов – студентов - с ответами школьников показывает разный уровень их социализации. Учителя и врачи. По степени частотности встречаемых ответов мы можем заключить, что «работяга» для учителей, возраст которых выше 50 лет, это – тот, кто всю жизнь работает; тот, кто любит свою работу; добросовестно относится к своей работе. Для врачей, чей возраст выше 50 лет, понятие «работяга» означает в первую очередь «любить свою работу», «добросовестно работать», «постоянно работать, трудиться». Для молодых учителей понятие «работяга» связано со следующими характеристиками: работает, пашет всю жизнь; мало получает за работу; рабочий, чернорабочий. Менее частотны следующие ответы молодых учителей (до 25 лет): трудяга, мастер. Для учителей среднего возраста рассматриваемое понятие ассоциируется, главным образом, с такими ключевыми понятиями, как «человек, который любит работать», «тот, кто много трудится», «добросовестный труженик». Несколько ниже частотность слов «трудоголик», «трудяга», формирующих околоядерную зону слова «работяга» в сознании учителей среднего возраста. Служащие. В данном случае фактор возраста не важен, поскольку подавляющее большинство опрошенных служащих находятся в возрасте от 25 до 50 лет. Для них базисными оказались словосочетания: «много работает», «не может без работы», «любит работать». Периферийными же являются слова «смысл жизни», «всегда занят». Предприниматели. Быть трудягой значит, по их мнению, прежде всего много работать, мало отдыхать, любить работу. Периферийными оказались определения: «трудоголик» и «рабочий». Признак возраста здесь, как и в предыдущем случае, не стал релевантным. Рабочие. Эта категория понятие «работяга» связывает преимущественно со словами «рабочий», «человек много работает». Среднюю частотность обнаружили слова «я», «трудяга», «труженик». Фактор возраста на ответы этих респондентов влияния не оказал. Понятие «трудоголик» среди школьников ассоциируется с такими ключевыми словами и словосочетаниями, как «фанат», «много работает», «любит работать», «трудяга». Околоядерную зону формируют слова «профессионал» и «труженик». Как видим, предлагаемые учащимися определения не отличаются разнообразием ответов. Ярко выраженных характеристик социального свойства здесь не обнаружено. Студенты. Их определения оказались более разнообразными. Трудоголик – это «человек, любящий и умеющий работать», «отдающий всего себя любимому делу», «человек, помешанный на своей работе», «живет работой», «тот, кто мало отдыхает». Более низка частотность у следующих определений: «серьезно относится к своей работе», «фанат», «трудяга». Среди учителей и врачей, возраст которых превышает 50 лет, наиболее частотными были ответы – «тот, кто любит свою работу», «всю жизнь работает»; «живет работой». Менее частотны следующие характеристики трудоголика: «работяга», «не имеет семьи». Для их более молодых коллег понятие «работяга» связано со следующими словами: «помешанный на работе», «любит свою работу», «много работает». Для представителей среднего возраста рассматриваемое понятие ассоциируется, главным образом, с такими ключевыми понятиями, как «человек, который помешан на работе», «человек, который много трудится», «работяга». В ответах представителей старшего поколения есть определение трудоголика, не свойственное молодым учителям – «не имеет семьи». Вероятно, эта характеристика обладает отрицательной коннотацией. Служащие. Среди определений этой категории фактор возраста не оказался важным. Для опрошенных базисными явились словосочетания: «постоянно работает», «не может жить без работы», «любит работу». Периферийными же оказались слова «фанат», «трудяга». Предприниматели. В их понимании трудоголиком следует считать тех, кто, прежде всего, много работает, мало отдыхает, помешан на работе, любит работу. Меньшую частотность обнаруживают слова «работяга» и «фанат». Признак возраста здесь не стал релевантным. Рабочие понятие «трудоголик» ассоциируют в первую очередь со следующими словами и словосочетаниями – «рабочий», «человек много работает», «трудяга», «живет работой», «любит работу». Среднюю частотность обнаружили слова «труженик», «фанат», «рабочий класс». Фактор возраста на ответы этих респондентов заметного влияния не оказал.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.