3 нояб. 2012 г.
Home »
» ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ С ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И С ОПЕРАТИВНО- РОЗЫСКНЫМИ ОРГАНАМИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ С ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И С ОПЕРАТИВНО- РОЗЫСКНЫМИ ОРГАНАМИ
Предупреждая, пресекая и расследуя преступления, орган дознания (дознава-тель) вступает со следователем в различные отношения, которые в юридической ли-тературе и на практике называются взаимодействием, а установленные уголовно-процессуальным законом способы связи между ними – формами взаимодействия .
Термин «взаимодействие» означает взаимную связь двух явлений, взаимную поддержку .
Данный термин правильно передает характер отношений органа дознания (дознавателя) со следователем, так как взаимодействие как раз и предполагает вза-имную помощь органов предварительного следствия и дознания в процессе рассле-дования уголовных дел, взаимную информацию о ходе и результатах проводимых ими мероприятий и совместную ответственность за раскрытие преступления и изо-бличение виновных .
Взаимодействие органа дознания и следователя имеет теоретические и право-вые основания.
Теоретические основания взаимодействия – это положения, объясняющие его смысл и значение. Их уяснения делает взаимодействие более осмысленным и целе-направленным, способствуя тем самым его законности и эффективности. При этом нужно иметь в виду, что в случае закрепления в нормах права теоретические основа-ния приобретают характер правовых.
Теоретическими основаниями взаимодействия являются :
а) общность задач органов дознания и предварительного следствия;
б) одинаковая юридическая сила процессуальных актов органа дознания и сле-дователя;
в) необходимость использования возможностей органов дознания и следовате-ля.
Фундаментом взаимодействия органов предварительного следствия и дознания служат нормы уголовно-процессуального закона, которыми установлены общие для них задачи. Лишь объединяя усилия, названные органы могут эффективно решать эти задачи.
Процессуальные акты органов дознания и предварительного следствия имеют одинаковую юридическую силу. Поэтому следователь вправе давать органам дозна-ния поручения о производстве следственных действий. И, действительно, если бы протоколы следственных действий, выполненных органами дознания, не имели дока-зательственного значения протоколов, составленных следователями, то не имело бы смысла давать органам дознания поручения о производстве следственных действий.
Умелое сочетание возможностей следователя и органа дознания позволяет ус-пешно решать задачи уголовного судопроизводства.
Под правовыми основаниями взаимодействия органов дознания и предвари-тельного следствия следует понимать предписания законов и подзаконных нормати-вов актов, которыми определяются задачи и порядок взаимодействия, его организа-ция, права и обязанности органов дознания и следователя.
Непосредственным организатором и руководителем данного взаимодействия является следователь, поскольку предварительное следствие – основная форма рас-следования. При производстве предварительного следствия все решения о направле-нии следствия и производстве следственных действий следователь принимает само-стоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санк-ции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
Таким образом, под взаимодействием органов дознания и предварительного следствия, следует понимать основанную на законах и ведомственных нормативных актах, их совместную согласованную деятельность, направленную на решение задач уголовного судопроизводства при руководящей и организующей роли следователя при четком разграничении компетенции .
Цели взаимодействия органов дознания и предварительного следствия могут быть достигнуты наиболее полно тогда, когда соблюдаются выработанные теорией и практикой определенные условия, на которых строится вся совместная деятельность органа дознания и следователя. Большинство авторов к числу таких условий относят: строжайшее соблюдение всеми участниками взаимодействия в своей деятельности законности; организующую роль следователя и его процессуальную самостоятель-ность во взаимодействии; разделение компетенции следователя и дознавателя, выте-кающее из требований закона и специфики их деятельности; комплексное использо-вание сил и средств, которыми располагают следователь и орган дознания; самостоя-тельность обеих сторон в выборе средств и тактических приемов осуществления ме-роприятий при решении всех вопросов, возникающих в ходе расследования преступ-лений; поддержания атмосферы сотрудничества и взаимопомощи; неразглашение данных предварительного расследования .
Анализ действующего уголовно-процессуального законодательства, а также изучение практики и теоретических разработок, имеющихся в юридической литера-туре, позволяет сделать вывод о наличии процессуальных и непроцессуальных (ор-ганизационных) форм взаимодействия органов дознания с органами предварительно-го следствия .
К процессуальным формам можно отнести:
- совместное рассмотрение органом дознания заявлений и сообщение о фактах готовящихся или совершенных преступлений, в целях разрешения вопросов о возбу-ждении уголовного дела, отнесенных к компетенции следователя (статья 97 УПК Украины);
- производство органом дознания неотложных следственных действий, на-правленных на установление и закрепление следов преступления (часть 2 статьи 104 УПК Украины);
- производство органом дознания неотложных следственных действий по выполнению поручений и указаний следователя, обязательных для исполнения органом дознания (часть 5 статьи 104, часть 3 статьи 114 УПК Украины);
- выполнение органом дознания требований следователя о содействии при производстве отдельных следственных действий (часть 3 статьи 114 УПК Ук-раины);
- выполнение отдельных следственных действий по поручению следова-теля (статья 118 УПК Украины).
При производстве дознания орган дознания самостоятельно решает вопрос и проведение неотложных следственных действий и не обязан согласовывать свои ре-шения со следователем. На этом этапе взаимодействие выражается во взаимных кон-сультациях, в советах методического характера, в рекомендациях о построении вер-сий и их реализации, в обсуждении плана неотложных следственных действий и опе-ративно-розыскных мероприятий. Вместе с тем, орган дознания должен сообщить начальнику следственного отдела (следователю) о начатом производстве по делу. Иначе следователь будет лишен возможности реализовать свое право в любой мо-мент, не дожидаясь выполнения органом дознания неотложных следственных дейст-вий, принять дело к своему производству (часть 4, статья 114 УПК Украины).
Непосредственное участие следователя Службы безопасности Украины в про-изводстве хотя бы одного неотложного следственного действия после возбуждения уголовного дела органом дознания означает принятие следователем этого дела к сво-ему производству. Факт участия следователя в производстве неотложного следст-венного действия указывается в постановлении органа дознания о передаче уголов-ного дела по подследственности (пункт 5.8 Приказа ГТС Украины № 587 от 19.09.98 г.)
Учеными понятия «поручение» и «указание» следователя трактуются не со-всем одинаково. Большинство признает, что поручение касается перечня следствен-ных действий, а указание определяет порядок и условия реализации поручения, тем не менее нельзя утверждать, что используемые в юридической литературе понятия приведены к одному знаменателю .
Под поручениями и указаниями понимаются письменные задания органам дознания, в которых перечисляются следственные действия, подлежащие выполне-нию, их объем, содержание, срок и субъекты исполнения, а при необходимости и средства их осуществления.
Поручения, как правило, даются следователем письменно, указания могут быть как письменными, так и устными, в зависимости от конкретной практической ситуации и их содержания.
Из практики известно, что в большинстве случаев заявления и сообщения о совершенных или подготовляемых преступлениях поступают в органы дознания. Эти органы наиболее мобильны и могут незамедлительно отреагировать на поступившую информацию о преступлении. Закон обязует орган дознания принимать также заяв-ления и сообщения, проводить по ним проверку, и при наличии признаков преступ-ления возбуждать уголовные дела, в том числе о преступлениях, подследственных органам предварительного следствия, и производить неотложные следственные дей-ствия.
По согласованию с органом дознания по материалам данной проверки, следо-ватель Службы безопасности Украины вправе возбудить уголовное дело о контра-банде лично (пункт 5.10 Приказа ГТС Украины № 587 от 19.09.98 г.)
Выбор момента принятия дела к своему производству следователем может быть продиктован его обоснованным мнением о том, что отдельные следственные действия он может произвести более квалифицированно либо другими соображения-ми тактического характера. Учитывая возможную сложность, объем производства неотложных следственных действий органом дознания, следователь может, не ожи-дая окончания 10 дневного срока, приступить к расследованию, что позволит ему ак-тивизировать взаимодействие с органом дознания путем дачи последнему поручений и указаний о производстве следственных действий и требования от него содействия при выполнении отдельных следственных действий.
Процессуальные формы взаимодействия органа дознания и следователя в от-личии от организационных, предусмотрены уголовно-процессуальным законом и ха-рактеризуются наличием уголовно-процессуальных отношений между этими органа-ми.
Непроцессуальные (организационные) формы взаимодействия уголовно-процессуальным законом не предусмотрены. Поэтому они не носят процессуального характера и складываются по разному. К ним можно отнести:
- совместный анализ и обсуждение сведений, содержащихся в заявлениях (сообщениях) о подготовляемых или совершенных преступлениях;
- оценку результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на обнаружение признаков преступлений и лиц, их совершивших, в целях решений вопроса о достаточности материалов для возбуждения уголовного дела;
- совместную согласованную деятельность в составе следственной груп-пы при производстве следственных действий;
- составление общих скоординированных планов следственных и опера-тивно-розыскных действий;
- взаимный обмен информацией в процессе расследования преступлений.
В практике встречаются и другие непроцессуальные формы. Характер, содер-жание и объем организационных форм взаимодействия зависят от условий, сложно-сти расследуемого преступления и времени на их исполнение в каждой конкретной следственной ситуации.
Взаимодействие между органом дознания и следователем немыслимо без со-вместного и систематического планирования по делу, находящемуся в производстве следователя. План определяет объем, содержание, сроки и участников расследова-ния, а также взаимоотношения между органом дознания и следователем, которые должны быть скоординированы и найти отражение в совместном плане. При состав-лении плана нужно учитывать ряд требований, предъявляемых к нему: конкретность, обоснованность, системность, полноту, реальность, своевременность и динамич-ность. Контролирует выполнение плана следователь. Он же вправе требовать устра-нения допущенных органом дознания недостатков от его непосредственного руково-дителя .
В случае выявления при осуществлении таможенного контроля признаков преступления, не относящихся к контрабанде, начальник таможенного отдела сооб-щает имеющиеся у него данные органам предварительного следствия. В свою оче-редь правоохранительные органы Украины сообщают таможенным органам Украины имеющиеся факты правонарушений, связанных с нарушениями таможенных правил или контрабандой (статья 17 ТК Украины).
Правовая основа оперативно-розыскной деятельности определена в статье 3 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18.02.93 г., в которой сказано, что правовую основу ОРД составляют Конституция Украины, настоящий закон, уголовный и уголовно-процессуальный кодекс Украины, законы Украины о Прокуратуре, Милиции, Службе безопасности Украины, Пограничных Войсках, дру-гие законодательные и международно-правовые соглашения и договоры, участником которых является Украины.
При расследовании дел о контрабанде различные оперативно-розыскные ме-роприятия проводятся с использованием оперативных сил и средств органов СБУ, МВД и Госкомграницы Украины. Оперативные силы и средства играют при рассле-довании контрабанды вспомогательную роль. Их основное назначение – способство-вать полному, всестороннему и объективному расследованию дела. Однако вспомо-гательная роль оперативных сил и средств не снижает их важного значения при рас-следовании этого вида преступлений.
Использование оперативных сил и средств при расследовании дел о контра-банде:
1) значительно расширяет возможности получения информации относи-тельно совершенного преступления и причастных к нему лиц, что позволяет бо-лее правильно определить направление и задачи расследования по делу;
2) дает дополнительные основания для выдвижения следственных версий и расширяет возможности их проверки, особенно при расследовании дел, возбу-жденных в связи с задержанием подозреваемого с поличным, когда в распоряже-нии дознавателя имеются ограниченные исходные данные;
3) способствуют выявлению источников и путей получения судебных до-казательств, помогает определить, какие факты имеют доказательственное зна-чение, установить лиц, которым известны обстоятельства совершения преступ-ления и личность преступника, обнаружить место хранения контрабанды, нажи-тых преступным путем ценностей и других вещественных доказательств;
4) повышает эффективность следственных действий, позволяя выбирать наиболее подходящий момент для их осуществления, четко определить круг об-стоятельств, которые должны быть установлены в ходе того или иного следст-венного действия, а также избрать наиболее правильную тактику их производст-ва;
5) помогает быстрее обнаружить скрывавшихся преступников в целях привлечения их к следствию и суду;
6) способствует изучению личности подозреваемого, позволяет в необхо-димых случаях держать под контролем его действия и поведение, своевременно вскрывать и пресекать возможные с его стороны провокации, попытки к побегу и совершения других подобных действий;
7) способствует успешному решению профилактических и других задач .
К наиболее важным элементам, из которых складывается взаимодействие, от-носятся следующие :
а) анализ материалов уголовного дела и определение конкретных задач, кото-рые следует решить при осуществлении взаимодействия дознавателя с оперативно-розыскными органами;
б) определение служб и подразделений оперативно-розыскных органов, с ко-торыми будет осуществляться взаимодействие;
в) согласование и координация содержания совместно проводимых действий и мероприятий и целенаправленное их проведение .
В процессе взаимодействия дознаватель и оперативно-розыскной орган дейст-вуют в точном и строгом соответствии с общим планом совместных действий, с их служебной компетенцией, выполняют только свои функции .
Материалы оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы:
1) как поводы и основания для возбуждения уголовного дела или произ-водства неотложных следственных действий;
2) для получения фактических данных, которые могут быть доказательст-вами в уголовном деле;
3) для предупреждения, пресечения и расследования преступлений, розы-ска преступников;
4) для взаимного информирования подразделений, уполномоченных осу-ществлять оперативно-розыскные действия и других правоохранительных орга-нов;
5) для информирования государственных органов в соответствии с их компетенцией (статья 10 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельно-сти" от 18.02.93 г.)
Государственные органы, в том числе и таможенные органы, обязаны содейст-вовать оперативным подразделениям в решении задач ОРД (статья 11 Закона Украи-ны "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.93 г.)
Задачи оперативно-розыскной деятельности – это поиск и фиксация фактиче-ских данных о противоправной деятельности лиц и групп с целью пресечения право-нарушений и в интересах судопроизводства, а также получение информации в инте-ресах общества и государства (статья 1 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.93 г.)
Подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность обяза-ны выполнять запросы уполномоченных государственных органов о проведении оперативно-розыскных действий; осуществлять взаимодействие между собой и дру-гими правоохранительными органами с целью быстрого и полного раскрытия пре-ступлений и изобличения виновных (статья 7 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.93 г.)
Определенные формы взаимодействия предусмотрены и Законом Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» от 30.06.93 г.
В соответствии со ст. 18 Закона Украины «Об организационно-правовых осно-вах борьбы с организованной преступностью» непосредственно на таможенные ор-ганы возлагаются обязанности:
а) оказывать необходимую помощь при проведение оперативно-розыскных мероприятий в зоне таможенного контроля;
б) по поручению специальных органов по борьбе с организованной преступно-стью проводить проверку законности действий организаций и граждан, связанных с перемещением предметов и веществ через таможенную границу;
в) по поручению специальных органов по борьбе с организованной преступно-стью обеспечивать контролируемые поставки наркотических и психотропных ве-ществ и средств, а также оружия и других предметов, используемых организованны-ми преступными группами с целью контрабанды.
0 коммент.:
Отправить комментарий