22 февр. 2015 г.
Home »
» ПОНЯТИЕ УСЛУГИ В СФЕРЕ КУРОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ПОНЯТИЕ УСЛУГИ В СФЕРЕ КУРОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Сфера обслуживания представляет собой широкий и объемный институт. Данное понятие охватывает сферу производства как матери- альных, так и нематериальных благ. Такое разделение является эконо- мическим, однако, в силу окружения ранее ведомственными препона- ми, эта область стала доступна гражданско-правовому регулированию. Сфера обслуживания выражена в совокупности разнообразных отрас- лей хозяйствования, каждая из которых осуществляет свою деятель- ность с помощью предоставления определенных услуг, тем самым, удовлетворяя потребности граждан. Кабалкин отмечает, что если понятие сферы обслуживания ассоциируется с удовлетворением потребностей граждан, то область услуг охватывает более широкий круг общественных отношений. Разного уровня услуги охватывают собой широкое поле деятель- ности - от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества. Гостиницы и u3r.cz, туристические фирмы и санаторно-оздоровительные, медицинские учреждения относятся к сфере услуг. Практически все организации в той или иной форме оказывают услуги. Сфера услуг опережает производственную сферу по темпам роста и по появлению новых видов услуг, по ее приспособлению к потребностям рынка и потребителей. Наиболее часто услугу рассматривают с экономической и право- вой точек зрения. Каждая из них имеет свои особенности. В экономической науке преобладает мнение, согласно которому услуги выполняют любые функции, которые непосредственно связаны с удовлетворением потребностей членов общества, если соответст- вующая деятельность не направлена на производство каких-либо пред- метов. В правовом понимании услуги представляют собой действия, ре- зультаты которых неотделимы от самой деятельности и потребляются в процессе этой деятельности. В результате разных подходов в понимании услуги складываются две разные категории. Например, Шешенин Е.Д. в своей работе замечает, что нельзя проводить грань между сложившимся понятием услуг в экономической литературе и праве. Он объясняет это тем, что экономисты и юристы различают несколько видов услуг. А также он обращает внимание на то, что разграничение услуг и соответственно договоров является не противопоставлением данных договоров, а способом определения их юридической сущности с учетом характера регулируемых ими экономических отношений. Цель данного разграничения состоит в установлении правовой природы разнородных отношений по выполнению работ и оказанию услуг. Различия в экономическом содержании отношений по оказанию услуг и выполнению работ свидетельствуют о том, что правовое регулирование должно осуществляться отдельно. Кабалкин А.Ю. проводит грань между экономическими и юриди- ческими услугами. Следует согласиться с мнением Кабалкина А.Ю., т.к. рассматриваемые понятия услуг в экономическом и юридическом понятии являются различными. К.Маркс определял услугу следующим образом: «В тех случаях, когда деньги обмениваются на такой труд, этот труд покупается как услуга». К услугам порой относят все виды полезной деятельности, не создающей материальных ценностей. Основное качество, присущее услуге заключается в том, что она является исконно неосязаемой. Данное положение нашло отражение в Гражданском Кодексе. Общий признак, свойственный разного рода услугам выражен в том, что их предметом являются, как правило, соответствующие действия, а не их овеществленный результат: оказание медицинской помощи, проведе- ние консультаций и т.п. В результате такого свойства услуги, потре- битель не приобретает товар в вещественной форме. « В отличие от материальных товаров, услуги нельзя попробовать на вкус, на ощупь, их не увидишь и не услышишь до момента их непосредственного оказания». Однако следует отметить, что в рамках одного вида услуги, осуществление деятельности или действий может иметь материальный результат, а может и не иметь. Так, в рамках туристических услуг осуществляется экскурсионное обслуживание, обеспечивается транспортное обслуживание, предоставляется питание и проживание. Соглашаясь с мнением Ю.Романца, следует указать, что тезис об отсутствии результата, отделимого от услуги, однако, не означает, что оказание услуги вообще не может приводить к какому- либо результату, отделимому от процесса ее оказания. Указанная особенность услуги, предопределяет специфику правового регулирования данных обязательств. Договор возмездного оказания услуг в новом ГК РФ впервые включен в систему договорных обязательств. Ранее, ГК 1922, 1964 го- да, а также Основы гражданского законодательства 1961 и 1991 года такой договор не предусматривали. ГК РФ уделяет услугам как само- стоятельному объекту гражданского права значительное место. Воз- мездным началам оказания услуг посвящена глава 39 ГК. Правовое ре- гулирование возмездного оказания услуг помимо специальных норм главы 39 ГК осуществляется также общими нормами кодекса о подря- де, о бытовом подряде, если это не противоречит нормам названной главы или положениями договора об услуге (ст.783 ГК РФ). Нельзя не согласиться с мнением Брагинского М.И., который отмечает, что ин- ститут возмездного оказания услуг предназначен для регулирования тех правоотношений, которые, с одной стороны, не могут быть эффективно регламентированы подрядными нормами, а с другой - по своей значимости и индивидуализирующим их свойствам еще не достигли той степени, при которой оказывается необходимым выделение каждого из них в особый договорный тип. Особенности, отличающие договор возмездного оказания услуг от договора подряда послужили причиной для формирования само- стоятельного договорного института. Договор возмездного оказания услуг (так же как и договор под- ряда) относится к группе обязательств, направленных на выполнение работы. Общность направленности является основой для применения к возмездному оказанию услуг значительного количества норм, регули- рующих подряд (это прямо закреплено в ст. 783 ГК РФ). Ю.Романец высказывает мнение о том, что уяснение специфики услуг позволяет применять положения главы 39 ГК РФ только к тем обяза- тельствам, для регулирования которых они предназначены, не распро- страняя специальные нормы о возмездном оказании услуг на договоры, не имеющие соответствующей специфики. Здесь следует отметить, что Гражданский Кодекс регулирует совсем немногие проблемы возмездного оказания услуг (оплата услуг и условия одностороннего отказа от исполнения договора). Другие условия договора возмездного оказания услуг определяются в соответствии с правилами ГК о подряде, а по иным договорам о безвозмездных услугах - положениями этих договоров (перевозки, жилищно-коммунальных услуг и т.д.). По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные дейст- вия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст.799 ГК). Статья 779 в части 1 указывает перечень услуг, к которым применяются правила этой статьи. К ним относятся: услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и иных. Однако следует иметь в виду, что данный перечень не является исчерпывающим, так как могут появиться и иные услуги при условии, что они будут охватываться понятием услуги и не входить в содержание договоров, перечисленных в п.2 ст.779 ГК РФ. В силу многообразия услуг возникает необходимость их соответствующим образом систематизировать. Для такой систематизации необходимо выбрать подразделение, по возможности охватывающее все разнообразие услуг, опирающееся на критерий, в основу которого положено какое-то одно свойство, общее для всех видов обслуживания, но выступающее в разных обликах, которые составляют критерий раздела для отдельных групп. Г.В. Полунина предлагает тезис о том, что систематизация пре- следует цель создать ряд групп, которые с точки зрения принятых критериев оказались бы связаны между собой общими для данного комплекса чертами. Такая систематизация представляется полезной для самого понятия услуги. Необходимо отметить, что целый ряд ученых, таких как А.Ю. Кабалкин, Е.Д. Шешенин, В.Ястржембовский и многие другие занима- лись вопросами классификации и систематизации услуг. Все они пред- лагали разные критерии для разделения услуг. Одни в основе система- тизации видели «субъект» услуги, другие разделяли услуги по «объек- ту», третьи представляли, что критерием разделения может выступать «удовлетворяемая потребность» при оказании услуги. Однако можно предложить и такое разделение, в основу которого кладется оплата за оказанную услугу, а также целый ряд других оснований. На наш взгляд, рассматривая вопрос о систематизации услуг в сфере курортного обслуживания, целесообразно разделить услуги по критерию, в основу которого кладется оплата услуги. В результате чего появятся две основные группы данной правовой категории: а) Услуги, оказываемые потребителям без непосредственной оплаты. Стоимость этих услуг покрывается из фондов, принадлежащих определенному коллективу и создаваемых из средств его участников независимо от того, пользуются ли вообще они данными услугами или нет. б) Услуги, оплачиваемые их потребителями. Данная классификация услуг представляется наиболее удобной для сферы курортного обслуживания. Так как распределение путевок на санаторно-курортное обслуживание происходит за счет средств вне- бюджетного фонда социального страхования страхователям.
0 коммент.:
Отправить комментарий