25 сент. 2012 г.
Home »
» Эмоциональная регуляция деятельности Понятие эмоций
Эмоциональная регуляция деятельности Понятие эмоций
Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, ос-
нованный на чувственном отражении значимости внешних воздействий.
Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха.
Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе
эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она от-
разилась как угрожающая нашему самосохранению. Сигнализируя о непос-
редственном положительном или отрицательном значении различных явле-
ний, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тор-
мозят наши действия.
Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно
значимые воздействия (от лат. "emoveo" - волную).
Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через со-
ответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех
психических процессов.
Особенностью эмоций является их интегрированность - возникая при
соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь ор-
ганизм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный
стереотипный поведенческий акт.
Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции - это эволю-
ционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях.
"Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно
приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя
форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спаси-
тельной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным
состоянием, сведя его, так сказать, к общему биологическому знаменате-
лю, т.е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное
воздействие".
Эмоции возникают в ответ на ключевые для удовлетворения определен-
ной потребности особенности предметов. Отдельные биологически значимые
свойства предметов и ситуаций вызывают эмоциональный тон ощущений. Они
сигнализируют о встрече организма с искомым или опасным свойством
предметов. Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и
явлениям, возникающее в результате отражения их непосредственной связи
с актуализированными потребностями.
Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны - они или положи-
тельные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют,
либо не удовлетворяют соответствующие потребности). Эмоции побуждают к
стереотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций
определяются общим законом психического развития человека - высшие об-
разования, высшие психические функции, формируясь на основе низших
функций, перестраивают их. Эмоционально-оценочная деятельность челове-
ка неразрывно связана с его понятийно-оценочной сферой. И эта сфера
сама влияет на эмоциональное состояние человека.
Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны,
побуждается эмоциями, но, с другой стороны, она противостоит текущим
эмоциям. Все волевые действия совершаются вопреки сильным конкурирую-
щим эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и все-
возможные влечения.
Однако чем ниже уровень сознательной регуляции, тем большую свободу
получают эмоционально-импульсивные действия. Эти действия не имеют
сознательной мотивации, цели этих действий также не формируются созна-
нием, а однозначно предопределяются характером самого воздействия
(например, импульсивное отстранение от падающего на нас предмета).
Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция по-
ведения: при дефиците информации для сознательного построения дейст-
вий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это
не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют
эмоции. Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной осно-
ве.
В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический по-
тенциал и усиливают то направление действия, результативность которого
наиболее вероятна. Допуская большую свободу сознательного выбора це-
лей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности челове-
ка.
Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потреб-
ностей, сами становятся настоятельной потребностью. Человек стремится
к положительным эмоциям. Лишение эмоциональных воздействий дезоргани-
зует психику человека, а длительное лишение положительных эмоциональ-
ных воздействий в детстве может привести к отрицательным деформациям
личности.
Замещая потребности, эмоции сами по себе являются во многих случаях
побуждением к действию, фактором мотивации.
Различаются низшие эмоции, связанные с безусловно-рефлекторной де-
ятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмо-
ции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.), и высшие, подлинно челове-
ческие эмоции - чувства.
Чувства связаны с удовлетворением социально выработанных потребнос-
тей. Чувство долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и
т.п. формируются у человека по мере его включения в социальные связи,
т.е. по мере становления индивидуума как личности. Переживая те или
иные чувства, человек оперирует исторически выработанными нравственны-
ми и эстетическими понятиями ("добро", "зло", "справедливость", "прек-
расное", "безобразное" и т.д.),
Таким образом, чувства в большей мере, чем эмоции, связаны со вто-
рой сигнальной системой. Эмоции ситуативно обусловлены, чувства могут
быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются
свойствами личности (честность, гуманность и т.п.).
0 коммент.:
Отправить комментарий