21 мар. 2012 г.

МЕНЕДЖМЕНТ: ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Менеджмент является наиболее древним видом человеческой деятельности. С того времени, как человек стал осуществлять кол¬лективную хозяйственную деятельность, появилась объективная не¬обходимость в управлении. Началом отсчета времени возникновения менеджмента считают появление письменности в Древнем Шумере (5 тыс. лет до н.э.). В этот период образовался слой «жрецов-бизнесменов», связанных с торговлей. Следовательно, история менеджмента насчитывает по¬рядка 7 тыс. лет. За эти годы в мировой цивилизации произошли пять управленческих революций. Первая управленческая революция, названная выше, характери¬зуется как «религиозно-коммерческая». Вторая управленческая революция произошла в Вавилоне (вто¬рое тысячелетие до н.э.) и получила название «светско-администра-тивной», в ходе которой царем Хаммурапи был издан свод законов по управлению государством. Третья управленческая революция («производственно-строитель¬ная») связана с применением государственных методов управления в сфере производства и строительства и произошла в период царство¬вания Навуходоносора II (605—562 гг. до н.э.) также в Вавилоне. Четвертая управленческая революция («капиталистическая») произошла в XVII—XVIII вв. — в начале индустриального прогресса европейской цивилизации. В ее недрах зародилось профессиональ¬ное управление. Пятая управленческая революция («бюрократическая») про¬изошла в конце XIX — начале XX в. В ходе ее родилась концепция «рациональной бюрократии». Конечно, термин «революция» принят совершенно условно, поскольку развитие менеджмента происходило и происходит эво¬люционным путем, обогащая его в соответствии с изменениями, происходящими в экономике, в производственных отношениях. Таким образом, менеджмент — самостоятельный вид профессио¬нальной деятельности, а менеджер выступает в качестве субъекта этой деятельности, являясь специалистом (профессионалом)- управленцем. В качестве объекта его деятельности выступает хозяйственная деятельность организации в целом или конкретная ее сфера. Термином «менеджер» выражают принадлежность лица к профес¬сии управляющего. Независимо от степени профессионализма и практических навыков менеджер должен владеть следующим философско-этическим инструментарием. 1. Уважать личное достоинство каждого и считать его неприкос¬новенным. 2. Постоянно изучать людей, знать их нужды и интересы. 3. Считать, что главное в общении — это завоевывание доверия людей. 4. Гарантией человеческой и деловой порядочности являются справедливость и совесть. 5. Уметь раскрывать интеллектуальный потенциал людей, что считается высшим показателем управленческого мастерства. 6. Показывать пример в непрерывности духовного и професси¬онального совершенствования. 7. Вести разумный образ жизни. В современной России формируется новый элитарный слой об¬щества, постоянно увеличивающаяся социальная группа людей. Эту группу продуктивно деятельных людей представляют собой предпри¬ниматели и менеджеры. Различия между ними заключаются в сле¬дующем. Предприниматель — это человек, который обладает финансо¬выми и другими ресурсами, предпринимательским талантом, идеями для организации бизнеса и способен взять на себя ответственность за риск, связанный с организацией нового предприятия, разработкой новой идеи, продукции или вида услуги. И "Менеджер — управляющий, прошедший специальную подго¬товку и получивший профессию управленца, основными функциями которого являются координация деятельности организации на всех уровнях ее управления и работа с персоналом в организации. Менеджер является наемным работником. Зарубежные предприниматели высказывают следующие пожела¬ния своим российским коллегам, которые способствуют, безусловно, формированию портрета российского менеджера. 1. Бизнес должен делаться на экономико-этической основе. Не¬допустимо нарушать общепринятые правила предпринимательства и коммерции. Деловой риск не имеет ничего общего с риском преступать закон. В связи с этим порядочность яв¬ляется визитной карточкой предпринимателя. 2. Необходимо знать и соблюдать три «золотых правила» пред¬принимательства: первое, рекламируя себя, не порочь своих соперников; второе — потребитель — это король; третье — умей выбирать партнера, не жги мостов общения с ним. 3. Главным показателем эффективного предпринимательства яв¬ляется практический результат: получение прибыли, утверж¬дение положительной репутации в обществе, среди партнеров, создание денежного фонда, прочности фирмы, 4. Морально-психологическая подготовленность предпринима¬телей должна проявляться не в их стремлении к сиюминутным успехам, в патологическом отношении к деньгам, а в понима¬нии важности использования дохода на укрепление фирмы, для повышения ее конкурентоспособности. 5. Следует расширять объем маркетинговой информации. В Рос¬сии все еще нет справочников о фирмах, отсутствуют инфор¬мационные механизмы нахождения партнеров, неэффектив¬ная реклама. Предприниматели и менеджеры должны владеть методами сбора информации о потребительском и покупатель¬ском спросе. 6. Следует развивать технологию деловых отношений, посколь¬ку незнание техники переговорных отношений, несоблюдение делового протокола, этики коммерческого общения, слабая ориентация в особенностях национальной и региональной по¬литики партнеров наносят ущерб российскому предпринима¬тельству и менеджменту. 7. Должны быть преодолены языковые и терминологические трудности. Незнание иностранных языков, отсутствие ясного понимания базовых понятий в области бизнеса, менеджмен¬та, маркетинга, коммерции, банковского дела, трудности в оформлении документации, устарелость научно-технических и экономических терминов, которыми пользуются предприни¬матели и специалисты, — все эти трудности должны быть пре¬одолены менеджерами. 8. Самое трудное в общении с российскими предпринимателя¬ми — не всегда современное мировоззрение, закомплексован¬ность их мышления, упрощенная деловая мотивация, недоста¬ток нестандартных подходов при решении хозяйственных, коммерческих и управленческих задач. Последовательное преодоление перечисленных недостатков, особенно через систему профессионального образования путем подготовки молодого поколения менеджеров, будет способствовать формированию нового элитарного слоя российского общества — специалистов в области управления. Организация представляет собой сложную организационно-про¬изводственную систему управления. Одно из первых определений понятия «система» мы встречаем в работе К. Болдуинга : «система — это совокупность из двух или более элементов, удовлетворяющих следующим условиям: • поведение каждого элемента влияет на поведение целого; • поведение элементов и их взаимодействие на целое взаимоза¬висимы; • если существуют подгруппы элементов, то каждая из них вли¬яет на поведение целого и ни одна из них не оказывает такого влияния независимо». Из этого следует, что «система» представляет собой некое един¬ство, а не простую совокупность составляющих ее частей. По этому поводу Р. Акофф отмечает, что «когда система расчленена, она теряет свои сущностные свойства» . Основными системными принципами являются : 1. Целостность — несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из пос¬ледних свойств целого. 2. Структурность — возможность описания системы через уста¬новление ее структуры, т.е. обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры. 3. Взаимозависимость структуры и среды — система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом активным элементом взаимодействия. 4. Иерархичность — каждый элемент системы в свою очередь мо¬жет рассматриваться как система, а исследуемая система пред¬ставляет собой один из элементов более широкой, глобальной системы. 5. Множественность описания каждой системы, дающее макро¬скопическое, микроскопическое, иерархическое, функцио¬нальное и процессуальное представление о системе. В связи с этим, задачей системного подхода является идентифицировать целое, объяснить поведение и свойства целого с точки зрения его роли и функции. Система управления организацией с позиции системного подхода может быть определена как: 1. Концептуальная, если она рассматривается как модель систе¬мы управления. 2. Эмпирическая, если рассматривается конкретная организация. 3. Искусственная, поскольку она создана и используется людьми. 4. «Человеко-машинная» («человеко-компьютерная»), поскольку в контур управления включена автоматизированная информа¬ционная система. 5. Замкнутая или открытая в зависимости от решаемых задач и используемой для этого информации — только внутренней или связанной с окружающей средой. 6. Временная, поскольку она периодически подвергается фор¬мальным или неформальным изменениям. Термин «система» наиболее часто употребляется в значении ин¬тегральной системы. Меньшие системы в рамках такой организа¬ции называются подсистемами, а их составляющие — элементами или компонентами. Система управления организацией состоит из отдельных подсис¬тем, каждая из которых может быть описана как некоторая система, однако в ней возможно выделить компоненты, которые существуют на самом нижнем уровне иерархии организации. Компоненты сис¬темы обладают определенными свойствами или характеристиками. Эти характеристики воздействуют на функционирование организации, ее динамичность, точность, надежность, гибкость и другие парамет¬ры, что предопределяет многовариантность построения организации. Организация представляет собой систему, предназначенную для достижения поставленных целей, которые реализуются с помощью решения проблем и осуществления операций. Лица, ответственные за принятие решений, — менеджеры и исполнители решений — специалисты-управленцы объединены между собой системами вза¬имодействия. Существуют два типа взаимосвязей: формальные (вертикальные и горизонтальные), отражающие организационную структуру организации, и неформальные (в основном горизонталь¬ные), возникающие на основе реализации интересов между отдель¬ными менеджерами и специалистами. Менеджмент как управляющая подсистема системы управления является многогранным, поэтому его следует рассматривать в различ¬ных аспектах и получать соответственно разные представления. Объединить все многообразие представлений в единое целое возмож¬но с помощью классификатора, имеющего следующие основания классификации: • взаимосвязь между системой управления (организацией) и внешней средой; • взаимосвязь между объектом управления (управляемой подси¬стемой) и субъектом управления (управляющей подсистемой); • компоненты процессов менеджмента; • этапы принятия решений в менеджменте. Рассмотрим менеджмент как систему управления в принятых ас¬пектах. Внешняя среда является определяющей, поскольку она включа¬ет потребителей, конкурентов, партнеров, поставщиков, финансовые организации, источники рабочей силы и, конечно, различного рода государственные учреждения. Внешняя среда организации характе¬ризуется сложностью, подвижностью, неопределенностью. Сложность внешней среды — это многочисленность условий и факторов, без которых организация не может функционировать и обязана на них реагировать. К числу таких внешних факторов отно¬сятся: воздействие государственных актов, заинтересованные группы влияния, конкуренты и существенные технологические изменения. Организация, использующая большое количество видов исходных ма¬териалов, различных специалистов и контактирующая с многими дру¬гими организациями, а также домохозяйствами, действует в более сложной среде, чем организация, у которой эти параметры проще. В более сложных условиях действуют быстро развивающиеся органи¬зации, использующие разнообразные технологии. Подвижность внешней среды — это скорость, с которой про¬исходят изменения среды вокруг организации. Практика показывает, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Кроме того, подвижность внешнего окружения может проявляться неодинаково: быть выше для одних подразделений орга¬низации и ниже для других. Подвижность среды определяет необхо¬димость опираться на разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения. Подвижность среды также оценивается сте¬пенью изменчивости факторов внешней среды. Неопределенность внешней среды является функцией коли¬чества информации, которой располагает управляющая подсистема о конкретном факторе, и функцией достоверности информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда ста¬новится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адек¬ватная, точная и надежная информация. Чем неопределеннее внеш¬нее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. По степени неопределенности хозяйственные ситуации, в кото¬рых принимают решения, могут быть трех видов: определенности, риска и неопределенности. Внешняя среда по своей структуре неоднородна и представлена средой прямого и средой косвенного воздействия.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.