Эмоция – один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека (специфические субъективные переживания, ярко окрашивающие, то что человек ощущает, воображает, мыслит).
Эмоции выполняют функцию выражения субъективных отношений к объективным явлениям. При выражении эмоций речь будет идти о единстве психических и телесных процессов. Это проблема и для физиолога и для психолога: проблема соотношения психических и телесных составляющих эмоционального состояния.
Еще Дарвин заметил связь между эмоциями животного и человека (мимика и пантомимика), т.е. эмоция имеет поведенческие отражения. У человека появляется выражение эмоций в речи (речедвигательная активность).
Эмоция способна оказывать большое влияние на функциональное состояние различных психических механизмов.
эмоция лежит в основе форм реагирования:
а) выразительные движения;
б) эмоциональные действия;
в) высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях;
г) форма определенного отношения к окружающим.
Мимические выражения эмоций. Почему в эмоциональном состоянии специфически изменяется напряжение различных лицевых мышц?
Дарвин: мимическое выражения образовалось из полезных действий (раньше имело приспособительное значение). Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами. Отсюда следует, что определенные мимические реакции должны быть связаны с определенными эмоциями. Но экспериментально это подтвердить не удалось.
Рисунки (фотографии) мимических реакций. Мнения людей по различным мимическим реакциям разошлись (хотя большинство правильно отражало эмоцию).
Несмотря на расхождение в суждениях можно говорить о том, что испытуемые не называя правильной эмоции, все же называли очень близкую эмоцию (неожиданность – изумление). Мысль, что отдельные формы мимического выражения не являются качественно особыми и их можно представить в виде некоторого континуума, построив шкалу мимического выражения.
Шкала Шлосберга: основные категории:
1) любовь, радость, счастье;
2) удивление;
3) страдание, страх;
4) решимость, гнев;
5) отвращение;
6) презрение.
Шкала имеет круговую форму, чем больше расстояние между отдельными позициями, тем менее сходны соответствующие мимические выражения. Две координаты: удовольствие-неудовольствие (1-4); приятие-неприятие (2,5-5,5). Середина круга – нейтральность (0). Чем ближе к краю, тем интенсивней выражается эмоция.
Новая ось: сон-напряжение.
Первая ось – знак эмоции; вторая ось – готовность или закрытие рецепторов для принятия раздражения; третья ось – степень возбуждения.
Исследование подлинных эмоций. Как получить истинную эмоцию: Лэндис – жестокие эксперименты. На протяжении всего эксперимента человека фотографировали. Не было выделено мимики типичной для какой-либо эмоции (характерную для большинства людей).
Но было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях.
Тогда попросили изобразить некоторые эмоции. Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых. Когда они переживали подлинные эмоции.
Таким образом следует различать общепринятую мимику, как признанный способ выражения эмоций и спонтанное проявление эмоций (произвольная и непроизвольная мимика).
Гудинаф: 10-летняя слепоглухая девочка – мимические схемы всех видов по шкале Шлосберга (предположение о врожденности этих схем).
Три фактора формирования мимического выражения:
• врожденные видотипичные мимические схемы;
• приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю; индивидуальные эксперессивные особенности.
Пантомимика, речь. Движения актера – уровень точности оценок, такой же как и при определении эмоционального выражения лица.
Речь – эмоциональное состояние – возрастает сила голоса, изменяются высота и тембр.
Врожденные и приобретенные компоненты выражения эмоций голосом.
Врожденные: изменение силы голоса, дрожание голоса (возрастает усиление функциональных единиц, актуализированных к действию – усиление активации мышц, участвующих в голосовых реакциях).
Пантомимика – сильный неожиданный звук – вздрагивание.
Межкультурные различия в выражении эмоций. Есть универсальные выражения эмоций, а есть специфические.
Слезы – универсальный признак печали. Культурные нормы – когда, как, и как долго нужно плакать.
Смех – радость и удовольствие. Может – презрение. Китай – смех-гнев. Япония – улыбка – знак уважения в любой ситуации. Смех как норма культуры чтобы скрыть отрицательную эмоцию.
Радость – причинение себе боли.
Взаимозависимость эмоций и их выражение.
Эмоция – своя внешняя организация реакций. При очень сильных эмоциях – организация нарушается – сильные сокращения групп мышц, либо некоторые мышцы отказываются действовать.
Благодаря научению выражения эмоций становится организованным, а вместе с тем и относительно однородным у всех членов данной культуры. Выразительные движения – язык при помощи которого люди раскрывают друг другу свои позиции и отношения, переживания.
Использование языка эмоций: оценка чужой эмоции зависит от: собственного состояния наблюдателя; внушение; ситуация в которой идет оценка.
Физиологические показатели (изменение вегетативной системы).
Изменение типового привычного реагирования (той или иной активности организма: дыхание, сердцебиение, потоотделение и т.д.). любая активность либо блокирована, либо изменена.
КГР – ключевой признак эмоции (индикация эмоций). – это признак не только эмоции, но это составляющая часть ориентировочного рефлекса (т.е. она не специфична, мы не знаем какая эмоция переживается). Эта реакция – ответ на жизненно важный стимул.
Наенко, Овчиннокова:
1. мышечно-двигательные изменения в условиях напряжения: эмоциональное напряжение – нарушение моторики, выраженной в общей мышечной скованности, в треморе и нарушении координации движений. Увеличение электр. Активности мышц, выраженные в амплитудных и частотных изменениях потенциалов. Тремор пальцев рук.
2. Вегетативные показатели напряженности: частота сердечных сокращений (увеличение), дыхание. Учащение дыхательных движений. Сопровождается уменьшением глубины дыхания, а так же укорочение фазы выдоха относительно вдоха. Кровяное давление – повышение. Рост этого показателя не только в ситуации обнаружения и устрашения аварии, но и в период ожидания критических событий, при возникновении чувства тревоги, .повышенного внимания. КГР – показатель сенсорного и умственного возбуждения, внимание, настороженность и высокая активность любого происхождения (увеличение числа спонтанных колебаний и в падении сопротивления кожи).
ЭЭГ – увеличение амплитуды тета-ритма, увеличение высокочастотной активности.
3. Биохимические показатели эмоций. Резкие выбросы в кровь адреналина.
Наенко, Овчиннокова: выбросы с мочей аскорбиновой кислоты, увеличение лейкоцитов в крови, колебания содержания эозинофилов в крови.
7 июл. 2011 г.
Home »
» Выражение эмоций. Проблема их объективной индикации.
0 коммент.:
Отправить комментарий