22 сент. 2012 г.

Понятие конституционного строя.

Каждое государство характеризуется определенными признаками, чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим, тоталитарным, республикой или монархий и т.д. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, т.е. определенном способе, организации государства, или государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционном строем. Значит, конституционный строй - это определенная форма, или определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Однако имеется и другое понятие конституционного строя, заложенное в частности, в Конституции РФ и относящееся не ко всякому государству, а лишь к такому, форма и способ, организации которого характеризуется строго определенными чертами, позволяющими считать его конституционным государством. Дело в том, что наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство конституционное. Конституционное государство характеризуется прежде всего тем, что в нем в полной мере обеспечено подчинение государства праву. Известно, что всякое государство включая и тоталитарное, в той или иной мере подчинено праву, являясь одновременно и субъектом права , и фактором правообразования. Поэтому для того, чтобы государство в полной мере подчинялось праву, такое подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями. Эти гарантии в своей совокупности обеспечивают такую форму, или такой способ организации государства, который и может быть назван конституционным строем. Таким образом, конституционный строй - это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное. Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства. Гражданское общество - есть система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства этих институтов и отношений и передачи их от поколения к поколению. Гражданское общество - охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений, включая собственность, труд, предпринимательство, организацию и деятельность общественных объединений, воспитание, образование, науку и культуру, семью, как первичную основу общежития, систему средств массовой информации, неписаные нормы этики поведения, многие конкретные стороны политического режима. Гражданское общество отождествляется со сферой частных интересов и потребностей, Именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод человека. Однако гражданское общество нельзя представить себе в качестве мира изолированных индивидов. Оно не арифметическая сумма составляющих его субъектов, а их совокупность, образующая его сущностное единство. Это единство состоит в одновременном существовании в рамках гражданского общества разнородных социальных сил, институтов, организаций и т.д., объединенных общими стремлениями к совместной жизни. Понятие “гражданское общество” возникло ещё в древности и вплоть до 18 века использовалось как синоним понятия “государство”. Переход от средневековья к новому времени обусловил формирование в реальности гражданского общества и осознание различий между ним и сугубо государственными институтами, порожденных идеями о свободе личности как гражданина общества, независимого от государства. Постепенно различие между гражданским обществом и государством становится важным аргументом в борьбе за социальное равенство, гражданские свободы и конституционное государство, получившее развернутое освещение в программном документе Великой французской революции Декларации прав человека и гражданина. Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит Гегелю, который пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую стадию в диалектическом движении от семьи к государству в процессе длительного и сложного процесса исторической трансформации от средневековья к новому времени. Социальная жизнь, характерная для гражданского общества, радикально отличается от этического мира семьи и от жизни государства, образуя в то же время необходимый момент рационально структурированного политического общества. Она по Гегелю, включает рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты в задачу которых входят обеспечение жизнедеятельности общества и реализации гражданского прав. Гражданское общество состоит из комплекса частных лиц, классов, групп и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которое прямо не зависит от самого государства. В годы советской власти в нашей стране понятие “Гражданское общество” не использовалось, Это было обусловлено прежде всего тем, что освобождение человечества связывалось с данной властью, уничтожением классовых различий и последующей ликвидацией различия между гражданским обществом и государством путем отмирания государства и соответственно права. Кроме того, в процессе “строительства социализма” государство, которое рассматривалось как выразитель и гарант всеобщего интереса, практически полностью подчинило и поглотило всё общество. Возрождение интереса к проблемам гражданского общества в нашей стране приходится на годы краха авторитарного режима, когда особую актуальность и значимость приобрели демократические ценности, принципы и институты. С позиций либерального конституционализма 19 века конституция должна устанавливать такие пределы государственной власти, которые вообще исключали бы возможность её вмешательства в сферу гражданского общества. Однако в наше время, по мере развития общественных отношений, процесс саморегулирования в рамках гражданского общества настолько усложнился, что вмешательство государства в эту сферу облегчает такое саморегулирование. Правда, существует опасность чрезмерного государственного вмешательства, что может свести на нет ту пользу, которое подобное вмешательство приносит. Вот почему задача конституции всякого конституционного государства сегодня состоит в установлении пределов государственного вмешательства в сферу общественного саморегулирования для того, чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегулирования, действующим в рамках гражданского общества. Это ограничение выражается в недопустимости удовлетворения социально-экономических прав граждан в ущерб политической , экономической и духовной свободе, государственного регулирования экономике в ущерб рыночному, подмены судебной процедуры арбитражной, упрощающей разбирательство и т.д. Именно в результате такого ограничения государственной власти правом современное конституционное государство функционирует следующим образом: оно постоянно стремится к усилению своего вмешательства в дела гражданского общества, особенно посредством своей социальной деятельности; однако, дойдя до определенной степени такого вмешательства, которую фиксируют механизмы саморегулирования этого общества, оно активизирует свои правовые начала, сдерживающие вмешательство тем сильнее, чем дальше заходит государственное регулирование. Значит, в демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством система, и как саморегулирующаяся система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей. Конституционное государство возникло в Англии в ходе многовекового политического развития. С конца 18 века конституционные учреждения начали распространятся в Западной Европе и Америке, а впоследствии проникли в Восточную Европу и некоторые государства Азии. В России революции 1905 и февральской 1917 годов были первыми попытками построения конституционного государства, однако после октября 1917 года страна надолго погрузилась в пучину тоталитаризма. В основу концепции конституционного строя России и её действующей Конституции положены великие гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. В ней гражданин не ставится под иго всевластного государства; государство рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые закреплены за ним в Конституции. И хотя большинство этих идей не реализовано на практике, а реальное развитие современной России подчас находится в вопиющем противоречии с ними, сам факт закрепления этих идей в действующей Конституции РФ играет важную роль, поскольку указывает тот путь, идя по которому Российская Федерация может стать подлинно конституционным государством.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.