24 окт. 2012 г.
Home »
» Педагогические следствия результатов исследования.
Педагогические следствия результатов исследования.
Полученные в работе данные о взаимосвязи семейных отношений с интеллектуальными способностями детей позволяют подойти к составлению коррекционных и пропедевтических программ развития интеллекта детей через родительские тренинга.
При формировании родительских групп необходимо принимать во внимание пол ребенка, количество детей в семье, характерологические особенности родителей и тип воспитания, практикуемые в семье каждым из родителей. Занятия целесообразно организовывать с обязательным участием супружеской пары, либо для матерей или отцов отдельно, если тип их отношения к ребенку или характерологические особенности существенно различаются. Организация родительских семинаров только для одних матерей (при наличии у ребенка обоих родителей) представляется непродуктивной, так как не позволяет изменить семейную ситуацию, складывающуюся для ребенка в семье, в целом. Количество участников группы не должно превышать 12 человек для супружеских пар, 8 человек для отцов или матерей. Большее число родителей в группе нежелательно, так как будет сказываться на эффективности внутри-группового взаимодействия.
Задачей психокоррекции в родительских тренингах должно стать изменение родительских отношений, негативно сказывающихся на становлении структурных компонентов интеллекта детей, нейтрализация отрицательных черт характера родителей, проявляющихся в межличностных отношениях, оптимизация форм родительского воздействия в воспитании детей.
В процессе коррекционной работы необходимо научить родителей эффективным способам общения с ребенком, дидактическим играм и занятиям, способствующим формированию положительного отношения детей к родителям, развитию интеллектуальных способностей детей; техникам и приемам самоконтроля своего эмоционального состояния; развить контроль родителей за своим общением с детьми, за внешним проявлением особенностей характера. Главным предметом коррекции должны стать сфера сознания и самосознания родителей, система воспитания детей и отношение к ним, реальные формы взаимодействия в семье.
Занятия должны организовываться таким образом, чтобы в них сочетались учебная информация о психологии семейных отношений, психологии воспитания и психологии интеллекта с проблемами, волнующими родителей. При этом родителям в группе отводится не пассивная, а активная роль в обсуждении и обдумывании семейных проблем, поисках новых, более эффективных способов, подходящих конкретному родителю, взаимодействия с детьми. В работе родительских семинаров-тренингов могут быть применены следующие методы и приемы работы:
1. Беседы для родителей на различные темы:
"Знаем ли мы своего ребенка?" (об особенностях психического развития младшего школьника). "Типы семейного воспитания". "Умеем ли мы любить своих детей?" "Как критиковать конструктивно". "Особенности отцовской и материнской любви". "Аффективность в обращении с детьми и ее последствия". "Структура семьи" (с использованием теста "Семейная социограмма"). "Семья и интеллект ребенка". [Лаврик О. В. Сравнительные исследования развития познавательной способности детей и родителей: Дисс.... канд. психол. наук. – М., 1997., стр. 73.]
"Как развивать интеллектуальные способности детей". "В чем опасность противоречивого типа воспитания". "Роль отца в семейном воспитании". "Проявления дефицита мужского влияния в семье". "Как сказывается наше отношение к себе на воспитании детей". "Размер семьи и интеллектуальные особенности детей". "Детские позиции в семье".
"Проблемы отношений детей друг к другу в семье".
"Роль бабушек и дедушек в воспитании внуков".
"Личностные особенности родителей и психическое развитие ребенка".
Беседы с родителями не должны носить менторского характера, содержать излишнее количество научных терминов, превращаться в проповедь или лекцию. Задача психолога при проведении беседы заключается в убедительном и аргументированном изложении материала с использованием там, где это возможно, данных психологического тестирования родителей или детей. Выбор тематики бесед должен соответствовать специфике проблем родителей группы. [Карацуба Т. К. Особенности жизненного и профессионального становления единственных детей в семье: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. – М., 1998., стр. 82.]
2. Групповые дискуссии.
Если при проведении беседы родители являются пассивными участниками внутригруппового процесса, то дискуссии помогают не только лучше усвоить новую информацию, так как каждый член группы как бы "пропускает ее через себя", но и повышает мотивацию и вовлеченность участников группы в решение обсуждаемых проблем. Кроме того, групповые дискуссии способствуют формированию умения слушать, аргументировать свою точку зрения, контролировать свое эмоциональное состояние и учитывать "картину мира" другого.
Вместе с тем, организация групповой дискуссии требует от психолога тщательной подготовки и хорошего знания предмета обсуждения. Как показывает наш опыт проведения дискуссий по семейной проблематике, необходимо заранее продумывать вопросы, не имеющие однозначного ответа; ситуации, в которых данная проблема решалась бы по-иному, провокационные высказывания – реплики для того, чтобы завязать дискуссию. Нужно следить за ходом протекания спора, иногда, особенно в женских группах, участники могут попытаться заменить предмет обсуждения другим или далеко отойти в сторону от проблемы. Необходимо поощрять к высказываниям тех членов группы, которые не отличаются словоохотливостью и корректно воздействовать на тех участников группы, кто стремится монополизировать разговор. В заключение дискуссии обязательно нужно обобщить высказанные точки зрения, прийти к какому-то групповому решению (даже если оно носит формальный характер из-за того, что участники диспута не изменили своих точек зрения по данному вопросу). Ведущему дискуссию требуется тщательно следить за эмоциональным климатом ее протекания, вовремя снимая неблагоприятные эмоции: агрессивность, раздражительность, обидчивость, неконструктивную критичность участников группы, уметь восстанавливать рабочее состояние и обязательно проводить рефлексивный анализ.
В зависимости от состава участников группы и ее задач можно предложить следующие темы для обсуждения: "Отец в семье – помощник жены по хозяйству или глава?" "Зрелая и проблемная семья. Какие они?" "Должен ли быть идеальный родитель?"
"Проблемы ребенка – проблемы родителя?"
"Сказываются ли наши отношения с супругом(-ой) на психическом развитии ребенка?"
"За что ребенка наказывать, а за что поощрять?"
"Мужчина в семье – это три Т: тахта, тапочки, телевизор?"
"Раннее обучение детей – за и против".
"Родительское потакание – проявление безумной любви или нежелание брать на себя ответственность?"
"Минусы и плюсы конформизма".
"Любите ли вы своего ребенка или идеальную модель?"
"Можно ли доверять отцу воспитание ребенка?"
"Умеют ли воспитывать мужчины?"
"Как часто нужно воспитывать?" (о психологическом прессинге детей).
"Критикую, значит люблю?"
"Драмкружок, кружок по фото... " (о гиперсоциализации ребенка).
"Почему ребенок – "маменькин сынок?""
"Как надо относится к себе".
"Ограждать ли ребенка от трудностей жизни?"
"Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство?"
"Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка?"
"Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер?"
"Ребенок не должен иметь секретов от родителей?"
"Ведет ли себя плохо ребенок специально, чтобы досадить родителям?"
3. Групповой анализ реальных семейных ситуаций.
Ситуации могут предлагаться самими родителями или моделироваться психологом, браться из соответствующей психологической литературы или из опыта работы с подобными проблемами родителей. Цель группового анализа реальных взаимодействий заключается в формировании навыков осознанного отношения к воспитанию детей, умения собирать дополнительную информацию по проблеме, ориентироваться на здравый смысл и конкретные индивидуальные особенности ребенка, а также последствия того или иного воспитательного воздействия. [Лаврик О. В. Сравнительные исследования развития познавательной способности детей и родителей: Дисс.... канд. психол. наук. – М., 1997., стр. 61.]
В процессе рассмотрения проблемных ситуаций происходит обучение родителей более эффективным способам взаимодействия с ребенком, развивается творческий подход к воспитанию детей, снимается тревожность родителей, озабоченных своей "педагогической некомпетентностью" в отношениях с детьми.
При проведении данного приема необходимо научить родителей основным моментам анализа: вычленение проблемы, возможная мотивация сторон, способы выхода без эскалации конфликта, прогнозирование последствий того или иного решения. Ведущий не должен играть роль судьи и "истины в последней инстанции" при групповых анализах, его задача направлять обсуждение в нужное русло, тактично настаивать на том, чтобы участники аргументировали свою точку зрения, с учетом вышеперечисленных моментов, побуждать родителей к обмену опытом решения подобных задач из их практики воспитания детей.
4. Игровые приемы.
В эту группу приемов входят различные упражнения, ритуалы групповой деятельности, игры психотерапевтического характера, инсценирование, проигрывание ситуаций, отработка новых "техник" взаимодействия с детьми и т. д. В зависимости от особенностей группы и задач психолога из разнообразного арсенала игровых приемов отбираются те варианты, которые хорошо зарекомендовали себя в опыте работы и имеют психотерапевтический эффект.
Игровые приемы способствуют включению участников в групповую жизнь, развитию творческого подхода, снимают напряжение и излишнюю серьезность родителей, некоторые из игр могут перениматься участниками для проведения досуга с собственными детьми и знакомыми ("Ассоциации", "Немой телефон", "Что, где, как?", "Таможня", "Изобрази пословицу" и т. д.).
Опыт проведения семейных тренингов показывает, что игровые упражнения обязательны в начале занятия для психологического "разогрева" участников, при утомлении, ослаблении включенности членов группы в групповую деятельность, для переключения с нежелательных эмоциональных состояний в соответствие с задачами ведущего. Каждое из упражнений обязательно должно завершаться рефлективным обсуждением ощущений во время проведения игры, при этом нежелательно директивно диктовать участникам кто и в какой последовательности должен высказываться.
5. Прием "Герменевтика".
Данный прием разработан автором, для развития способности выходить за рамки привычной "картины мира", умения вычитывать смыслы сообщения из образной метафорической формы. Прием способствует изменению определенной точки зрения участников группы, так как является вариантом внушения, не вызывая ответной защитной реакции. Использование историй, метафор, поговорок характерно для позитивной семейной терапии (Н. Пезешкиан), для психотерапии М. Эриксона и др. Данный вариант приема назван по методу гуманитарной парадигмы "герменевтика", так как представляет собой толкование неоднозначно понимаемых коротких текстов (афоризмов, пословиц). [Сермягина О. С. Эмоциональные отношения в семье: социально-психологическое исследование. – Кишинев, 1999., стр. 164.]
Участникам тренинга предоставляются письменные сообщения на отдельных карточках, и дается задание объяснить, как это суждение следует понимать, передать другими словами текст, разъяснить, что это значит, каков смысл высказывания. Обсуждение носит групповой характер, при этом участники группы наглядно видят, как изменяется смысл, в зависимости от представлений человека о мире и о себе, что позволяет расширить репертуар собственных взглядов. [Лаврик О. В. Сравнительные исследования развития познавательной способности детей и родителей: Дисс.... канд. психол. наук. – М., 1997., стр. 82.]
Примеры изречений, предлагаемых для интерпретации:
"Недостаточно иметь хорошие мозги, главное научиться ими правильно пользоваться".
"Можно подвести лошадь к водопою, но заставить ее пить не сможет никто".
"Если ты хочешь навести порядок в собственной семье, ты должен сначала навести порядок в себе".
"Можно стоять на своей точке зрения, но нельзя на нее садиться".
"Крик, как плач младенца – просьба о помощи".
"Страх, та темная комната, где проявляются негативы".
"У каждого из нас такие дети, каких мы заслуживаем".
"Здоровая семья не та, в которой нет проблем, а та, в которой их решают".
"Если дела обстоят не так, как нам нравится, любите их такими какие они есть".
"Большинство наших ошибок не столь велики, как нам представляется".
"Не ограничивай ребенка своим собственным опытом, ибо он рожден в другие времена".
"Если ты не учишь вола пахать, пока он молод, будет сложно научить его когда, он вырастет".
"Тот, кто сидит в кустах, тот будет там забыт".
"Относись к чужому мнению так, как к прогнозу погоды, учитывай, но не более".
"Если ты даешь человеку рыбу, то накормишь его только один раз. Если научишь его ловить рыбу, он всегда сможет себя прокормить".
"Нельзя обидеть, можно обидеться".
"Каждый новый ответ вызывает новый вопрос".
"Психология – не инструкция по использованию пылесоса".
"Не усматривайте злого умысла в том, что можно объяснить глупостью".
"Я никому ничего не должен".
"Есть два способа преодолевать трудности: либо вы изменяете трудности, чтобы было легче с ними справиться, либо, справляясь с ними, изменяетесь сами".
"Кто криво сел на лошадь, тот так и поедет".
Таким образом, результаты исследования позволяют организовывать практическую работу с родителями учащихся, испытывающими трудности интеллектуального плана, могут быть полезны школьным практическим психологам и служить определенным вкладом в научно-методическое обеспечение психологической службы в системе народного образования.
0 коммент.:
Отправить комментарий