3 нояб. 2012 г.

Концептуальный подход к созданию модели эффективной налоговой системы в России

Процесс формирования современной российской государ¬ственной налоговой политики в условиях рыночной экономики при несомненной взаимосвязи с мировым опытом налоговых реформ последних двух десятилетий XX в. имеет и более глубо¬кие отечественные корни. Основы концептуального подхода российской школы налогообложения заложены еще в дорево¬люционной России и не потеряли своей актуальности в наши дни. Наши великие российские ученые прошлого столетия прекрасно осознавали, что российская налоговая система должна не только обеспечивать наполнение бюджета, но и способствовать росту экономиче¬ского потенциала страны и стабилизации социальных отношений. В перспективе требуется серьезная трансформация налоговой системы. Эти изменения должны учесть основные тенденции развития мировой налоговой политики, а также национальную специфику развития российской экономики, причем не только в условиях современного кризиса, но и с учетом стратегических целей социально-экономического развития России. Один из основных принципов функционирования современных налоговых систем и основных постулатов на¬логовых реформ в развитых странах второй половины 80-х – начала 90-х гг. – обеспечение нейтральности налогообложения предпринимателей (корпораций). Налоговая политика должна стремиться к достижению простой и ясной цели: у производи¬телей на равный доход должен взиматься равный налог. Следующей долгосрочной целью налоговой реформы в Рос¬сии должно стать поощрение инвестиционной активности во всех сферах производственной, научно-технической и коммерческой дея¬тельности. Мировой опыт налоговых реформ последнего деся¬тилетия наглядно продемонстрировал, что именно политика снижения ставок подоходного налога и объемов обложения корпораций, фирм и предпринимателей, т.е. предоставления налогоплательщикам большей свободы в распоряжении своими доходами, стало в последние годы важнейшим стимулом инвестиционной активности в рыночной экономике. Одно из фундаментальных положений современного рынка - это прибыли и высокие доходы, которые в значительной мере отражают позитивный вклад отдельных лиц и организаций в материальное благосостояние общества в результате проявления ими большей инициативы, готовности взять на себя больший риск и более удачных экономических решений. Этот факт тре¬бует признания того, что тот, кто получает наиболее высокие доходы (юридическое ли это лицо или физическое), должен иметь возможность оставлять себе большую их часть и обладать свободой распоряжаться ими. Это поощряет наиболее способ¬ных предпринимателей расширять сферу своей деятельности, не опасаясь чрезмерного обложения высоких прибылей, а следовательно, поощряет инвестирование прибылей в перспективные направления развития производства и научно-технические ис¬следования. В целях рационального использования высоких доходов и регулирования активности инвесторов необходимо также соз¬дать в рамках системы корпоративного обложения гибкий меха¬низм налоговых льгот, поощряющих вложения в модернизацию производства, осуществление НИОКР, фундаментальные иссле¬дования, во все сферы деятельности, связанные с развитием на¬учно-технического потенциала. Важным направлением поощрения инвестиционной актив¬ности в обществе является смещение акцента с обложения дохо¬дов предприятий на доходы физических лиц как в сфере прямого, так и косвенного налогообложения. Для России и других стран с переходной экономикой такое определение одной из главных целей налоговой политики не согласуется с традиционными подходами. В социалистических странах незначительное число предприятий обеспечивало непропорционально высокую долю налоговых поступлений. С уменьшением роли крупных пред¬приятий и ростом денежных доходов частных лиц, а также уве¬личением числа малых и средних фирм положение начинает меняться. Но и сегодня в России свыше 18% налоговых поступлений обеспечиваются за счет налога на прибыль. Так, в странах с развитой рыночной экономикой его доля составляет 8-9%, а налогов на доходы предприятий - в среднем одну пятую часть налогов на личные доходы. Разумеется, коренная перестройка структуры налогообложе¬ния неизбежно потребует времени. Преобразование связано с процессом роста доходов основной части населения, формиро¬ванием так называемого среднего класса, снижением расслое¬ния в обществе, однако, как показывает мировой опыт налого¬вых реформ последних лет, она неизбежна, ибо только такая структура налогов обеспечивает устойчивый рост эффективно¬сти общественного производства. Население гораздо более охотно платит налоги на потребление (или косвенные), чем на¬логи на личные доходы (или прямые). Умение законодателей разумно варьировать эти статьи налогообложения позволит менее болезненно обеспечить переход от преимущественного об¬ложения прибыли предприятий к преимущественному налого¬обложению частных лиц. В реформировании налоговой структуры целесообразнее опираться на относительное возрастание роли НДС и акцизов. При этом акцизы вначале необхо¬димо использовать с целью корректировки налогового спроса, защиты отечественного товаропроизводителя и получения до¬полнительных налоговых поступлений, а впоследствии - для выполнения тех задач, которые ставят перед собой все страны с развитой рыночной экономикой при введении акцизных сборов (сократить потребление табака и алкоголя, переложить на вла¬дельцев автомобилей плату за ремонт и строительство дорог и оздоровление окружающей среды). Особую роль в стратегии российской налоговой политики должно сыграть реформирование подоходного налогообложения граждан. В условиях, когда государство отказывается от финан¬сирования многих программ в сферах здравоохранения, образо¬вания, пенсионного и социального обеспечения, подоходный на¬лог должен приобретать социальную направленность. Средства, остающиеся у плательщика после уплаты подоходного налога, должны удовлетворять необходимые потребности гражданина и его семьи. Кроме того, социальная направленность подоходного обложения граждан станет тем фактором, который поможет снять напряженность, неизбежно возникающую в условиях пе¬реходного периода, в связи со смещением тяжести налогового бремени на физических лиц. Принципиально важным в создании системы социально ориентированного подоходного налогообложения является необходимость изменения самого объекта обложения. Обложению подоходным налогом должен подлежать не доход отдельного физического лица, а доход семьи, что по¬зволит через налог осуществить финансовую поддержку семьи, стимулировать ее рост. Ставки подоходного налога в условиях динамичной рыноч¬ной среды современной российской экономики, отягощенной инфляционными явлениями, рационально привязать не к абсо¬лютным цифрам доходов, а к таким категориям, как «прожи¬точный минимум семьи», «рациональный потребительский бюджет семьи», «бюджет семьи полного достатка», которые следует ежегодно рассчитывать и утверждать одновременно с принятием закона о бюджете страны на очередной год: • доходы на уровне и ниже прожиточного минимума семьи необходимо освободить от налогообложения. При этом сама сумма прожиточного минимума должна обеспечи¬вать минимально достаточные затраты для проживания, лечения, отдыха, обучения, повышения квалификацион¬ного уровня как самого работника, так и членов его семьи; • доходы в диапазоне от прожиточного минимума до ра¬ционального потребительского бюджета могут облагаться налогом по ставкам от 10 до 20%; • доходы от уровня рационального потребительского бюд¬жета до уровня бюджета полного достатка должны обла¬гаться по ставке 25%; • на доходы выше бюджета полного достатка установить ставку 30%. При определении принадлежности доходов семьи к одной из трех данных категорий следует использовать систему вычетов и льгот, учитывающую: • количество детей и иждивенцев в семье; • необходимые расходы, связанные с содержанием инвали¬дов и престарелых; • минимально необходимые расходы на обучение и содер¬жание детей в дошкольных и школьных учреждениях; • взносы (долю взносов) в частные пенсионные и страхо¬вые (по страхованию жизни и здоровья) фонды; • взносы (долю взносов) по .уплате процентов за кредит на приобретение жилья (ипотечный кредит); • расходы (долю расходов) на необходимое медицинское обслуживание сверх средств, финансируемых за счет гос¬бюджета по системе обязательного медицинского страхо¬вания; • расходы (долю расходов) на профессиональное обучение. Кроме того, на основе расчетов рационального потребитель¬ского бюджета целесообразно оценивать уровень средней опла¬ты труда, а на основе прожиточного минимума - минимальной, закладываемые в расходы федерального, региональных и мест¬ных бюджетов. Таким образом, систему подоходного обложения физических лиц можно использовать как действенный инстру¬мент реализации стабилизирующей функции в рамках нацио¬нальной налоговой политики. При этом следует учитывать желательность роста доли бюджетных налоговых поступлений от подоходного обложения граждан. Этой цели можно достичь, дифференцируя процентные ставки социальных вычетов и льгот в зависимости от категории налогоплательщика и значительно расширив налоговую базу, т.е. включать в нее (как это принято в большинстве развитых стран мира) обложение по льготным ставкам пенсий, пособий по нетрудоспособности и безработице, страховых выплат из страховых и пенсионных негосударствен¬ных фондов, дотаций и дополнительных к заработку выплат на транспорт, питание, спецодежду, медицинское обслуживание и т.д. Новый подход в системе подоходного обложения должен со¬провождаться стимулированием развития всех форм негосудар¬ственных пенсионных и страховых фондов и компаний (страхо¬вание жизни, здоровья, жилища, коммерческих рисков и т.д.), которые к тому же являются крупными источниками инвести¬ционного капитала в рыночной экономике. Важно выделить отдельную группу так называемых экологи¬ческих налогов, направленных на защиту окружающей среды от вредных промышленных отходов. В их число могут входить до¬полнительные акцизы на нефть, бензин, другие виды топлива, на автотранспортные средства, налоги за пользование природ¬ными ресурсами, платежи за вредные выбросы и др. При этом следует учитывать, что хотя функции природопользования входят в предмет совместного ведения всех уровней власти, но реально они могут эффективно осуществляться на региональном и муниципальном уровнях. В то же время распределение поступ¬лений от экологических налогов рационально производить в пропорции: одна треть - федеральный уровень, две трети - местный и региональный. Отметим, что действующий в послед¬ние годы налог на право пользования недрами в основном соот¬ветствует предлагаемой схеме. Переходя к проблеме учета национальных особенностей в рамках российской налоговой политики, нельзя не обратить внимание на то, что НК РФ характеризуется практически пол¬ной отвлеченностью от национальной специфики и стратегиче¬ских целей социально-экономического развития России, обу¬словленных ее природно-географическими факторами. Во-пер¬вых, Россия - огромная страна с различными природными зо¬нами, и, следовательно, энергоемкость ВВП у нас дифференци¬рована по регионам. Во-вторых, из-за масштабности территории транспортная составляющая в себестоимости продукции в Рос¬сии выше, чем в большинстве развитых стран. В-третьих, Рос¬сия - страна с богатейшими в мире природными ресурсами: Но на фоне продолжающейся деградации отечественной обрабаты¬вающей промышленности за Россией в мировом разделении труда закрепляется статус сырьевой базы - страны с низкотехнологичным производством. Понятно, что далеко не последнюю роль в этом процессе сыграла и продолжает играть действующая налоговая система. Таким образом, в целях совершенствования налоговой сис¬темы России следует учитывать: 1) региональную дифференциа¬цию производства по ряду ключевых параметров, а также про¬блемы изъятия и перераспределения природной и географической ренты (подобная налоговая практика многие годы существует в США, Канаде, Германии, Италии и ряде других стран). Для этого может быть использован налог на поддержку депрессив¬ных регионов; 2) необходимость поддержания внутренних цен на топливно-энергетические ресурсы и транспортных тарифов на относительно низком по сравнению с мировым уровнем за счет льготных налоговых ставок на транспорте; 3) необходи¬мость формирования более либерального налогового законода¬тельства для производства и экспорта продукции с высокой сте¬пенью обработки (здесь может быть активно использован опыт реформирования налоговых систем новых индустриальных стран). Компенсировать потери бюджета из-за введения разветвлен¬ной системы налоговых льгот можно, по аналогии с мировой практикой, за счет продуманного расширения систем косвен¬ного обложения и налогов на имущество. Однако учет специфи¬ческих особенностей и традиций России следует согласовывать со сложившимся в мире единым концептуальным подходом к формированию и развитию налоговых систем в условиях совре¬менной рыночной экономики. Вхождение России в мировое экономическое пространство, а также создание единого эконо¬мического пространства для стран - членов СНГ потребует реализации в отечественной налоговой политике интегрирую¬щей функции налогообложения, что связано с разработкой механизма согласования налоговых сборов при осуществлении межгосударственных инвестиций, создании совместных пред¬приятий и реализации совместных проектов между Россией и ее экономическими партнерами; согласованием их налогового законодательства в сфере таможенных пошлин и сборов: сближе¬ния, а затем и унификации ставок и методик взимания НДС и акцизов на важнейшие группы товаров (прежде всего в странах - членах СНГ). (Налоги в этой ситуации объективно станут эффективным стимулом к интеграции национальных хозяйствен¬ных систем. Принимая во внимание современную открытость нацио¬нальных экономик и свободу передвижения товаров и капита¬лов на мировом рынке, перспективы развития налоговой систе¬мы России нельзя рассматривать без взаимосвязи с состоянием налогового климата в государствах-партнерах, без использова¬ния мирового налогового опыта и оценки перспективных тен¬денций осуществления налоговых реформ за рубежом.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.