3 нояб. 2012 г.
Home »
» ПОНЯТИЕ ДОЗНАНИЯ
ПОНЯТИЕ ДОЗНАНИЯ
Предварительное расследование - осуществляемая в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона деятельность органа дознания и следователя, направленная на собирание, исследование, оценку, проверку и использование доказательств, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, установление объективной истины, обеспечение правильного применения закона.
Юридическим основанием для осуществления предварительного расследования является постановление о возбуждении уголовного дела. Предварительное расследование может производиться только по возбужденному уголовному делу .
Предварительное расследование включает в себя две формы: дознание и предварительное следствие. В уголовном процессе дознание и предварительное следствие как формы предварительного расследования имеют общие черты и определенные различия. К общим чертам относятся: единые задачи борьбы с преступностью; равная обязанность возбуждения уголовного дела в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществление деятельности на основе единого уголовного и уголовно-процессуального законодательства; соблюдение единой процессуальной формы при производстве следственных действий; равное доказательственное значение установленных сведений и другие.
Различия между дознанием и предварительным следствием касаются полномочий органов, ведущих расследование; сроков, отведенных для производства расследования; процессуального режима расследования .
Более широкая сфера деятельности органов предварительного следствия по сравнению с органами дознания обусловлена рядом обстоятельств. В первую очередь, необходимо отметить, что расследование преступлений есть специальное назначение следователя. Для органов дознания функция расследования - не единственная и далеко не основная. Кроме того, следователь наделен более широкими процессуальными полномочиями для расследования преступлений, обладает большей процессуальной самостоятельностью. При предварительном следствии предусмотрены большие возможности для обеспечения прав и законных интересов лиц, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства .
Следователь, не согласившись с указаниями прокурора по наиболее принципиальным вопросам следствия, касающимся привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, прекращения дела, а также итогового решения о направлении дела, вправе не выполняя указаний, обжаловать их вышестоящему прокурору (часть 2 статьи 114 УПК Украины).
Орган дознания обязан выполнить любое указание прокурора. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения (часть 3 статьи 227 УПК Украины).
Постановления следователя не нуждаются ни в чьем утверждении (кроме случаев, когда по уголовно-процессуальному закону необходима санкция прокурора). Дознаватель же обращается к начальнику органа дознания за утверждением ряда основных процессуальных документов, в которых отражается решение органа дознания (о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела; о прекращении производства по делу; о производстве обыска, выемки, освидетельствования; о наложении ареста на имущество; об избрании, изменении или отмене меры пресечения; о направлении уголовного дела по подследственности и другие). Начальник органа дознания вправе не утвердить решение дознавателя и предложить ему иное. Указания начальника органа дознания о выполнении процессуальных действий по уголовному делу обязательны для дознавателя .
Предварительное следствие есть высшая и более сложная форма предварительного расследования.
Дознание - форма предварительного расследования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий с тем, чтобы полное и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии .
В соответствии с частью 2 статьи 104 УПК Украины дознание по делам о контрабанде является дознанием, по которому предварительное следствие обязательно. в этом случае дознание представляет собой первоначальный этап стадии предварительного расследования, за которым обязательно наступает второй и окончательный его этап - предварительное следствие. При этом дознание может и не производиться, если следователь сам возбудит уголовное дело либо примет его к своему производству сразу же после возбуждения уголовного дела органом дознания.
В истории дознанием назывались различные по своему содержанию явления. Более того и сейчас, когда кажется споры по поводу понятиеобразующих признаков дознания улеглись, в юридической литературе этим термином пользуются двояко: с одной стороны, характеризуя специфический вид деятельности , с другой - первоначальный этап стадии предварительного расследования .
Часть процессуалистов вообще не видит различий между этапом и деятельностью .
Этап - промежуток времени, отмеченный каким-либо событием .
Дознание как этап предварительного расследования характеризуется: определенным положением в уголовном процессе, моментом начала и окончания, а главное, спецификой осуществляемой в это время деятельности. Последняя, хотя и не может входить в содержание промежутка времени (этапа), безусловно характеризует его.
Дознание - вид деятельности, как производство неотложных следственных действий, осуществляемый во временной промежуток между возбуждением уголовного дела и направлением его по подследственности. Однако, его специфика обусловлена не моментом начала и окончания. Между возбуждением уголовного дела и направлением его по последственности, наряду с процессуальной, может производиться оперативно-розыскная и другая деятельность. Поэтому для деятельности, именуемой дознание, такой признак не может быть признан понятиеобразующим.
Существенным для рассматриваемого понятия, в первую очередь, является то, что это, регулируемая уголовно-процессуальным законом, преследующая свои цели деятельность, осуществляемая специальным субъектом - органом дознания (дознавателем) в строго определенной процессуальной форме (следственные действия и процессуальные решения). Другие же признаки являются лишь отражением требований, предъявленных к дознанию уголовно-процессуальным законам. К ним относятся: ограниченный круг действий и решений, образующих содержание дознания (неотложные следственные действия и связанные с ними процессуальные решения); сроки производства; правовой статус субъектов, его осуществляющих .
После возбуждения уголовного дела орган дознания начинает дознание (часть 4 пункт 2 статьи 98 УПК Украины).
Дознаватель выполняет по делу неотложные следственные действия от своего имени. После выполнения неотложных следственных действий орган дознания обязан передать через прокурора уголовное дело о контрабанде по подследственности следственному органу Службы безопасности Украины (часть 2 статьи 104, часть 1 статьи 112 УПК Украины).
Дознание производится в срок не более 10 дней с момента возбуждения уголовного дела (часть 2 статьи 108 УПК Украины).
Необходимо подчеркнуть, что орган дознания не вправе приостановить уголовное дело о контрабанде, так как по нему обязательно предварительное следствие.
Дознание по делам о контрабанде заканчивается составлением постановления о направлении дела для производства предварительного следствия, которое утверждается прокурором.
При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 6 УПК Украины, орган дознания прекращает дело мотивированным постановлением, копию которого в суточный срок направляет прокурору (статья 109 УПК Украины) и в Управление по организации борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
В постановлении о направлении дела следователю должен быть зафиксирован итог проведенной деятельности. Постановление должно содержать сведения о предметах, изъятых в процессе доказывания и их местонахождении; о лицах, задержанных по подозрению в совершении преступления и другие сведения. Все материалы, документы должны быть подшиты, пронумерованы и занесены в опись. Как постановление о направлении дела следователю – элемент дознания, так постановление о возбуждении уголовного дела – элемент рассмотрения, проверки, разрешения заявлений (сообщений) о преступлениях, так как в нем в сжатой форме запечатлен результат указанной деятельности .
К настоящему времени институт дознания глубоко исследован и регламентирован уголовно-процессуальным законом. Поэтому при дефинировании дознания следует стремиться к формулированию не своего субъективного мнения, а содержания того понятия, которое использовано законодателем. Для того, чтобы отличать одно понятие от другого, представляется целесообразным именовать их таким образом.
- промежуток времени между возбуждением уголовного дела и направлением его по подследственности – этапом дознания;
- осуществляемая в этот период органом дознания деятельность – деятельность органов дознания на этапе дознания;
- производство органом дознания неотложных следственных действий и принятие соответствующих им процессуальных решений – дознанием .
Уголовно-процессуальная деятельность на этапе дознания кроме неотложных следственных действий включает в свое содержание и процессуальные решения. Под последними принято понимать единство принятия и оформления (если таковое требуется) решений. Думается, такая позиция имеет право на существование, несмотря на то, что часть процессуалистов в содержание дознания включают только неотложные следственные действия, а о применяемых при этом решениях умалчивают .
Любому следственному действию предшествует принятие органом дознания решения о его производстве. Большинство из указанных в законе следственных действий, производство которых в компетенции органа дознания, требует вынесения мотивированного постановления, а некоторые еще и санкции прокурора. Поэтому, несомненно, решения о проведении в процессе дознания следственных действий являются неотъемлемым элементом этого вида действий. Процессуальные решения, связанные со следственными действиями, не ограничиваются лишь решениями о их производстве. Они могут приниматься до, во время проведения следственных действий и по их окончании. Независимо от того, выносилось ли по этому поводу отдельное постановление или же указанный факт каким-либо иным образом отражен в материалах дела – все они суть элементы дознания. К таким решениям можно отнести: вызов специалиста, решение о производстве выемки принудительно и другие .
В настоящее время пока что остается открытым вопрос о самостоятельном проведении таможенными органами оперативно-розыскных действий. Объясняется это следующим. С одной стороны, в полном соответствии со статьей 103 УПК Украины на органы дознания возлагается принятие оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступления. Уголовно-процессуальный закон, хоть и предусматривает применение органом дознания оперативно-розыскных мер, но не раскрывает их понятия, не регламентирует условия и порядок их применения. Поэтому оперативно-розыскные действия не могут быть признаны процессуальными .
На правильном понимании соотношения дознания как процессуальной деятельности и оперативно-розыскной деятельности не должно отражаться то обстоятельство, что и тот и другой вид деятельности может производить один и тот же орган дознания.
Включение некоторыми авторами оперативно-розыскной деятельности в понятие дознания происходит из-за смешения двух близких, но совершенно разных понятий: "дознание как деятельность" и "орган дознания, действующий соответствующим образом". Применение органом дознания оперативно-розыскных мер составляет самостоятельную функцию этого органа. Умелое использование результатов осуществления этой функции способствует эффективной реализации процессуальной функции расследования преступлений. Сращивание же этих двух функций недопустимо, поскольку это может отрицательно сказаться на оценке собираемых доказательств, объективности расследования и формировании выводов по уголовному делу .
С другой стороны, таможенные органы не входят в число органов, которые осуществляют оперативно-розыскные действия и не имеют в своем составе соответствующих оперативных подразделений, а проведение таких действий другими министерствами, ведомствами, организациями и лицами не допускается (статья 5 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.92 г.)
Такое положение, конечно, ограничивает возможности таможенных органов по борьбе с контрабандой и затрудняет их работу. Это обусловлено тем, что даже идеально налаженное взаимодействие таможенных органов с оперативными службами других ведомств в силу неизбежной ведомственной разобщенности не позволяет в определенных случаях срочно получать и моментально использовать необходимую оперативную информацию, постоянно и детально координировать проведение следственных действий и напрямую подключать оперативных работников к дознавателю таможни, расследующему дело о контрабанде .
В Российской Федерации законодатель пошел иным путем. В соответствии с Федеральным законом, таможенные органы Российской Федерации получили право на оперативно-розыскную деятельность .
Представляется возможным, что в случае предоставления в законодательном порядке таможенным органам Украины права на оперативно-розыскную деятельность, оперативными подразделениями, осуществляющими данные мероприятия могут стать Отделения (службы) по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил. В настоящее время в структуру Отделений (служб) по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил входят подразделения таможенной стражи на правах отделов (секторов) (пункт 3.6 Приказа ГТС Украины № 400 от 08.07.98 г.)
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины № 698 утвердившем Положение о таможенной страже от 29.06.96, основной задачей таможенной стражи является выявление, предупреждение и пресечение контрабанды и нарушения таможенных правил вне пунктов расположения пропуска через государственную границу или вне места и времени осуществления таможенного оформления или производства подготовительных действий к таким противоправным деяниям в приграничных районах во взаимодействии с Госкомграницы, МВД, СБУ. Таможенная стража, в соответствии с возложенной на нее задачей, выполняет следующие функции: организует и осуществляет специальные мероприятия по предотвращению незаконного перемещения через таможенную границу товаров и других предметов и транспортных средств. В случае осуществления мероприятий по предотвращению незаконного перемещения товаров и других предметов помимо таможенного контроля согласовывает свои действия с соответствующими подразделениями Госкомграницы, МВД, СБУ, Главным управлением государственной налоговой полиции; в соответствии с требованиями законодательства осуществляют административное задержание лиц, которые обосновано подозреваются в контрабанде или нарушении таможенных правил, проводит соответствующее документирование их противоправной деятельности.
0 коммент.:
Отправить комментарий