20 мар. 2012 г.

История формирования внебюджетных фондов.

История возникновения внебюджетных государственных фондов связа- на с развитием специальных видов правительственной деятельности, для кото- рой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникно- вения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными, тогда одни счета открывались, а другие закрывались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объ- ема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала опре- деленные финансовые неудобства – в одних фондах нехватка средств, в других избыток, и требовала дополнительных расходов на управление ими. Посколь- ку такие счета и фонды не должны были утверждаться парламентом, то прави- тельство могло использовать проходившие через них средства совершенно бес- контрольно. Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области всегда актуальных военных расходов, научных исследований, регулирования эконо- мического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению. Правительство имело возможность за счет временно сво- бодных средств, аккумулированных в специальных фондах, покрывать кассо- вые разрывы и дефицит бюджета, а также покрывать непредвиденные расходы. Расширение деятельности государства привело к созданию значительно- го количества специальных фондов, названия которых, как правило, объясняли и цель расходования средств. Такая множественность фондов усложняла дея- тельность государства, поэтому с укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рас- смотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению. Однако многие внебюджетные фонды сохранили своё значение и самостоятельность и существовали наряду с государственным бюджетом. Специальные счета создавались для строительства, правительственной пред- принимательской деятельности, управления денежной системой и государст- венным долгом, системой национального страхования. В России в отличие от зарубежных государств, исторически сложилась совершенно иная система осуществления государственных расходов. Составля- лось только два бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основ- ных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функ- ции специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался государственный долг, покрывались убытки вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д.. Кроме того за счет средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного, так как бюджетная система СССР предусматривала существование одного государст- венного бюджета. Впервые целевые бюджетные фонды стали создаваться в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного про- цесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания – необ- ходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспече- ние их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль за- няли социальные внебюджетные фонды1. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответст- вующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их дея- тельность, указываются источники формирования, определяются порядок и на- правленность использования денежных фондов. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «раз- грузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рам- ках бюджета финансировались с большими трудностями. Одновременно с со- циальными были созданы и другие внебюджетные фонды. Впоследствии, ис- черпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджет- ных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включают- ся в бюджет отдельными статьями, то есть трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных и бы- ли официально утверждены законодательными актами правительства и прези- дента РФ. ПФР был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верхов- ного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. ПФР был создан в целях государственного управления финансами пен- сионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово- кредитными учреждением. ФСС был создан в целях обеспечения государственных гарантий в сис- теме социального страхования и повышения контроля за правильным и эффек- тивным расходованием средств социального страхования Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным финансово- кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ. Положение о ФСС утверждено Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. №822. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда. ГФЗ был образован в соответствии с Законом РСФСР «О занятости на- селения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г. для финансирования мероприятий, свя- занных с реализацией государственной политики занятости населения. Порядок образования ГФЗ и расходования его средств определяется По- ложением о государственном фонде занятости населения РФ, утвержденным постановление Верховного Совета РФ от 8 июля 1993 г. № 5132-1. Средства фонда являются федеральной государственной собственно- стью страны и находятся в оперативном управлении и распоряжении Государ- ственного комитета РФ по занятости населения и подведомственных ему тер- риториальных органов федеральной службы занятости населения (кроме рай- онных в городах). ГФЗ представляет собой совокупность федеральной части Фонда и фон- дов занятости, формируемых у субъектов Федерации и местных органов само- управления. В связи с этим вначале обязательные страховые взносы поступают в фонды занятости городов и районов. Часть этих взносов перечисляется в фон- ды занятости субъектов Федерации. Размер таких отчислений в городах и рай- онах устанавливается соответствующими вышестоящими представительными органами власти. Федеральная часть фонда образуется за счет отчислений из фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации. ФОМС был создан в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспече- ния стабильности государственной системы обязательного медицинского стра- хования. Для реализации государственной политики в области обязательного ме- дицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обя- зательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения в соответствии с постановление Верховного Совета РФ «О порядке обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г.» (от 24.02.93г. № 4543-1).
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.