17 сент. 2012 г.
Home »
» правовые последствия недействительного брака
правовые последствия недействительного брака
Брак, признанный недействительным, считается таковым с момента его заключения, а не с момента вынесения судом решения. Так, К. и М. вступили в брак в апреле 1985 года, а иск о признании их брака недействительным был предъявлен в августе 1987 г. После вынесения судом решения, удовлетворившего иск, этот брак будет считаться недействительным с апреля 1985 г. , то есть как бы юридически не существовавшим. Признание брака недействительным является санкцией в отношении лиц, нарушивших условия его заключения.
У граждан, состоявших в недействительном браке, не возникает ни личных, ни имущественных прав и обязанностей. С признанием брака недействительным супруг утрачивает право носить фамилию другого супруга, принятую им при регистрации брака. На имущество, приобретенное в недействительном браке, не распространяется режим общей совместной собственности. Имущество считается принадлежащим тому супругу, который его приобрел. Другой супруг может требовать признания за ним права на долю в имуществе только, если он своими средствами или трудом участвовал в его приобретении.
Факт регистрации приобретенного в недействительном браке имущества (домовладения, автомашины и др. ) на имя одного супруга не является бесспорным доказательством принадлежности его только этому лицу. Другой супруг может представить доказательство вложения средств в приобретение имущества.
Аннулирование брака как недействительного влечет за собой прекращение и алиментных обязательств между супругами. Однако суммы уже взысканных алиментов с супруга, брак с которым признан недействительным, не возвращаются.
Из правила о том, что недействительный брак не порождает никаких прав и обязанностей для супругов, предусмотрено исключение для случаев аннулирования брака вследствие нарушения требований о единобрачии. У супруга, не знавшего, что другой супруг состоит в нерасторгнутом браке (добросовестный супруг), возникает право на получение алиментов с виновного супруга, а также право на совместно нажитое имущество, то есть сохраняются последствия, которые обычно наступают при расторжении действительного брака. Объясняется это тем, что при нарушении условия о единобрачии виновным часто бывает только одно лицо, скрывшее факт состояния в нерасторгнутом браке ( ст. 46 КоБС РФ). Так, К. вступил в брак с С. , не разведясь с первой женой. Брак К. и С. был признан судом недействительным. С. предъявила иск о взыскании с К. средств на свое содержание, ссылаясь на то, что она нетрудоспособна по возрасту, пенсию не получает, средств к существованию не имеет. Суд удовлетворил иск, взыскав с ответчика в пользу истицы по 120 руб. ежемесячно. Впоследствии это и другие решения судом по данному делу были отменены судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ, поскольку суд, удовлетворивший требования истицы, не учел существенного для дела обстоятельства - знания истицей того, что К. женился на ней, не расторгнув предыдущего брака. Первая семья К. проживала в той же станице, что и С. Истица хорошо знала эту семью и сама пояснила, что из-за нахождения с ней в близких отношениях и распада семьи рассматривался вопрос об исключении ответчика из партии. По объяснениям представителя ответчика С. требовала у первой жены К. отдать ей свидетельство о браке. Эти обстоятельства имеют значение для решения вопроса о том, знала ли истица о наличии препятствий к вступлению в брак, действительно ли ответчик скрыл от нее наличие первого нерасторгнутого брака. Поскольку в сложившейся ситуации С. не могла не знать о наличии препятствий к заключению брака с К. , она не может считаться добросовестным супругом и претендовать на получение алиментов.
Право на ношение принятой при вступлении в брак фамилии принадлежит добросовестному супругу независимо от основания, по которому брак признается недействительным (ч. 5 ст. 46 КоБС РФ).
Признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся от такого брака, поскольку происхождение детей в этом случае не нуждается в каком-либо установлении. Данное правило распространяется и на детей, рожденных после признания брака недействительным, но зачатых до этого времени.
Может случиться так, что препятствия к регистрации брака устанавливаются только после его расторжения. М. , состоявший во втором браке с Ш. , расторг и его. После этого Ш. узнала, что М. до женитьбы на ней состоял в зарегистрированном браке с Ф. и не расторгал его. Ш. обратилась в юридическую консультацию и просила разъяснить ей, что может измениться в результате установления этого факта. В юридической консультации Ш. познакомили с содержанием п. 22 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 28 ноября 1980 г. , в котором сказано: "Если судом вынесено решение о расторжении брака, то иск о признании этого брака недействительным подлежит рассмотрению лишь при отмене указанного решения, поскольку, принимая его, суд исходил из факта действительности брака".
От недействительного брака следует отличать несостоявшиеся браки. К ним относятся браки, заключенные с нарушением процедуры регистрации брака. Например, когда регистрация совершена по предъявлению чужого паспорта, либо в отсутствие одного из молодых, либо оформление брака было совершено не уполномоченными на то лицами. Такие браки не нуждаются в признании их недействительными, они просто юридически ничтожны. От признания брака недействительным следует отличать расторжение брака. Недействительность брака и расторжение брака это различные случаи утраты брака. Они резко отличаются друг от друга: 1) по основания; 2) по процедуре; 3) по правовым последствиям.
0 коммент.:
Отправить комментарий