2 нояб. 2012 г.
Home »
» Оценочное отношение к труду представителей разных социальных групп
Оценочное отношение к труду представителей разных социальных групп
В круг исследовательских задач, поставленных перед нами, входит, как мы уже указывали выше, выявление оценки труда как важнейшего концепта культуры не только с позиции возраста россиян, но и с позиции их социальной принадлежности. Таким образом, мы хотим установить не только роль возраста российских граждан в оценке труда, но и значение их социального статуса в оценке отмеченного концепта. Иными словами, ставится задача выявить своеобразные типажи россиян применительно к базисному явлению культуры – труду.
Проведение эксперимента № 1 показывает, что ассоциации имеют социальную специфику. Так, школьники чаще, по сравнению с представителями других социальных групп, ассоциируют понятия работы и труда как синонимы. Синонимичными оказались также ответы многих рабочих (разных возрастов!). В ассоциативное ядро слова «труд» входит слово-реакция «работа» (114), и соответственно, наоборот, к числу наиболее активных ассоциатов к слову «работа» относится, по нашим данным, слово «труд» (91).
Гипер-гипонимические ассоциации в принципе не характерны для ответов информантов всех социальных групп. В тех случаях, когда этот вид ассоциаций имеет место, речь идет об ответах респодентов из числа интеллигенции (преподаватели вузов, учителя и врачи).
Следующий вывод, к которому мы пришли, заключается в том, что слова-реакции представителей интеллигенции имеют абстрактный характер (долг, обязанность, престиж, почет, честь и др.). Семантика же слов-реакций рабочих, школьников и ряда пенсионеров чаще оказывается конкретной (лопата, дом, дача, цех). Так, рабочие, к примеру, лишь в единичных случаях называют слова-реакции с абстрактным значением (трудолюбие, совесть).
В ответах преподавателей, учителей врачей и рабочих легко узнаваема их профессиональная принадлежность и характеристика собственной деятельности (факультет, тетради, пара, перчатки, станок). Этого нельзя сказать об ответах школьников и некоторых студентов. В ответах преподавателей, учителей, врачей, служащих и рабочих есть указание на род их деятельности, занятий.
В ответах преподавателей, учителей, служащих и врачей мы находим ассоциации социального свойства (трудоголик – несчастье для семьи; работа – долг и право человека; работать – приносить пользу обществу).
В ответах предпринимателей, равно как и в ответах школьников и студентов, есть набор специфических слов-реакций, не обнаруженных в других социальных группах – напр., доллары, баксы, евро, американская валюта (стимулом явилось слово «зарплата»).
Социальная группа пенсионеров понятие труда связывает с такими базисными для их сознания словами, как «мир», «май», что обусловлено, как мы указывали выше, известным в недалеком прошлом прецедентным высказыванием.
Мы выявили зависимость ответов информантов от их социального положения, профессии в ассоциатах, которые выступают в отношениях предикации. Синтагматические отношения не типичны для ответов школьников. В ответах же учителей, преподавателей вузов, врачей и служащих отношение предикации находит свое выражение. Так, зарплата, судя по результатам эксперимента, бывает справедливой, достойной, низкой; работа может быть интересной, любимой, приятной, желанной, престижной, ответственной, мало- оплачиваемой.
По мнению преподавателей и служащих, работа – это, прежде всего, почетная обязанность, долг, в то время как для предпринимателей и студентов работа является, главным образом, источником дохода. Для учителей, и особенно для преподавателей, работа и труд часто ассоциируются с удовольствием, пользой для общества, возможностью самореализации.
Эксперимент № 2, который предлагал респондентам выразить их полное или частичное согласие или же, наоборот, несогласие с утверждением типа «счастье человека не в богатстве, а в труде» и т.п., показывает положительное отношение к труду и работе и отрицательное отношение к безделью и лени представителями всех социальных групп. В данной анкете, как мы уже писали выше, респондентам было предложено дать оценку противоположным явлениям – труду, работе и лени, безделью, высказаться по поводу степени важности и престижности физического и умственного труда, способности и умения выполнять квалифицированную работу мужчинами или женщинами, возможностей честно и много заработать в сегодняшней России, а также по поводу интенсивности труда сегодня по сравнению с ситуацией 15-20-летней давности в СССР.
Большинство опрошенных отчасти согласны с утверждением, что «счастье человека не в богатстве, а в труде» (323 информанта). Оставшиеся голоса разделились примерно поровну: одни полностью поддерживают это мнение, другие же, наоборот, принципиально возражают против его истинности.
С утверждением «труд всегда дает, а лень берет» полностью согласны больше половины информантов; не согласны 27 опрошенных. Остальные же согласны с этим мнением отчасти. К тем, кто не согласен, относится часть школьников и студентов.
Около половины опрошенных полностью поддержали истинность выражения «любая работа украшает человека». Это, в основном, рабочие, пенсионеры, часть учителей и преподавателей. 25% информантов согласны с этим мнением отчасти независимо от социального статуса; примерно столько же не согласны с таким утверждением. К числу последних относятся часть предпринимателей, часть пенсионеров и студентов.
Полностью согласны с содержанием пословицы «Дураков работа любит» около 30% участников эксперимента; 30% респондентов с ней согласились отчасти, около 40% такое суждение не поддержали. К ним относятся представители интеллигенции. Примерно так же обстоит дело с ассоциациями на пословицу «Работа не волк, в лес не убежит». К числу интеллигенции здесь примкнули предприниматели и большая часть рабочих. Около 60% опрошенных не согласны с тем, что лень спасает человека от пороков; только 12% согласились полностью с этим утверждением. В этом случае фактор социального статуса не релевантен.
Ответы на вопрос о престижности и важности физического и умственного труда в российском обществе можно было прогнозировать. Те, кто занят физическим трудом, как правило, считают его не менее важным, чем умственный труд. Те, кто занят умственным трудом, считают его более престижным и отчасти более важным.
122 человека считают, что главная роль в выполнении квалифицированной работы принадлежит мужчинам. Такое мнение характерно для школьников (основная часть опрошенных - мальчики). Отчасти с этим мнением согласились 217 респондентов, сюда относятся предприниматели, часть рабочих и служащих. Не согласны с этим тезисом 167 человек (из них 118 женщин). К категории не разделяющих данное суждение относятся представители всех групп, кроме предпринимателей и учащихся.
На вопрос о том, можно ли в России честно заработать большие деньги, были получены следующие ответы. Свыше 70% респондентов, представителей практически всех социальных групп, дали отрицательный ответ. Исключение (49 опрошенных) составила часть школьников и студентов.
Прогнозируемой была реакция на утверждение «15-20 лет тому назад люди в России работали больше, к своему труду они относились более серьезно, чес сейчас». Категорично дали отрицательный ответ предприниматели и часть студентов.
Респондентам был адресован вопрос, связанный с характеристикой их работы или учебы. 81% информантов следующим образом характеризуют свою работу: «Я работаю». 10% считают, что «они пашут». К ним, в основном, относятся предприниматели, часть студентов, несколько рабочих и врачи. 9% (несколько служащих, часть студентов и школьников) полагают, что на работе или в школе они «проводят время».
На вопрос «Почему в России люди живут бедно?» более половины ответили, что в этом виновато правительство. К их числу относятся представители всех категорий. Около 15% считают, что в России живут плохо, так как русские не любят работать (предприниматели, некоторые служащие и преподаватели вузов). 13% считают, что россияне не умеют и не любят работать (студенты, часть служащих).
Фактор социальной принадлежности оказался значимым при ответе на вопрос: «В каком случае Вы могли бы жить лучше?». Около 30 % считают, что они могли бы жить лучше, если бы им не мешали (предприниматели, студенты, часть врачей и преподавателей вуза). Примерно 20 % полагают, что причина бедности россиян в их недостаточной квалификации (рабочие и учителя). Другие названные респондентами причины не столь релевантны в данном случае.
В заключение же приведем данные Русского ассоциативного словаря (РАС 1994). Приведенные здесь слова-реакции частично совпадают с нашими данными. Укажем, что в словаре нет информации о статусе респондентов (возраст, профессия, образовательный ценз, пол). Это обстоятельство затрудняет интерпретацию фактов. Здесь мы приведем наиболее частотные реакции опрошенных на ключевые слова, выражающие понятие труда. Единичные же реакции мы не считаем нужным приводить.
Работа – труд (44), служба (22), завод, получаться (8), суббота (7), начать (6), институт, кончить, общественный (5); деятельность, отпуск, пчела, результат, совместный (4) (РАС 1994, с. 258). Труд – тяжкий (28), научный (11), облагораживает, полезный (6), бесплодный, ежедневный, социалистический (5), усердие (4) (РАС 1994, с. 284). Лень – лодырь (11), труд (9), работа (5), бездельник, работать, учить (3). (РАС 1994, с. 258).
Здесь, как и в нашем эксперименте, можно видеть, что ассоциации могут быть парадигматическими и синтагматическими. Слова-реакции часто относятся к единому семантическому полю (напр., труд, работа, полезный, бесплодный, тяжкий) или к единой тематической группе (служба, завод).
0 коммент.:
Отправить комментарий