3 нояб. 2012 г.
Home »
» ПРОИЗВОДСТВО НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
ПРОИЗВОДСТВО НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Процессуальные действия органа дознания, независимо от их задачи, в совокупности направлены на всестороннее, объективное, полное расследование уголовного дела. В юридической литературе принято именовать следственными действиями лишь те из процессуальных действий, которые в отличии от других (вынесение постановления о направлении дела, избрание меры пресечения и другие) направлены на обнаружение, проверку и закрепление доказательств .
Понятие следственных действий можно определить как предусмотренная уголовно-процессуальным законом и обеспеченная государственным принуждением совокупность операций и приемов, которые осуществляются при расследовании преступлений для обнаружения, фиксации и проверки фактических данных, имеющих значение доказательств по уголовному делу .
Каждое из следственных действий "выступает как специфическая совокупность познавательных приемов выявления и отображения доказательственной информации определенного вида" .
Неотложные следственные действия являются одновременно и первоначальными, так как орган дознания обязан выполнить их не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Неотложность следственных действий обуславливается необходимостью действовать по горячим следам, то есть в условиях, когда лицо, совершившее преступление может скрыться или перейти на нелегальное положение, а доказательства могут быть уничтожены или перепрятаны. Производство дознания работников таможни по делу о контрабанде фактически является раскрытием преступления по горячим следам.
Следует подчеркнуть, что раскрытие преступления по горячим следам происходит в условиях, затрудняющих деятельность дознавателя.
В число таких условий входят :
а) внезапность наступления события, по которому необходимо проводить расследование;
б) недостаток времени, требующегося для принятия решений процессуального и тактического характера и их реализации;
в) необходимость быстроты процесса расследования на этом этапе, обусловленная быстрым изменением обстановки и следственных ситуаций;
г) недостаточный объем информации о событии преступления и лице, совершившим преступление, необходимой для принятия процессуальных и тактических решений по делу;
д) необходимость срочного использования всей вновь поступающей информации для решения задач расследования.
Указанные обстоятельства обязательно необходимо учитывать, в связи с чем на первое место выступает вопрос организации расследования .
Для обеспечения успеха расследования большое значение имеют общие положения следственной тактики, связанные с методикой построения версий и научным планированием. Планирование является организующим началом в деятельности органов дознания по расследованию преступлений. План и следственные версии определяют направление расследования, делают его целеустремленным и обеспечивают быстрое и полное раскрытие преступлений .
Тщательно проанализировав имеющиеся материалы и всю имеющуюся информацию, дознаватель выдвигает общие и частные следственные версии как основу плана расследования.
Следственная версия – «это обоснованное предположение относительно отдельного факта или группы фактов, имеющих или могущих иметь значение для дела, указывающее на наличие и объясняющее происхождение этих фактов, их связь между собой и содержание, и служащее цели установления объективной истины» .
Про выдвижение версий необходимо строго соблюдать следующие положения: - каждая должна согласовываться со всеми выявленными фактами и соответствующим образом объяснять их;
- выдвигаемые версии должны охватывать практически все возможные, при данных обстоятельствах, объяснения исследуемых фактов .
Если выдвинутая версия является результатом глубоко продуманного и логически правильного анализа имеющихся в деле данных, то она дает верное направление расследованию и будет способствовать быстрому и полному раскрытию преступлений.
План расследования по каждому конкретному делу должен быть индивидуальным и динамичным. Если в процессе расследования поступают новые сведения, орган дознания вносит изменения в составленный план расследования, исключает неподтвердившиеся версии и намечает новые.
Следственная версия является организующим началом в процессе собирания, исследования, оценки доказательств. Она помогает дознавателю правильно определять направление расследования, правильно решить: где, как искать доказательства, на что обратить внимание при их исследовании, что наиболее существенно для установления истины по делу .
Версии представляют ядро процесса доказывания, логический центр планирования, помогая решить, что именно, посредством каких действий, в какой последовательности надо установить. План без версий превратился бы в простой перечень следственных действий, не связанных единой целью.
Все действия и мероприятия по расследованию уголовных дел о контрабанде обуславливаются спецификой этого преступления, характером и объемом исходных данных, сложившейся исходной следственной ситуацией.
Следственная ситуация – совокупность условий, в которых в данный момент осуществляется расследование - то есть та обстановка, в которой протекает процесс доказывания .
Именно, исходные данные, имеющиеся в распоряжении дознавателя, предопределяют последовательность проведения неотложных следственных действий .
Исходя из выдвинутый версий дознаватель определяет основные линии, по которым будет вестись расследование, тактические задачи расследования. Одновременно по каждой версии намечаются вопросы, которые необходимо выяснить, чтобы проверить версию и, в конечном счете, подтвердить её или опровергнуть.
После определения круга вопросов (обстоятельств), подлежащих выяснению, намечаются следственные действия (а также оперативные мероприятия), требующееся для их выяснения. При этом необходимо избрать правильную последовательность производства следственных действий, которая бы обеспечивала скорейшее установление истины по делу. Это важно не только в организационном, но и в тактическом отношении. Только своевременное проведение необходимых следственных действий и оперативных мероприятий даст возможность успешно произвести расследование. Какое из них и в каком объеме необходимо провести определяется конкретными обстоятельствами расследуемого дела.
Интересы быстрого и полного раскрытия преступления обязывают дознавателя при планировании расследования правильно определять последовательность и сроки выполнения следственных действий и оперативных мероприятий, чтобы обеспечить параллельную проверку всех выдвинутых версий и окончание расследования в установленные сроки.
При определении сроков производства следственных действий и оперативных мероприятий следует также учитывать время необходимое для подготовки.
В качестве первоначальных неотложных следственных действий по рассматриваемой категории дел на первоначальном этапе расследования (при производстве дознания) могут проводиться :
1) следственный осмотр;
2) задержание подозреваемого;
3) допрос подозреваемого;
4) допрос свидетеля;
5) обыск;
6) выемка;
7) назначение экспертизы;
8) освидетельствование;
9) наложение ареста на имущество подозреваемого;
10) наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию подозреваемого .
Уголовно-процессуальный закон устанавливает порядок поведения следственного действия. Дознаватель, руководствуясь положениями закона, намечает тактические приемы, обеспечивающие наиболее эффективный результат следственного действия. Тактический прием – это способ действия дознавателя, который он избирает, исходя из складывающейся следственной ситуации, особенностей расследования преступления, личности преступника .
“Тактический прием – это наиболее рациональный и эффективный способ действия или наиболее целесообразная в данных условиях линия поведения лица, осуществляющего процессуальное действие” .
Применение того или иного тактического приема предполагает творческий подход дознавателя к своей работе, его активность, наступательный характер его действий, преследующих получение правдивых показаний и достоверных доказательств. При этом нужно, конечно, иметь в виду, что активность и наступательность ничего не имеют общего с психическим насилием и принуждением .
При производстве дознания должно соблюдаться правило об отводе. Дознаватель не должен принимать участие в расследовании дела, если имеются основания, свидетельствующие о его прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела, а поэтому он обязан заявить самоотвод. Если отвод дознавателю заявлен другими участниками процесса, то об этом немедленно сообщается прокурору, который рассматривает и разрешает его в течении 24 часов по существу (статья 60 УПК Украины)
Дознаватель выполняет по делу неотложные следственные действия от своего имени. Процессуальные документы, протоколы должны быть оформлены в соответствии с требованиями уголовного-процессуального законодательства.
При выполнении следственных действий по делу, дознаватель обязан строго соблюдать требования УПК Украины: вести дознание объективно, обеспечивать права граждан, использовать предоставленные ему законом полномочия для раскрытия преступления и изобличения лиц, которые его совершили, выявлять преступные связи. Дознаватель несет ответственность за обоснованность своих решений, за законность и качество следственных действий, которые он проводит (пункты 1.10, 1.13 Приказа ГТС Украины № 587 от 19.09.98 г.)
Если дознаватель некачественно проводит неотложные следственные действия, орган дознания (в лице его начальника) вправе, не согласуясь с прокурором, заменить его другим лицом или принять дело к своему производству.
О решениях, принимаемых дознавателем при производстве дознания в случаях, указанных в законе, а также в случаях, когда это признается необходимым дознаватель составляет мотивированное постановление (статья 130 УПК Украины)
При производстве следственных действий во время дознания ведутся протоколы (статья 84 УПК Украины).
Протокол обычно состоит из трех частей: вводной, описательной, заключительной. Содержание протокола зависит от характера следственного действия и порядка его выполнения.
В протоколе о каждом следственном действии должны быть указаны: место и дата его составления; должность и фамилия лиц, производящих действие; фамилии лиц, принимавших участие в производстве следственного действия, их адреса; разъяснение их прав и обязанностей; содержание произведенного следственного действия; время его начала и окончания; все существенные для дела обстоятельства, выявленные при исполнении данного следственного действия.
Протокол зачитывается всем лицам, принимавшим участие в производстве следственного действия, при этом им разъясняется их право делать замечания. Вставки и поправки должны быть оговорены в протоколе перед подписями.
Протокол подписывает лицо, производившее следственные действия, а также лица, присутствовавшие или принимавшие участие в производстве этого действия. Если кто-либо из этих лиц, ввиду физических недостатков или по другим причинам, не может лично подписать протокол, то для подписания протокола приглашается постороннее лицо. К протоколу могут быть приобщены фотоснимки, материалы звукозаписи, киносъемки, видеозаписи, планы, схемы, слепки и другие материалы, поясняющие его содержание. Если лицо, участвовавшее в проведении следственного действия откажется подписать протокол, то это отмечается в протоколе и удостоверяется подписью лица, проводившего следственное действие (статья 85 УПК Украины).
При производстве следственных действий с применением киносъемки, видеозаписи, звукозаписи об этом уведомляются все участники следственного действия до начала его. Перед окончанием следственного действия материалы технического документирования предъявляются для ознакомления участникам следственного действия. Условия, порядок и результаты технического документирования отражаются в протоколе. Высказанные ими замечания и дополнения заносятся в протокол (статьи 851, 852 УПК Украины).
Принимая решение о производстве любого следственного действия, дознаватель должен учитывать место и время его выполнения, возможный круг участников, необходимость применения тех или иных технических средств. Следственные действия должны производиться, главным образом, в дневное время, то есть с 22.00 до 6.00 по Киевскому времени, кроме случаев, не терпящих отлагательства (пункт 4.3.8. Приказа ГТС Украины № 587 от 19.09.98 г.) Продолжительность следственного действия уголовно-процессуальный закон не ограничивает. Она полностью зависит от характера самого следственного действия, условий, в которых оно совершается, а также распорядительности и организованности дознавателя .
В необходимых случаях для участия в производстве следственного действия может быть привлечен специалист. Специалистом в уголовном процессе признается любое незаинтересованное в исходе дела лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле либо умениями и навыками в определенной отрасли деятельности, которое привлекается к участию в производстве следственного действия для оказания содействия (помощи) дознавателю в обнаружении, собирании, изъятии и предварительном исследованию доказательств .
В функции специалиста, участвующего в проведении следственных действий входит:
а) оказание помощи дознавателю, путем применения научно-технических средств и приемов, навыков и специальных знаний в обнаружении, закреплении, фиксации и изъятии следов и других вещественных доказательств;
б) участие в оперативной оценке следов и других вещественных доказательств для установления механизма происшествия, лиц, участвовавших в происшествии и возможностей дальнейшего исследования обнаруженных объектов;
в) консультирование дознавателя и других участников следственного действия в связи со специальными вопросами, возникшими в ходе этого действия;
г) сообщение дознавателю необходимых справочных данных;
д) оказание помощи дознавателю в составлении протокола следственного действия, составлении плана места происшествия; места производства следственного действия и прочее;
е) оказание помощи дознавателю в формулировании вопросов, которые могут быть поставлены перед соответствующей экспертизой, и подборе материалов для нее .
Перед началом следственного действия дознаватель удостоверяется в личности и компетентности специалиста, выясняет его отношение с подозреваемым; разъясняет специалисту его права и обязанности; предупреждает об ответственности за отказ или уклонение от выполнения обязанностей специалиста, про что делается соответствующая запись в протоколе следственного действия, которая удостоверяется подписью специалиста (статья 1281 УПК Украины).
При расследовании дел о контрабанде специалист может привлекаться к участию в любом следственном действии, но наиболее эффективной может оказаться помощь специалиста-криминалиста при его участии в осмотре документов, места происшествия, следов и предметов, обыске.
При осмотре транспортных средств может понадобиться помощь соответствующего специалиста, разбирающегося в устройстве таких транспортных средств, в возможности доступа в определенные помещения и узлы на них и т.п.
Для участия в осмотре и изучении документов по этой категории дел, помимо специалиста-криминалиста, может быть привлечен специалист-бухгалтер, финансист или экономист.
Определенную помощь при осмотре различных товаров, служивших предметом контрабанды может оказать специалист-товаровед.
Помощь специалиста-ювелира может оказаться необходимой при осмотре ювелирных изделий, изделий из драгоценных камней, драгоценных металлов.
В случае контрабанды ядовитых, наркотических, психотропных, сильнодействующих веществ и средств к участию в осмотре следует привлекать специалиста-фармаколога или биолога; при контрабанде взрывчатых веществ – специалиста-пиротехника; при контрабанде оружия или боеприпасов – специалиста в области вооружений; при контрабанде исторических и культурных ценностей – специалистов-искусствоведов. Здесь указаны специалисты, которые наиболее часто могут привлекаться для участия в следственных действиях, но право дознавателя в этом отношении не ограничено, и по своему усмотрению он может вызвать при необходимости для участия в следственном действии специалиста любого профиля.
В необходимых случаях дознаватель привлекает при производстве следственных действий переводчика. Дознаватель разъясняет переводчику его обязанности и предупреждает об уголовной ответственности по статье 178 УК Украины за заведомо неправильный перевод, о чем делает соответствующая запись в протоколе следственного действия, который удостоверяется подписью переводчика.
В случаях, когда по делу необходимо допрашивать немого или глухого, тогда приглашается лицо, понимающее их знаки. (статья 128 УПК Украины)
Переводчик – незаинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, на котором ведется судопроизводство, а также языком, которым владеют и пользуются какие-либо участники процесса и привлекаемое для участия в уголовном процессе для осуществления переводов .
В соответствии с уголовно- процессуальным законом при производстве некоторых следственных действий обязательно присутствие не менее двух понятых – незаинтересованных в деле лиц, которым разъясняются их права и обязанности, предусмотренные статьей 127 УПК Украины: присутствовать во время следственного действия, удостоверять своими подписями соответствие записей в протоколе тем действиям и их результатам, которые имели место в процессе следственного действия. Замечание понятых по поводу следственных действий дознавателя подлежат обязательному занесению в протокол.
По делам о контрабанде следственный осмотр производится с целью обнаружения и фиксации контрабанды, различных предметов и помещений, приспособленных для ее сокрытия, всевозможных документов, следов и прочих объектов, имеющих значение для дела, а также для выяснения обстановки обнаружения контрабанды и обстоятельств ее совершения.
«Под следственным осмотром необходимо понимать процессуальное действия дознавателя, в котором он, с участием указанных в законе лиц, обнаруживает, непосредственно воспринимает, исследует, оценивает и фиксирует состояния, свойства и признаки материальных объектов, связанных с расследуемым событием, с целью выявления доказательств и выяснения обстоятельств, имеющих значение для установления истины по делу» .
Цели, условия и порядок следственного осмотра определены в статьях 190, 191 УПК Украины.
Объектами следственного осмотра являются: местность, помещения, предметы и документы. Осмотру подвергается местность, на которой был задержан с поличным контрабандист при пересечении границы вне пункта таможенного контроля или где была обнаружена контрабанда, изъятая в результате таможенного досмотра или осмотра места происшествия либо обыска (выемки); контрабанда и средства (в частности, транспортные) для ее тайного перемещения через границу; тайники, приспособленные или изготовленные для сокрытия контрабанды при ее перемещении или хранении; документы, свидетельствующие о контрабандной деятельности .
В соответствии со статьей 190 УПК Украины, осмотр места происшествия (места совершения преступления) в случаях, не терпящих отлагательства, может быть произведен до возбуждения уголовного дела. В этом случае при наличии соответствующих оснований уголовное дело возбуждается немедленно после осмотра места происшествия.
Осмотр предметов и документов, изъятых во время осмотра места происшествия, дознаватель производит на том же месте или по месту производства дознания по делу. При производстве осмотра дознаватель лично воспринимает факты на месте, имеет возможность на основе этих фактов выдвигать версии об обстоятельствах происшествия, что состоялось, разрабатывает план в дальнейшем действий.
Выезд на место происшествия производится немедленно. До прибытию на место происшествия, дознаватель обязан обеспечить его охрану, а после прибытия - выяснить, какие изменения состоялись на этом месте с момента совершения преступления.
К участию в осмотре дознаватель может привлекать специалистов: подозреваемого, свидетеля, переводчика. При этом необходимо присутствие не менее двух понятых.
При осмотре места обнаружения контрабанды (тайников) следует обращать внимание и выявлять имеющиеся, возможно следы пальцев рук, обуви, инструментов, транспорта а также различные предметы, которые могли быть оставлены лицами, пользовавшимися тайниками. Фиксация этих следов может способствовать проверке показаний подозреваемого об обстоятельствах закладки тайника и лицах, принимавших в этом участие.
При осмотре перемещаемых через границу контрабандных товаров непосред-ственно на транспортном средстве, а затем отдельно обязательно должны быть уста-новлены и зафиксированы их размещение, количество (единицы либо вес) и родовые (видовые) признаки, все маркировочные обозначения на товарах, упаковках, пломбы на контейнерах или других хранилищах и их состояние, состояние хранилищ и за-порных устройств .
С необходимостью осмотра и изучения документов дознаватель сталкивается уже с первого момента расследования, так как именно документы зачастую высту-пают средством прикрытия контрабандных товаров при пересечении границы. В на-чале осмотра и изучения документов производится их так называемая формальная проверка.
Она представляет анализ соответствия документов установленными формами полноты и правильности заполнения реквизитов документов, наличия в них соответ-ствующих подписей и удостоверительных знаков (оттисков и печатей, штампов и прочее), наличия измененных а также сомнительных реквизитов (в которых имеются формальные или логические противоречия либо в отношении которых можно пред-ложить, что они подделаны). Подделка документов может производиться путем под-чистки, дописки, изменения записей, травления, нанесения поддельных оттисков пе-чатей либо штампов, подделки подписей и, наконец, изготовления бланков докумен-тов и заполнения их преступником. После формальной проверки обязательным вто-рым этапом является так называемая нормативная проверка, которая заключается в анализе сущности фиксируемой учетным данным или иным документом хозяйствен-ной, финансовой, управленческой либо контрольной операции в аспекте соблюдения соответствующих норм, правил или инструкций, регулирующих выполнение указан-ных операций. Пи этой проверке могут быть обнаружены, кроме нарушений уста-новленных требований, также и признаки интеллектуального подлога (несоответст-вие фактам указанных в документе данных, а также отсутствие в документах сведе-ний, которые должны были бы быть при надлежащем их оформлении) .
Протокол осмотра составляется с соблюдением требований статьей 85, 195 УПК Украины. В протоколе осмотра описываются конкретные объекты осмотра, все действия дознавателя в той последовательности, в которой они осуществлялись, все что было обнаружено при осмотре с указанием точного месторасположения предме-тов (относительно предметов также указывается, кем именно и какие технические средства (приспособления) применялись, относительно каких объектов и получен-ные результаты). В конце протокола перечисленные все предметы и документы, ко-торые изымаются, в том числе которые подлежат направлению на экспертизу. К про-токолу прилагаются фотоснимки и негативы, кино- и видеоленты, планы, схемы, слепки и отпечатки следов.
Освидетельствование – следственное действие, направленное на выявление различных следов на теле человека или установление его психического состояния, признаков алкогольного опьянения и прочее.
По уголовным делам о контрабанде освидетельствование производится с це-лью выявления и удостоверения наличия на теле подозреваемого, свидетеля следов этого преступления, особенных примет, наличие отклонений в психическом состоя-нии, если при этом отсутствует необходимость в судебно-медицинской экспертизе.
Если лицо, в отношении которого вынесено постановление о проведении ос-видетельствования, отказывается от участия в этом следственном действии, освиде-тельствование может быть осуществлено принудительно. Освидетельствование про-изводятся дознавателем в присутствии понятых в изолированном помещении, с со-блюдением правил гигиены и санитарии. Дознаватель, понятые (при необходимости переводчик) не могут присутствовать при освидетельствовании лица другого пола, если это связано с необходимостью обнажения этого лица. В этом случае, по указа-нию дознавателя, освидетельствование осуществляет врач в присутствии понятых одного пола с лицом, подлежащим освидетельствованию. При необходимости ис-пользования знаний не отдельным отраслям медицины, психологии для участия в ос-видетельствовании привлекаются соответствующие специалисты. При освидетельст-вовании не допускается действия, которые унижают достоинство освидетельствуе-мого лица или опасны для его здоровья. По результатам освидетельствования со-ставляется протокол с соблюдением требований статей 85, 195 УПК Украины.
В протоколе указывается все то, что было обнаружено или установлено во время обследования: различные телесные повреждения, травмы, татуировки, родин-ки, другие специфические признаки, с помощью которых осуществляется идентифи-кация лица; предметы контрабанды, которые были выявлены на теле освидетельст-вуемого лица; следы веществ, которые могли появиться на теле освидетельствуемого лица в связи с контрабандой ядовитых сильнодействующих веществ, наркотических средств и т.п; пробы на алкоголь, которые были взяты при использовании соответст-вующей аппаратуры или устройств. Части этих веществ а также отображение пробы опечатываются и сохраняются для дальнейшего исследования. (статья 193 УПК Ук-раины; пункт 4.2 Приказа ГТС Украины № 587 от 19.09.98 г.)
Производство обыска и выемки довольно детально урегулировано нормами, изложенными в статьях 177-189 УПК Украины, пунктах 4.3, 4.4 Приказа ГТС Украи-ны № 587 от 19.09.98 г.
Обыск – следственное действие, которое заключается в принужденном оты-скании в определенном помещении или месте, либо у лица орудий преступления, вещей и ценностей, добытых преступным путем, а также других предметов и доку-ментов или лица, которое скрывается .
Дознаватель производит обыск в тех случаях, когда имеет достаточные данные считать, что предметы и документы, имеющие значение для дела, скрыты в опреде-ленном помещении или месте или у какого-либо лица (статья 177 УПК Украины).
Достаточными основаниями для производства обыска могут быть показания свидетеля, подозреваемого об указанных обстоятельствах.
Обыск производится по мотивированному постановлению дознавателя, утвер-жденному начальником органа дознания и санкционированному прокурором. В слу-чаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен без санкции проку-рора, но с обязательным уведомлением прокурора об обыске и его результатах в су-точный срок.
К не терпящим отлагательства относятся случаи :
а) необходимость обнаружения и задержания разыскиваемого преступника, ко-гда промедление с обыском может позволить разыскиваемому скрыться;
б) промедление с обыском может повлечь уничтожение важных доказательств по делу или сокрытие имущества, нажитого преступным путем;
в) основания для проведения обыска установлены в ходе производства неот-ложного следственного действия, а для получения санкции прокурора потребуется много времени .
По делам о контрабанде проводятся личные обыски задержанных, обыски по месту их жительства и работы.
Предметом обыска могут быть сами предметы контрабанды; документы, сви-детельствующие о подготовке или совершении контрабанды; средства для их изго-товления; документы, которые могут иметь отношение к подготовке или соверше-нию контрабанды (записные книжки, листы с записями адресов и телефонов, листы с записями расчетов, визитные карточки и прочее); деньги и ценности, которые нажи-ты преступным путем .
Письменное уведомление о произведенном обыске без санкции прокурора пе-ресылается в Государственную таможенную службу немедленно после окончания этого следственного действия.
Обыск производится в присутствии двух понятых и лица, которое занимает данное помещение или совершеннолетнего члена его семьи, а при его отсутствии – должностного лица жилищно-эксплутационного учреждения или представителя ме-стной государственной администрации. Обыск в служебном помещении, где нахо-дится лицо, относительно которого вынесено постановление, осуществляется в его присутствии или присутствии представителей администрации предприятия, учреж-дения, организации. Для участия в производстве обыска могут привлекаться соответ-ствующие специалисты, переводчик, а в необходимых случаях дознаватель также имеет право привлекать к обыску работников милиции (статья 183 УПК Украины). В соответствии со статьей 182 УПК Украины в помещениях дипломатических предста-вительств и в помещениях семей дипломатов, которые пользуются правом диплома-тической неприкосновенности, обыск производится только по согласию дипломати-ческого представителя и только в присутствии прокурора и представителя Мини-стерства иностранных дел Украины.
Когда в помещении, которое подлежит обыску, находятся другие граждане, дознаватель перед обыском должен установить их личность и обеспечить контроль за их поведением во время производства этого следственного действия или устранить их с места обыска. Такие меры осуществляются и относительно граждан, которые вошли в помещение во время обыска. Дознаватель вправе запретить всем лицам, от-носительно которых он принял решение об их нахождении в помещении на месте обыска, общаться между собой, пользоваться телефоном до окончания обыска.
Должностные лица и граждане обязаны предъявлять или выдавать документы или предметы, требуемые дознавателем (статья 179 УПК Украины). Перед началом обыска дознаватель предлагает лицу, которое занимает помещение, что подлежит обыску или представителю предприятия, учреждения, организации, где будет произ-водиться обыск, добровольно сдать казанные в постановлении предметы и докумен-ты или указать местонахождение подозреваемого, который скрывается от расследо-вания. В случае отказа выполнить его требование, дознаватель приступает к произ-водству обыска в принудительном порядке.
При производстве обыска, дознавателем вправе открывать закрытые помеще-ния и хранилища, если собственник отказывается их открыть. При этом следует из-бегать не вызванных необходимостью повреждений дверей, замков и других предме-тов. После окончания обыска обстановка, предметы и вещи должны быть приведены, по возможности, в предыдущий вид (статья 183 УПК Украины).
При обнаружении во время обыска предметов и документов необходимо обес-печить их целостность и неприкосновенность поверхности в тех местах, где могут быть следы пальцев рук подозреваемого и других лиц. Если в процессе обыска были обнаружены тайники, то каждый из них, как и их содержимое и местонахождение должны быть сфотографированы и осмотрены с соблюдением статей 190, 191 УПК Украины.
Предметы и документы, которые были в тайнике, а также, по возможности, сам тайник подлежат изъятию. Результаты осмотра заносятся в протокол обыска по-мещения, а обнаруженные предметы и документы присоединяются к этому протоко-лу (статья 186 УПК Украины).
При наличии данных, что лицо, у которого производится обыск или кто-нибудь из граждан, которые находились с ним в одном помещении скрывают при се-бе документы и предметы, которые имеют значение для дела, они подлежат личному обыску (статья 184 УПК Украины).
На проведение личного обыска санкции прокурора и соответствующего поста-новления не требуется.
Дознаватель должен принять меры к тому, чтобы не были разглашены выяв-ленные при обыске обстоятельства личной жизни обыскиваемого и других лиц, про-живающих или временно находящихся в этом помещении (статья 185 УПК Украи-ны).
Личный обыск может производиться только лицом того же пола, что и обы-скиваемое лицо и в присутствии понятых.
Предметы и документы, изъятые законом из обращения, при их обнаружении во время обыска, подлежат обязательному изъятию независимо от их отношения к делу (статья 186 УПК Украины).
В соответствии со статьями 85, 188 УПК Украины дознаватель составляет протокол. В протоколе или в прилагаемой к нему описи приводится список изъятых предметов и документов с указанием их наименования (количества, меры, веса, ма-териала, из которого они изготовлены) то есть характерных для него признаков; а также места, где они находились на момент их обнаружения. Кроме того, в протоко-ле должно быть указано, был ли предмет (документ) выдан лично обыскиваемым или изъят принудительно.
При наличии в протоколе замечаний на неправильные действия, допущенные во время обыска, дознаватель не позднее двух дней сообщает об этом прокурору (статья 189 УПК Украины).
По уголовному делу о контрабанде одновременно с проведением обыска доз-наватель с целью обеспечения возможности гражданского иска и возможной конфи-скации имущества по этому делу обязан наложить арест на имущество (вклады, цен-ности и другое имущество) подозреваемого, где бы это имущество не находилось. Не подлежат аресту и описи предметы первой необходимости, которые используются этими лицами и членами их семей. Перечень этих предметов определен в приложе-нии к уголовному кодексу.
О наложении ареста на имущество дознавателем выносятся мотивированное постановление. Наложение ареста на имущество осуществляется путем его изъятия дознавателем или передачи определенному лицу на хранение по усмотрению дозна-вателя.
Этими лицами могут быть собственник имущества или совершеннолетние члены его семьи, представитель жилищно-эксплуатационного учреждения или мест-ной государственной администрации, другие граждане.
В протоколе описи имущества указывается точный список вещей, ценностей, других предметов, на которые наложен арест, их наименование и другие внешние особенности, принадлежность к собственности конкретных граждан. Лица, которым передано имущество, предупреждаются под расписку об уголовной ответственности по части 182 УК Украины за растрату имущества, подвернутого аресту.
Выемка – следственное действие, которое производится в тех же целях, что и обыск, но в отличии от обыска она производится тогда, когда дознаватель располага-ет точными данными, что предметы и документы имеющие значение для дела, нахо-дятся у определенного лица или в определенном месте.
Как правило, выемка производится без санкции прокурора. Санкционируется прокурором только выемка документов, составляющих государственную тайну и вы-емка в почтово-телеграфных учреждениях корреспонденции, на которую наложен арест. Выемка производится по постановлению дознавателя (статья 178 УПК Украи-ны).
Требования уголовно-процессуального закона относительно порядка произ-водства выемки, условий производства выемки в помещении дипломатических пред-ставительств; лиц, в присутствии которых производится выемка, личного обыска ли-ца, неразглашения обстоятельств личной жизни обыскиваемых, изъятия предметов и документов, составления протокола выемки сходны с требованиями, предъявляемы-ми к производству обыска.
Наложение ареста на корреспонденцию и ее выемка производятся согласно статьи 187 УПК Украины и санкционируется прокурором при вынесении мотивиро-ванного постановления. В уголовном деле о контрабанде наложение ареста на кор-респонденцию, ее осмотр и выемка осуществляется с целью расширить возможности органа дознания по выявлению сообщников преступления и их намерений, мест на-хождения предметов контрабанды, а также вещей и ценностей, нажитых преступным путем, адресов лиц, которые скрываются от расследования и т.п.
Арест может быть наложен как на входную корреспонденцию на адрес подоз-реваемого, так и на корреспонденцию, которая им отправляется (имеются в виду письма, телеграммы, почтово-телеграфные переводы, бандероли и т.п.)
В постановлении указываются: основания для ареста определенной коррес-понденции определенного лица, его адрес (место жительства или место работы), на-звание учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать коррес-понденцию, которая им отправляется.
Осмотр и выемка почтово-телеграфной корреспонденции производится в при-сутствии двух представителей почтово-телеграфного учреждения.
О результатах осмотра и выемки корреспонденции составляется протокол. В протоколе следует указать, какая именно корреспонденция была осмотрена и изъята для присоединения к делу.
Дознаватель вправе не изымать корреспонденцию, а отразить в протоколе ее содержание (полностью или частично) или снять с нее копию. Если корреспонденция никакого отношения к уголовному делу не имеет, она посылается адресату, про что указывается в протоколе (пункт 4.4 Приказа ГТС Украины № 587 ГТС от 19.09.98 г.)
Подозреваемым согласно статьи 431 УПК Украины, признается лицо, задер-жанное по подозрению в совершении преступления или лицо, к которому применена мера пресечения до вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемо-го.
Задержание, как мера процессуального принуждения и как следственное дей-ствие производится дознавателем только по возбужденному уголовному делу. За-держанное лицо, которое подозревается в совершении преступления, лишается на короткий срок свободы и помещается в специальное помещение - изолятор времен-ного содержания. Решение дознавателя о задержании подлежит обязательному ут-верждению начальником органа дознания.
Органы дознания по делам о контрабанде имеют право задержать лицо, кото-рое подозревается в совершении преступления при наличии одного из следующих оснований:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосред-ственно после его совершения;
2) когда очевидцы прямо укажут на данное лицо, как на совершившее пре-ступление;
3) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии других данных, дающих основания подозревать лицо в соверше-нии этого преступления, оно может быть задержано только в том случае, когда пыта-лось скрыться, не имеет постоянного места проживания или не установлена его лич-ность (статья 106 УПК Украины).
О каждом случае задержания лица, подозреваемого в совершении контрабан-ды, дознаватель обязан составить протокол с указанием оснований и мотивов задер-жания и в течении 24 часов сообщить прокурору. В течении 48 часов с момента по-лучения сообщения о задержании прокурор обязан дать санкцию на заключение под стражу или освободить задержанного. Лица, задержанные по подозрению в соверше-нии контрабанды подлежат личному обыску. Данные о личном обыске и его резуль-таты указываются в протоколе задержания. Срок задержания лица, подозреваемого в деле о контрабанде отсчитывается с момента доставки этого лица в органы дознания для составления протокола. Если задержание и протоколирование задержания осу-ществлялись на месте совершения лицом преступления или в другом месте его на-хождения (в помещении, по месту работы и т.п.), то срок задержания отсчитывается с момента фактического задержания.
Задержание в уголовно-процессуальном порядке, для общего срока которого отведено 72 часа (статья 106 УПК Украины ), следует отличать от административно-го задержания с его сроком – 3 часа (статья 125 ТК Украины), которое применяется к лицам, которые совершили нарушение таможенных правил.
О производстве задержания дознавателем, орган дознания уведомляет его се-мью, если известно ее место жительства.
Дознаватель разъясняет задержанному его права (статьи 21, 431 УПК Украи-ны), о чем указывается в протоколе. Лица, задержанные по подозрению в соверше-нии контрабанды, освобождаются из мест временного заключения, если: не подтвер-дилось подозрение в совершении преступления; отсутствует необходимость в при-менении меры пресечения в виде заключения под стражей; закончился установлен-ный законом срок задержания.
Освобождение производится по постановлению органа дознания, прокурора.
Если относительно этого лица, подозрение в совершении контрабанды не от-пало, то применяется такая мера пресечения как подписка о невыезде, о чем выно-сится отдельное постановление.
Меры пресечения – это меры процессуального принуждения, ограничивающие свободу перемещения подозреваемого, применяемые с целью пресечь возможность скрыться от расследования, воспрепятствовать установлению объективной истины, а также продолжить преступную деятельность (статья 148 УПК Украины).
При избрании меры пресечения учитывается кроме обстоятельств, указанных в статье 148 УПК Украины личность обвиняемого, возраст, состояние здоровья, се-мейное положение (статья 150 УПК Украины).
Виды, содержание и порядок применения мер пресечения определяются стать-ями 149-163 УПК Украины. Подписка о невыезде состоит в отобрании у подозревае-мого письменного обязательства не отлучаться без разрешения дознавателя с места постоянного жительства или с места временного нахождения (статья 151 УПК Ук-раины).
Если подозреваемый нарушает данную им подписку о невыезде, она может быть заменена более строгой мерой пресечения. Об этом подозреваемому объявляет-ся при отобрании у него подписки о невыезде.
В случае злостного уклонения подозреваемого от явки на вызов, дознаватель в соответствии со статьями 135, 136 УПК Украины, осуществляет относительно этого лица привод, который осуществляется органом внутренних дел по мотивированному постановлению дознавателя или применяет с санкции прокурора такую меру пресе-чения как заключение под стражу (статья 155 УПК Украины).
Мерами пересечения являются : подписка о невыезде, личное поручительство, поручительство общественной организации или трудового коллектива, залог, заклю-чение под стражу, наблюдение командования воинской части (статья 150 УПК Ук-раины).
Заключение под стражу является наиболее строгой мерой пресечения и изби-рается обычно тогда, когда никакая другая мера пресечения не может обеспечить решение задач уголовного процесса.
Вызов и допрос подозреваемого в совершении преступления производится с соблюдением правил, установленных ст. ст. 134-136, 145, 146 УПК Украины.
Если подозреваемый был задержан или к нему была применена мера пресече-ния в виде заключения под стражу, допрос производится немедленно, а при невоз-можности немедленного допроса, не позднее 24 часов после задержания. Подозре-ваемый допрашивается в месте производства дознания или в месте его пребывания. Допрос – следственное действие, в процессе которого дознаватель получает от доп-рашиваемого словесную информацию об обстоятельствах события преступления и других фактах, имеющих значение для дела.
Подготовка к допросу складывается из следующих элементов:
а) изучение исходных данных, имеющихся в деле;
б) получение сведений по специальным вопросам, связанным с предметом до-проса;
в) изучение личности допрашиваемого;
г) подготовка и определение времени допроса, а также его техническое обес-печение;
д) составление плана допроса .
Подозреваемый вызывается на допрос телефоном, телефонограммой или пове-сткой с соблюдением правил, установленных статьей 134 УПК Украины.
Подозреваемый обязан явиться по вызову следователя в назначенный срок. В случае неявки без уважительной причины, подозреваемый подлежит приводу.
Давать показания – право подозреваемого, а не его обязанность, он не несет уголовную ответственность за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.
О каждом допросе подозреваемого составляется протокол, с соблюдением тре-бованием статьи 85 УПК Украины.
К участию в допросе подозреваемого могут привлекаться специалист, перево-дчик и другие лица.
Показания подозреваемого и ответы на поставленные ему вопросы излагаются от первого лица и по возможности дословно. Если вызванный на допрос подозревае-мый ограничивается только заявлением, про то, что показания он будет давать в при-сутствии защитника, в протоколе указывается суть заявления и ее мотивация. Пока-зания подозреваемого подлежат проверке, в том числе путем сопоставлением их с другими доказательствами по делу. (п 4.8. приказа ГТС Украины № 587 от 19.09.98 г.)
В протоколе допроса относительно данных подозреваемого указывается: фа-милия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, образование, семейное положе-ние, место работы или должность, место жительства, судимость и другие необходи-мые по обстоятельствам дела сведения о нем.
Свидетель – незаинтересованное в исходе дела лицо, которому известны све-дения, об обстоятельствах, которые подлежат установлению по уголовному делу.
Не могут быть допрошены в качестве свидетеля :
1) защитник подозреваемого об обстоятельствах, которые стали ему из-вестны в связи с выполнением обязанностей защитника;
2) лица, которые в силу своих физических или психических недостатков неспособны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания. (статья 69 УПК Украины)
Вызов и допрос свидетеля производится с соблюдением правил, установлен-ных статьями 166-170 УПК Украины.
Свидетель вызывается на допрос телефоном, телефонограммой или повесткой с соблюдением правил статьи 166 УПК Украины.
Лицо, вызванное как свидетель органом дознания, обязано явиться в назначен-ное время и дать правдивые показания об известных ему обстоятельствах дела, отве-тить на поставленные вопросы. Если свидетель не явится без уважительных причин, орган дознания вправе применить к нему принудительный привод через органы внутренних дел в порядке, предусмотренном статьями 135, 136 УПК Украины.
Допрос свидетеля осуществляется в месте производства дознания, а в случае необходимости – в месте пребывания свидетеля. Свидетель допрашивается отдельно в отсутствии других свидетелей. При этом дознаватель принимает меры, чтобы сви-детели, вызванные по одному делу, не могли общаться между собой до окончания допроса, а по возможности и после него. Предметом показаний свидетеля являются фактические обстоятельства, которые они воспринимали непосредственно – видели, слышали и т.п, а также фактические обстоятельства, которые они воспринимали из других источников – со слов другого лица или с какого-либо документа. Эти лица должны также быть допрошены в процессе расследования. Содержание документа, на который ссылается свидетель, подлежит детальной проверке. Не могут быть дока-зательствами сообщенные свидетелем данные, источник которых неизвестен (статья 68 УПК Украины).
Перед допросом дознаватель устанавливает личность свидетеля, сообщает ему по какому делу он вызван и предупреждает об обязанности давать показания по это-му делу, и также об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний (статья 179 УК Украины) и за дачу заведомо ложных показаний (статья 178 УК Украины), про что делается соответствующая запись в протоколе.
В начале допроса дознаватель выясняет характер отношений между свидете-лем и лицом, относительно которого он должен дать показания и предлагает свиде-телю рассказать все, что ему известно по делу. После рассказа свидетель отвечает на вопросы дознавателя (статья 167 УПК Украины).
Допрос несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению дознавателю до 16 лет, производится в соответствии с статьей 168 УПК Украины. Свидетели, не достигшие 16 лет об ответственности за отказ, уклонение или дачу заведомо ложных показаний не предупреждаются. На допрос обязательно приглаша-ется педагог, а при необходимости врач, родители и другие законные представители несовершеннолетних.
О допросе свидетеля составляется протокол с соблюдением правил статей 85, 170 УПК Украины. В анкетной части протокола указываются: фамилия, имя, отчест-во свидетеля, возраст, гражданство, место жительства, образование, место работы, род занятий или должность, а также сведения об его отношениях с подозреваемым. Показания свидетеля и ответы на поставленные вопросы излагаются в первом лице и, по возможности, – дословно.
Одной из форм использования специальных знаний в судопроизводстве явля-ется судебная экспертиза. «Судебная экспертиза – исследование экспертом на основе специальных знаний материальных объектов, явлений и процессов, содержащих ин-формацию об обстоятельствах дела, которые находятся в производстве дознания» (статья 1 Закона Украины «О судебной экспертизе» от 25.02.94 г.)
Вопросы, связанные с производством экспертизы, в уголовном судопроизвод-стве регулируются статьями 75-77, 196-203 УПК Украины.
Судебные экспертизы, представляет собой следственное действие, направлен-ное на установление фактов, имеющих значение для дела с использованием специ-альных познаний, применяемых в целях доказывания, проводимого в установленном законом порядке.
Эксперт – незаинтересованное в исходе дела лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями и умениями в определенной отрасли науки и техники, ис-кусства или ремесла .
Эксперт дает заключение от своего имени и несет за него личную ответствен-ность. Заключение экспертом – самостоятельный источник доказательств.
Судебная экспертиза может быть назначена только по возбужденному уголов-ному делу. Производство судебных экспертиз в порядке проведения каких-либо про-верок не допускается .
Лицо, назначенное экспертом, обязано явиться по вызову и дать правильное заключение на постановленные вопросы. Вопросы, которые ставятся эксперту и его заключения по ним, не могут выходить за пределы специальных знаний эксперта (статья 75 УПК Украины).
Экспертиза назначается мотивированным постановлением дознавателя (статья 196 УПК Украины).
Кроме данных, предусмотренных статьей 130 УПК Украины, дознаватель в постановлении указывает основания для производства экспертизы, фамилию экспер-та или наименование государственного специализированного учреждения, экспертом которого поручается производство экспертизы; вопросы, ставящиеся перед экспер-том; перечень объектов, сравнительных и иных материалов, предъявляемых экспер-ту.
Если экспертиза производится не в экспертном учреждении, эксперту разъяс-няются его права и обязанности (статья 77 УПК Украины), уголовная ответствен-ность за отказ от выполнения возложенных на него обязанностей (статья 179 УК Ук-раины), за дачу заведомо ложного заключения (статья 178 УК Украины), указывают-ся также сведения о личности эксперта, его компетентности в определенной отрасли знаний.
О выполнении этих действий составляется протокол. В случае необходимости дознаватель вправе вынести постановление об изъятии или отобрании образцов по-черка и иных образцов. Образцы сохраняются по правилам хранения вещественных доказательств (статьи 79-81 УПК Украины).
После производства необходимых исследований эксперт составляет заключе-ние. Результат экспертизы и качество заключения эксперта определяются прежде всего качественной подготовкой объектов исследования и других материалов дела, представляемых эксперту. «Дознаватель должен: проанализировать обстоятельства, вызывающие необходимость назначения экспертизы; определить предмет экспертизы (область знаний и общую задачу); правильно и четко сформулировать вопросы, ставящиеся перед экспертом; определить и подготовить объекты, направляемые на экспертное исследование; собрать образцы и иные сравнительные материалы, необходимые для дачи экспертного заключения; составить постановление о назначении экспертизы» .
Результаты производства экспертизы оформляются заключением эксперта (статья 200 УПК Украины)
Ознакомившись с заключением эксперта дознаватель вправе допросить экс-перта с целью получения разъяснения или дополнения к заключению (статья 201 УПК Украины).
На первоначальном этапе расследования контрабанды обычно назначается до-вольно ограниченный круг экспертиз, в число которых могут входить товароведче-ская экспертиза, технико-криминалистическая экспертиза документов, криминали-стическая экспертиза письма, трассологическая экспертиза. Также может быть назна-чена соответствующая экспертиза об определении вида средств и веществ, предме-тов, которые относятся к предметам контрабанды. Результаты всех рассмотренных экспертиз используются дознавателем в тактических целях, что особенно важно на первоначальном этапе расследования и служат доказательствами по делу.
0 коммент.:
Отправить комментарий