20 мар. 2012 г.
Home »
» История формирования внебюджетных фондов.
История формирования внебюджетных фондов.
История возникновения внебюджетных государственных фондов связа-
на с развитием специальных видов правительственной деятельности, для кото-
рой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного
характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами.
При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникно-
вения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных
фондов и счетов не были постоянными, тогда одни счета открывались, а другие
закрывались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объ-
ема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед
государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его
предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала опре-
деленные финансовые неудобства – в одних фондах нехватка средств, в других
избыток, и требовала дополнительных расходов на управление ими. Посколь-
ку такие счета и фонды не должны были утверждаться парламентом, то прави-
тельство могло использовать проходившие через них средства совершенно бес-
контрольно.
Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные
средства для расширения сферы деятельности правительства в области всегда
актуальных военных расходов, научных исследований, регулирования эконо-
мического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных
выплат населению. Правительство имело возможность за счет временно сво-
бодных средств, аккумулированных в специальных фондах, покрывать кассо-
вые разрывы и дефицит бюджета, а также покрывать непредвиденные расходы.
Расширение деятельности государства привело к созданию значительно-
го количества специальных фондов, названия которых, как правило, объясняли
и цель расходования средств. Такая множественность фондов усложняла дея-
тельность государства, поэтому с укреплением централизованного государства
начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения
различных фондов был создан государственный бюджет, который после рас-
смотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный
к исполнению. Однако многие внебюджетные фонды сохранили своё значение
и самостоятельность и существовали наряду с государственным бюджетом.
Специальные счета создавались для строительства, правительственной пред-
принимательской деятельности, управления денежной системой и государст-
венным долгом, системой национального страхования.
В России в отличие от зарубежных государств, исторически сложилась
совершенно иная система осуществления государственных расходов. Составля-
лось только два бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный
бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и
направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основ-
ных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функ-
ции специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в
тайне. За счет его средств погашался государственный долг, покрывались
убытки вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д.. Кроме того за счет
средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного, так как
бюджетная система СССР предусматривала существование одного государст-
венного бюджета.
Впервые целевые бюджетные фонды стали создаваться в Российской
Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения на
основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного про-
цесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания – необ-
ходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспече-
ние их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль за-
няли социальные внебюджетные фонды1.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответст-
вующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их дея-
тельность, указываются источники формирования, определяются порядок и на-
правленность использования денежных фондов.
При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «раз-
грузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рам-
ках бюджета финансировались с большими трудностями. Одновременно с со-
циальными были созданы и другие внебюджетные фонды. Впоследствии, ис-
черпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджет-
ных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет,
при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включают-
ся в бюджет отдельными статьями, то есть трансформировались в целевые
бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных и бы-
ли официально утверждены законодательными актами правительства и прези-
дента РФ.
ПФР был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22
декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верхов-
ного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.
ПФР был создан в целях государственного управления финансами пен-
сионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-
кредитными учреждением.
ФСС был создан в целях обеспечения государственных гарантий в сис-
теме социального страхования и повышения контроля за правильным и эффек-
тивным расходованием средств социального страхования Указом Президента
РФ от 26 июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным финансово-
кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ
осуществляется Правительством РФ.
Положение о ФСС утверждено Указом Президента РФ от 26 июля 1992
г. №822. Этот документ регламентирует организацию и функционирование
фонда.
ГФЗ был образован в соответствии с Законом РСФСР «О занятости на-
селения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. для финансирования мероприятий, свя-
занных с реализацией государственной политики занятости населения.
Порядок образования ГФЗ и расходования его средств определяется По-
ложением о государственном фонде занятости населения РФ, утвержденным
постановление Верховного Совета РФ от 8 июля 1993 г. № 5132-1.
Средства фонда являются федеральной государственной собственно-
стью страны и находятся в оперативном управлении и распоряжении Государ-
ственного комитета РФ по занятости населения и подведомственных ему тер-
риториальных органов федеральной службы занятости населения (кроме рай-
онных в городах).
ГФЗ представляет собой совокупность федеральной части Фонда и фон-
дов занятости, формируемых у субъектов Федерации и местных органов само-
управления. В связи с этим вначале обязательные страховые взносы поступают
в фонды занятости городов и районов. Часть этих взносов перечисляется в фон-
ды занятости субъектов Федерации. Размер таких отчислений в городах и рай-
онах устанавливается соответствующими вышестоящими представительными
органами власти. Федеральная часть фонда образуется за счет отчислений из
фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации.
ФОМС был создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. №
1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспече-
ния стабильности государственной системы обязательного медицинского стра-
хования.
Для реализации государственной политики в области обязательного ме-
дицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обя-
зательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие
финансово-кредитные учреждения в соответствии с постановление Верховного
Совета РФ «О порядке обязательного медицинского страхования граждан на
1993 г.» (от 24.02.93г. № 4543-1).
0 коммент.:
Отправить комментарий