30 мар. 2012 г.
Home »
» МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ
МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ
Подотчетными суммами называются денежные авансы, выданные работникам организации из кассы на мелкие административно-хозяйственные и операционные расходы, которые не могут быть произведены безналичными расчетами, а также на расходы по командировкам.
Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны. Сюда относятся:
1. приобретение запасных частей, материалов, канцелярских товаров, топлива за наличный расчет;
2. оплата мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств;
3. расходы на командировки по территории РФ и за границу;
4. представительские расходы.
Так как расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер, этот этап аудиторской проверки является достаточно трудоемким, несмотря на то, что сами операции довольно однообразны, а методы и процедуры их проверки просты.
Аудит расчетов с подотчетными лицами осуществляется сплошным методом, поэтому для его проведения целесообразно привлекать ассистентов.
Состав первичных документов по расчетам с подотчетными лицами, с одной стороны, достаточно узок – это авансовые отчеты, заявления на выдачу денег из кассы. С другой стороны, состав документов, сопутствующих расчетам с подотчетными лицами, чрезвычайно многочислен и разнообразен, так как расчеты с подотчетными лицами связаны со многими другими разделами учета, например, операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д., и, следовательно, при проверке необходимо сопоставить авансовые отчеты с документами по другим разделам учета.
Основными документами, которые применяются при оформлении расчетов с подотчетными лицами, и подлежат изучению при аудиторской проверке, являются: авансовые отчет; приказы о направлении сотрудников в командировки; командировочные удостоверения; копии загранпаспортов с отметками о пересечении границы; список лиц, которым разрешено получение наличных денег из кассы; сметы представительских расходов; приказы об утверждении смет представительских расходов; оправдательные первичные документы.
Операции по расчетам с подотчетными лицами находят свое отражение в следующих бухгалтерский регистрах: бухгалтерский баланс (ф.№1) (строка баланса 246 – прочая дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев); отчет о движении денежных средств (ф.№4); главная книга; журнал-ордер № 7, объединяющий в себе аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами (при журнально-ордерной форме учета); иные регистры аналитического и синтетического учета расчетов с подотчетными лицами, в зависимости от принятой на предприятии форме ведения бухгалтерского учета.
После принятия решения о проведение аудиторской проверки, перед началом основной проверки расчетов с подотчетными лицами аудитор должен составить примерную программу изучения документов в зависимости от состояния данного раздела учета на предприятии. Для сбора информации при составлении программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами можно использовать вопросник.
Вопросник для сбора информации при составлении программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами
№ п/п Вопрос Ва-риант
ответа Информация или документ, который следует запросить Назначаемая аудиторская процедура Но-мер вы-вода
1
Имеется ли на предприятии список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды
Нет 1
Да Список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды Проц. 1.1.1
2
Выдаются ли новые авансы лицам, не отчитавшимся по ранее полученным под отчет суммам Нет 2
Да Журнал-ордер № 7 Проц. 1.1.2
3
Оформляются ли письменные распоряжения руководителя предприятия по направлении работников в командировки Нет 3
Да Письменные распоряжения руководителя Проц. 2.1.2
4
Облагаются ли подоходным налогом суточные сверх норм, возмещаемые по решению руководителя предприятия Нет 4
Да Приказ руководителя о возмещении Проц. 2.2.1
5
Организован ли аналитический учет командировочных расходов в пределах норм и сверх норм для целей налогообложения Нет 5
Да Проц. 2.1.4
6
Имеются ли утвержденные руководителем предприятия сметы представительских расходов Нет 6
Да Письменное распоряжение руководителя Проц. 4.1.1
7
Организован ли аналитический учет представительских расходов в пределах норм и сверх норм для целей налогообложения Нет 7
Да Проц. 4.1.2
8
Производится ли расчет сумм, причитающихся работнику на командировки Нет 8
Да
По результатам опроса ответственных работников проверяемого предприятия по вышеназванному вопроснику аудитор может сделать следующие выводы:
1. Внутренний контроль за расходованием и целевым использованием денежных средств из кассы предприятия ослаблен отсутствием на предприятии установленного приказом руководителя круга лиц, которым могут быть выданы деньги на хозяйственные нужды.
2. В нарушение п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ (Утвержден Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40) лицам, не отчитавшимся за полученные ранее подотчетные суммы, выдаются новые авансы.
3. Приказы о направлении работников в командировку не оформляются — следует проверить не допускается ли под видом командировочных расходов скрытое авансирование работников предприятия.
4. В нарушение Порядка ведения кассовых операций суточные, возмещаемые сверх норм работникам предприятия, не облагаются подоходным налогом. Кроме того, со сверхнормативных суточных необходимо начислить взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.
5. В нарушение Главы 21 Налогового Кодекса РФ «О налоге на добавленную стоимость» для целей налогообложения учет командировочных сумм в пределах норм и сверх норм не ведется.
6. В нарушение Главы 25 Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» сметы представительских расходов не разрабатываются и не утверждаются руководителем предприятия.
7. В нарушение Главы 25 НК РФ «О налоге на прибыль организаций» и Главы 21 НК РФ «О налоге на добавленную стоимость» для целей налогообложения учет представительских расходов в пределах норм и сверх норм не ведется.
8. В нарушение Порядка ведения кассовых операций выдача денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в суммах, превышающих необходимые.
По результатам проведенного опроса у аудитора должно сложиться определенное мнение о состоянии расчетов с подотчетными лицами на предприятии. Представленный вопросник позволяет сделать аудитору целый ряд промежуточных выводов, на основании которых он в последствии определит достоверность отчетных данных.
Для выявления каждого из возможных нарушений или злоупотреблений разработан определенный набор контрольных процедур. Основными контрольными процедурами являются:
Процедура 1.1.1 — проверка соответствия подотчетных лиц, получающих наличные деньги из кассы на хозяйственные расходы, списку лиц, имеющих на это право, утвержденному руководителем предприятия.
Процедура 1.1.2 — проверка получения подотчетных сумм денежных средств лицам, не отчитавшимся по ранее полученным авансам.
Процедура 1.1.3. — проверка соответствия фактического расходования подотчетных сумм целям, на которые они выданы.
Процедура 1.1.4. — наличие подотчетных лиц в штате предприятия.
Процедура 1.1.5. — проверка правильности списания подотчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия. В случаях, когда решением руководителя предприятия сумма, выданная под отчет, не возвращена и списывается за счет чистой прибыли, аудитору необходимо удостовериться в том, что, во-первых, решение о списании действительно существует, во-вторых, что с подотчетных сумм удержан подоходный налог, а также начислены все соц. фонды.
Процедура 2.1.1 — проверка полноты оправдательных документов по командировкам, приложенных к авансовым отчетам.
Процедура 2.1.2. — проверка наличия приказов о направлении работников в командировку.
Процедура 2.1.3 — проверка правильности возмещения командировочных расходов. Нормы возмещения командировочных расходов определяются в соответствие с нормативными документами, действующими на период действия командировки.
Процедура 2.1.4. — проверка правильности ведения учета командировочных расходов в пределах норм и сверх норм.
Процедура 2.2.1 — проверка удержания подоходного налога с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм.
Процедура 3.1.1 — проверка правильности отражения в учете НДС по приобретенным подотчетными лицами материальным ценностям. НДС выделяется и относится на счет 19 лишь при покупке ТМЦ у организаций оптовой торговли при наличии приходного кассового ордера, накладной и счета-фактуры с выделенной отдельной строкой НДС. При покупке ТМЦ в розничной торговой сети суммы НДС не выделяются и относятся на себестоимость вместе с их стоимостью.
Процедура 4.1.1 — проверка соответствия фактических размеров представительских расходов сметам.
Представительские расходы - это затраты предприятия по приему и обслуживанию представителей других предприятий, организаций и учреждений (включая иностранных), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии.
К представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.
Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) производится в пределах смет, утвержденных руководителем предприятия, которые не должны превышать нормативно-утвержденных норм, и только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата, место, программа проведения деловой встречи (приема), список приглашенных с обеих сторон.
Процедура 4.1.2 — проверка правильности ведения аналитического учета представительских расходов в пределах и сверх норм.
Процедура 5.1.1 — проверка правильности выведения остатков на конец отчетного периода по расчетам с подотчетными лицами. Задолженность подотчетных лиц предприятию и предприятия подотчетным лицам должна быть показана в регистрах учета развернуто.
Процедура 6.1.1 — проверка соответствия записей в авансовых отчетах и журнале-ордере № 7.
Основные нарушения (злоупотребления, хищения, ошибки, несоответствия установленному порядку) в области расчетов с подотчетными лицами могут быть классифицированы следующим образом:
1. Нарушение порядка выдачи подотчетных сумм:
• отсутствует приказ руководителя, устанавливающий порядок выдачи работникам подотчетных средств;
• выдача денежных средств лицам, не указанным в списке лиц, которым в соответствии с приказом руководителя предприятия могут быть выданы деньги и хозяйственно-операционные расходы;
• выдача денежных сумм из кассы под отчет лицам, не являющимся работниками предприятия;
• выдача денег под отчет лицам, не рассчитавшимся по ранее выданным авансам;
• списание подотчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия;
• несоответствие фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы;
• допускается передача полученных под отчет наличных денег одним работником другому;
2. Нарушения при оформлении командировочных расходов:
• отсутствие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку;
• отсутствие командировочных удостоверений с отметкой в месте пребывания в командировке;
• несоблюдение установленных норм командировочных расходов;
• отсутствие приказов (распоряжений) об оплате суточных сверх установленных норм;
• отсутствие аналитического учета командировочных расходов в пределах норм и сверх норм.
3. Нарушение порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов:
• нарушение порядка удержания подоходного налога и начисления фондов социального страхования и обеспечения с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм;
• некорректное выделение налога на добавочную стоимость в суммах командировочных расходов.
4. Нарушения при приобретении материальных ценностей, оплате работ, услуг подотчетными лицами:
• выделение сумм налога на добавленную стоимость расчетным путем от стоимости материальных ценностей, приобретенных за наличный расчет в розничной торговой сети;
• списание на затраты сумм налога на добавленную стоимость от стоимости материальных ценностей, приобретенных через подотчетных лиц у изготовителей, в оптовой торговле;
5. Нарушения порядка учета представительских расходов:
• несоответствие фактического размера представительских расходов утвержденной смете (или ее отсутствие);
• отсутствие учета представительских расходов в пределах норм и сверх норм;
6. Нарушения порядка ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами:
• некорректное составление бухгалтерских проводок по операциям расчетов с подотчетными лицами;
• неправильное выведение остатков на конец отчетного периода;
• журнал-ордер № 7 ведется не по каждому подотчетному лицу и выданной сумме одновременно;
• несоответствие записей в авансовых отчетах и журнале-ордере № 7 или других регистрах.
7. Нарушения в форме и реквизитах первичных документов.
8. Нарушения, связанные с несоблюдением порядка выдачи денег под отчет. Возникают вследствие несоблюдения основных принципов, установленных пунктом 11 Порядка ведения кассовых операций. В соответствие с которым, выдача наличных денег под отчет должна осуществляться на основании приказа руководителя организации, в котором должен быть зафиксирован круг лиц, имеющих право на получение подотчетных сумм, указаны размеры подотчетных сумм и сроки, на которые они выданы. Запрещается выдача наличных денег под отчет работнику, не отчитавшемуся по ранее полученным подотчетным средствам, а также не допускается передача выданных под отчет денег одним работником другому.
9. Нарушения, связанные с неправильным оформлением авансовых отчетов, которые выражаются в том, что к авансовым отчетам не прилагаются либо прилагаются не имеющие всех обязательных реквизитов первичные оправдательные документы, подтверждающие произведенные за счет подотчетных сумм расходы.
0 коммент.:
Отправить комментарий