31 мар. 2012 г.

Этика бизнеса как особая сфера.

Этика бизнеса, как особая сфера, определяется взаимодействием этики и биз¬неса. Этика бизнеса является национальной, интернациональной или всемирной, как, собственно, и сам бизнес, и никакими произвольными географическими грани¬цами она не очерчена. • Четыре уровня анализа этики. 1. Если рассматривать этику бизнеса в американском контексте, она на макроуровне концентрирует свое внимание главным образом на нравственной оценке экономической системы американского свободного предпринимательства и возможных ее альтернатив и модификаций. 2. Второй уровень анализа этики - а сегодня он привлекает к себе самое пристальное внимание - это изучение бизнеса внутри американской системы свободного предпринимательства. Поскольку господствующее место в этой системе занимают корпорации, на их исследование направлены главные усилия. Однако и профсоюзы, мелкие предприятия, консьюмеризм и бесконечное множество форм ведения бизнеса и деловых отношений с пол¬ным основанием являются объектами нравственной оценки. Внутри этой системы, внутри корпораций и других предприятий действуют индивидуу¬мы, которые инвестируют в них средства, управляют ими, работают в них, покупают у них и разнообразными путями подвергаются их влиянию. 3. Нравственная оценка индивидуумов и их действий в экономических и ком¬мерческих сделках образует третий уровень исследований этики бизнеса. Этика бизнеса охватывает указанные три уровня исследований в их взаи¬мосвязи, но рассматривает их и как самостоятельные области изучения. Корпорация может быть нравственной лишь в той мере, в какой нравствен¬ны люди, которые владеют ею, управляют ею и работают на нее; но ее орга¬низация и методы практического функционирования могут оказываться бо¬лее или менее благоприятными для этической деятельности, причем такую деятельность способна поощрять или тормозить более крупная система, частью которой является корпорация. 4. Наконец, поскольку бизнес становится все более интернациональным и все¬мирным, четвертый уровень анализа его этики носит интернациональный характер и рассматривает деятельность американских и иных транснациональных корпораций, а также условия торговли; распределение товаров и рабочих мест; использование, порчу и истощение природных ресурсов; роль бизнеса в глобальном потеплении, в уничтожении тропических лесов и в других видах деятельности, оказывающих жизненно важное воздействие на все человечество. • Пять видов деятельности этики бизнеса. Этика бизнеса, как правило, охватывает пять видов деятельности. Первый пред¬ставляет собой применение принципов общей этики к конкретным ситуациям или методам хозяйствования в бизнесе. Определение того, насколько конкретные дейст¬вия безнравственны или морально оправданны, действительно весьма важно. Но на этом анализ хозяйственных ситуаций не завершается. Принятие решений по кон¬кретным примерам связано с выработкой, а также применением не столько общих. сколько особых моральных принципов, которые тем не менее могут получить при¬знание в качестве универсальных. Иногда конкретные случаи порождают нравствен¬ные проблемы, требующие особого внимания, уяснения и обсуждения. Такие ситуа¬ции вызывают необходимость глубокого анализа возможных способов исключения в будущем возникновения аналогичных ситуаций, а также способов разработки мер, которые бизнес, если он хочет быть нравственным, мог бы осуществить или которые правительство в свою очередь могло бы предпринять. Здесь возникают вопросы о том, какие требуются изменения в организации бизнеса, методах управ¬ления, в социальных структурах, программах или принципах. Возникает также во¬прос о том, способны ли нравственные представления, тщательность в оценке будущих обстоятельств или изменения в умонастроениях предотвратить появление моральных дилемм в бизнесе. Однако деловая этика отнюдь не ограничивается одним лишь применением нравственных принципов в бизнесе. Вторым видом ее занятий является метаэтика. Мы, например, будем исследовать, можно ли нравственные категории, обычно используемые для характеристики индивидуумов и предпринимаемых ими действий, применять также для харак¬теристики организаций, корпораций, предприятий и других коллективных институ¬тов. Например, подлежат ли корпоративные образования контролю, являются ли они моральными или квазиморальными институтами с определенными правами, или же они обладают каким-либо иным статусом? Имеют ли они совесть так же, как индивидуумы? Приложим ли к ним язык морали, а если да, применим ли он к ним так же, как к индивидуумам? Теория общей этики, традиционно занимающая¬ся поступками отдельных личностей, не дает ответы на эти вопросы. Понятие от¬ветственности должно претерпеть изменения, если его надлежащим образом рас¬пространить на корпорации в такой же мере, как и на отдельные личности. Анализ такого рода проблем этики бизнеса нельзя абстрактно выводить из теории общей этики. Существует взаимная связь между этикой бизнеса и общей этикой. Однако исследователи деловой этики часто занимаются метаэтическим анализом, которого их работа требует, но который общая теория не содержит. Третью сферу исследований этики бизнеса образует анализ его исходных посы¬лок — как собственно нравственных, так и посылок, базирующихся на моральных позициях. Поскольку бизнес функционирует в рамках экономической системы, одна из коренных задач деловой этики заключается в том, чтобы ставить проблемы нравственности экономических систем вообще и нравственности, например, аме¬риканской экономической системы в частности. При оценке структур бизнеса нам надлежит также подвергать исследованию значение и обоснование таких внеэтических понятий, как собственность, эксплуатация, конкуренция, основные посылки и направления использования анализа затрат и результатов, методы анализа хозяйственной деятельности и т. д. В-четвертых, вклинивающиеся внешние проблемы иногда заставляют иссле¬дователей этики бизнеса выйти за пределы этики и обратиться к другим разде¬лам философии и к другим отраслям науки, например, к таким, как «экономике» или теория организации. Однако, когда исследователи выходят за пределы соб¬ственного предмета, они обычно делают это, чтобы разрешить какую-либо про¬блему деловой этики или изучить в другой области то, что первоначально каза¬лось проблемой этики бизнеса. Такого рода исследования приобретают особенно важное значение, когда дело касается моральных проблем на макроуровне, ска¬жем, когда речь идет о том, имеют ли какие-либо обязательства богатые страны перед бедными странами или транснациональные корпорации перед принимающи¬ми странами. Здесь наша обычная нравственная интуиция не подсказывает нам такие четкие умозаключения, как в наших отношениях с отдельными лицами. Поэтому возникает особая потребность в тщательном отборе проблем, чтобы определить, какие из них являются моральными и какие нет, и уяснить себе, какой здесь уровень нравственного анализа и какими понятийными категориями при этом следует пользоваться. Иногда задача заключается в том, чтобы нравственные проблемы свести к управленческим, организационным или экономическим проблемам, а иногда наоборот. Пятый вид деятельности, с которым обычно связана этика бизнеса, заключается в характеристике морально похвальных и образцовых действий как отдельных деловых людей, так и конкретных фирм. Деловая этика как дисциплина первона¬чально возникла в качестве реакции на скандалы, когда к случаям, вызывавшим общественное возмущение, относились именно те, которые нарушали фундамен¬тальные нормы человеческого достоинства. Однако этика бизнеса занимается не только решением задачи выявления негативных действий, но также и пропагандированием нравственных идеалов, до которых могут возвыситься бизнесмены и кор¬порации. Точно так же, как общество выдвигает моральные образцы, героев, свя¬тых, по примеру которых мы можем строить нашу жизнь и наше поведение, так и одни бизнесмены предлагают свои моральные образцы, могущие служить приме¬ром для подражания и целями, к достижению которых могут стремиться другие бизнесмены.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.