2 нояб. 2012 г.

Оценочные характеристики концепта «труд» в песнях и сказках

Наш обзор работ по отечественной филологии и лингвокультурологии показывает, что фольклор является важным источником для ученых, изучающих, в частности, культурные концепты, особенности уклада жизни народа, его менталитет (см.: Арафалова, 2001, с. 5–6; Бертова, 1998., с. 12–14; Бобунова, 1998, с. 86–88; Верещагин, Костомаров, 1980, с. 5–8; Власова, 2001, с. 166–178; Евдокимова, 1993, с. 110–120; Казакевич, 2000, с. 322–328; Карасик, 2002, с. 41–42, с. 50–51; Клабукова, 2001, с. 24–25; Маслова, 2001, с. 131–143; Мечковская, 1996, с. 83–109; Панина, 1999, с. 77–80; Рождественский, 1996, с. 40–44; Селиванова, 2001, с. 36–38; Слышкин, 2000; Тимофеева, 1993, с. 103–110 и др.). Е.В. Бабаева справедливо утверждает: «Культурно-значимые признаки находят выражение в различных компонентах культуры. Одним из способов их существования выступает язык. Формы хранения и выражения культурно-языковых концептов разнообразны. Это, прежде всего, семантика лексических и фразеологических единиц, имплицитное и эксплицитное содержание универсальных высказываний авторского и фольклорного происхождения, фольклорные сюжеты и художественные произведения (Бабаева, 1997, с. 45. – Курсив наш. – Т.Г.). С.Г. Тер-Минасова считает, что особенности национального характера следует искать именно в фольклоре. Сопоставляя фольклор с художественной литературой, которые являются источниками лингвокультурологической информации, ученый приходит к выводу о предпочтительности первого из них. При этом С.Г. Тер-Минасова приводит следующие аргументы: «Фольклорные произведения анонимны, за ними не стоит индивидуальный автор, их автор - народ, это коллективное творчество» (Тер-Минасова, 2000, с. 144. – Курсив наш. – Т.Г.). «Хотя в произведениях устного народного творчества, – продолжает рассуждать исследователь, – стереотипны не только герои, персонажи, но и сюжеты, сам факт, что они представляют коллективное творчество народа, что они «обкатаны» в устных передачах из поколения в поколение, как морская галька, не имеющая первоначальных индивидуальных изгибов и зазубрин, и что поэтому они лишены субъективизма индивидуально-авторских произведений, – все это делает их наиболее надежным источником и хранилищем информации о характере народа» (Тер-Минасова, 2000, с. 147). Мы полностью разделяем это мнение. Данное обстоятельство обусловило выбор фольклора в качестве фактографического материала для лингвокультурологического анализа признака отношения к труду. Характеризуя фольклор как речевой жанр, Т.В. Зуева и Б.П. Кирдан указывают на его особенности. Он обладает такими чертами, как традиционность («Многократно повторяемые сказки, песни, былины, пословицы и другие произведения переходили из уст в уста, из поколения в поколение. Новое рождалось только на традиционной основе…»), синкретизм («Например, хоровая игра – комплекс нескольких художественных компонентов: слово, музыка, мимика, жест, танец. Все они могут существовать только вместе, как элементы целого – хоровода»), вариативность («Устная форма усвоения и передачи произведений делала их открытыми для изменений. Двух полностью одинаковых исполнителей одного и того же произведения не было … . Устные произведения имели подвижную, вариативную природу»), импровизация («Вариативность фольклора могла практически осуществляться благодаря импровизации. Исполнитель опирался на знание поэтического языка фольклора, отбирал готовые художественные компоненты, создавал их комбинации») (Зуева, Кирдан, 2002, с. 6– 12. – Курсив наш. – Т.Г.). В нашем исследовании, преследующем цель изучения признака отношения к труду в диахронической плоскости, в качестве материала мы использовали такой фольклорный жанр, как песни (Банин, 1971; Обрядовая поэзия, 1989; Песни русских рабочих, 1962; Русское народное поэтическое творчество, 1987; Русские народные песни, 1957; Народное творчество, 1948; Собрание … 1955; Частушки, 1987; Великие стройки коммунизма, 1952; Ленин, партия … 1981; Песенник-85, 1985; Пономаренко 1981; Славься, Отечество … 1952; С песней по жизни, 1985). Важное место в песенном жанре занимают трудовые песни. «В происхождении и развитии фольклора огромную роль играла трудовая деятельность. Во время трудовых процессов, требовавших постоянных ритмических усилий, уже в глубокой древности зародились трудовые песни. Такие песни особенно были важны при работе совместной. Песни содержали команды к одновременному действию. Их основным элементом был ритм, организовывавший процесс труда», – считают Т.В. Зуева и Б.П. Кирдан (Зуева, Кирдан, 2002, с. 60). В песенном народном жанре (частушки, трудовые песни, главным образом дореволюционного периода) предлагается четкая характеристика работы, труда крестьян и рабочих (проанализировано 98 примеров). К числу доминантных характеристик работы, труда, судя по анализу материала, можно отнести: 1. простой человек выполняет трудную, тяжелую работу (Не пора ли нам, братцы-ребятушки || Идти на работу || Нам на трудную работу (Собрание 1955, с. 283); Как приеду я домой || Пожалюсь маменьке родной: «Матушка родимая, Работа лошадиная!» (Русское народное творчество 1987, с. 14); Трудно, трудно нагибаться за черною торфиной || А труднее подыматься по ходам с корзиной (Русское народное творчество 1987, с. 20); Ты освети-ка, согрей || Красное солнышко || Во заводе том да работничков || Добрых молодцев-бездомничков || Ты им дай-ка, прибавь || Красное солнышко || Силу крепкую да крепешеньку (Народное творчество 1948, с. 44); Не гони ты, маменька, На лесозаготовочку, Не веселая работа — Рубить с корня елочку (Народное творчество 1948, с. 49); Леспромхозски денежки Да даром не достанутся — Во лесу на пёнушке Да силушки останутся (Народное творчество 1948, с. 50); Все на сплаве, все на сплаве, Все на сплаве, на лесу! Мое личико сгорело, Потеряло всю красу (Народное творчество 1948, с. 54); Акулина тетушка, Тяжела работушка. Всё покосы, нивушка, Болит моя спинушка (Народное творчество 1948, с. 55); Как по осени ломала Красную калинушку, Во полях снопы вязала — Надломила спинушку (Народное творчество 1948, с. 56); 2. невыносимые условия труда рабочих (Сипло гудок завывает || Властно рабочих зовет || Невский завод оживает || Крови и поту он ждет (Песни русских рабочих 1962, с. 98); Невский завод засыпает || Крови напившись людской (Песни русских рабочих 1962, с. 99); Одряхлела рука || Ноют грудь и бока || А пока в небе свет || Мне отдыха нет (Песни русских рабочих 1962, с. 89); Ох, ты милушка баска || Не ходи на прииска || Там тяжелая работушка || Немытые песка || Да немытые песка || Да одолит тебя тоска (Песни русских рабочих 1962, с. 84); Не завидуйте, подружки || Что на фабрику хожу || Вы с постелюшки встаете || А я с фабрики иду (Песни русских рабочих 1962, 77); Эх, ты маменька родима || Ты зачем меня родила? || Все забота да работа || До тяжелого до пота || Она сушит молодца || Эх, до самого конца (Песни русских рабочих 1962, с. 79); Рассчитай меня хозяин || Я иду домой || Твои высокие хоромы || Показались мне тюрьмой (Песни русских рабочих 1962, с. 87); Если бы родители || Были все как у людей || Не пошла бы я на фабрику || И за тысячу рублей (Песни русских рабочих 1962, с.88); Кто на приисках не бывает || Тот горя не знает || Мы на приисках побывали || Все горе узнали (Песни русских рабочих 1962, с. 90); Кайлы и лопаты || Канавы копати || Мы канавушку копали || Судьбу проклинали (Песни русских рабочих 1962, с.91); Золото добываем, себе могилу копаем || Золото моем, а сами голосом воем (Песни русских рабочих 1962, с.67); Мне не пьется, не глотается Фабричная вода: Куда бы мне скрыться От фабричного труда? (Песни русских рабочих 1962,с. 68); Ай, сухая рябина Ветки принавесила. Я от фабрики, девчонка, Голову повесила (Песни русских рабочих 1962, с.98); Разнесчастный тот народ, Кто на фабрике живет (Песни русских рабочих 1962, с.101); 3. вред здоровью (Ах ты молот, ковач || Я ли не был силач || А теперь не под стать || Мне с тобой работать (Песни русских рабочих 1962, с. 78); Со полуночи встает || На работу поспеет || На машине задремал || Праву ручку оторвал (Песни русских рабочих 1962, с. 76); Грудь расшиб себе два раза || У мартеновских печей || Я ослеп на оба глаза || Хоть бы голову с плечей (Песни русских рабочих 1962, с. 80); 4. труд сопряжен с риском для жизни (Мы на клетку становились || С белым светом распростились || Прощай, прощай, белый свет || Увидимся или нет? || Прощай, месяц и луна || Прощай, милая моя! || Клетка вихрем понеслась (Песни русских рабочих 1962, с. 65); Белорецкий наш завод || Перепортил весь народ || Кому палец, кому два || Кому по локоть рука (Песни русских рабочих 1962, с. 85); Шахтер в клеточку садится || С белым светом распростится || Прощай, солнце и луна || Прощай, дети и жена (Песни русских рабочих 1962, с. 62); 5. отсутствие возможности отдыхать, большой объем работы (В будни тяжко работаем || В праздник отдыха не знаем (Песни русских рабочих 1962, с. 99); 6. после выполненной работы можно отдохнуть (Уж вы жните, жните || Жните, не ленитесь || А обжавши нивку || Пейте, веселитесь (Русские народные песни 1957, с. 8); 7. призывы дружно работать (Вы, ребятушки, старайтесь…) (Русские народные песни 1957, с. 5); 8. неадекватная оплата труда (Хоть не нас секут батожьем || У нас спинушки болят || На работу посылают || Нам и денег не дают (Народное творчество 1948, с. 42); Шахтеру расчет придет || Хозяин, как липку, обдерет (Русские народные песни 1957, с. 9); Жала я с утра до ноченьки Пшеницу да овес, Только девке хлеба белого Поесть не удалось (Народное творчество 1948, с. 44); . 9. работа и наказание (Иной спьяну, иной сдуру || Так тебе отлудят шкуру || Что только держись || Там шутить не любят шутки || Там работали мы в сутки || По двадцать два часа (Дореволюционный фольклор 1936, с. 13); 10. особенности выполнения работы русским человеком (Англичанин-хитрец, чтоб работе помочь || Изобрел за машиной машину || А наш русский мужик, коль работать невмочь || Так затянет родную дубину); Умирая отец на дубовой скамье || Завещает любезному сыну || Лишь тупую покорность суровой судьбе || Да унылую песнь про дубину (Дореволюционный фольклор 1936, с. 16). Классификация материала, обнаруженного в русских песнях, частично совпадает с классификацией пословиц, поговорок и фразеологизмов. Так, общими для них семантическими группами являются следующие: 1. Следует сочетать работу и отдых; 2. Оплата выполненной работы неадекватна усилиям человека; 3. Работа сопряжена с трудностями, риском для здоровья и даже жизни; 4. Тяжелые условия труда. Обращает на себя внимание следующий факт: в проанализированных песнях в отличие от других жанров фольклора (пословиц и поговорок) работа, труд оцениваются человеком чаще отрицательно, чем положительно. Это явление мы объясняем тем, что в данном случае анализу были подвергнуты в основном старые, дореволюционные песни, в которых выражены протестные настроения народа, его недовольство своей судьбой, жизнью и, в частности, условиями труда. Анализ же песен советского периода (проанализировано 125 примеров) показывает, что в них, наоборот, всячески прославляются труд и работа советского человека. Труд делает человека счастливым, он создает блага для общества, поэтому следует работать много и старательно. Труд и свобода в СССР – родственные понятия, здесь, согласно песням, нет эксплуатации человека человеком. В песнях этого периода легко увидеть четко выраженную советскую идеологию. Советские трудовые песни мы можем классифицировать на следующие семантические группы: 1. Работа прославляет человека («Готовься к великой цели, А слава тебя найдет!» – Песня о тревожной молодости. Сл. Л. Ошанина // С песней по жизни, 1985, с. 9. – «Родина героев, Сердцем мы с тобою! Никогда, Страна труда, Твой подвиг не умрет»! (Сл. Л. Кондырева «Советская Россия» // Ленин, партия … 1981, с. 56. – «Идут года, а Павка вечно молод. Стоит в дозорах, варит с нами сталь, Горжусь тобою, рыцарь комсомола, Для миллионов ты примером стал». – Сл. А. Смирнова «Рыцарь комсомола. Песня о Павке Корчагине» // Пономаренко, 1981, с. 16. – «Цветет страна привольная, Октябрем рожденная, Правдой озаренная, Всюду обновленная Сталинским трудом». – Сл. С. Островского «Здравица Октябрю» // Славься …, 1952, с. 30. – «Поют гудки, веселым песням вторя, плывут суда, и мчатся поезда. И любо нам на суше и на море стоять на вахте мирного труда» (Сл. С. Васильева «Мы славим труд» // Славься …, 1952, с. 146. – «Не кочегары мы, не плотники». – Сл. В. Котова «Веселый марш монтажников» // С песней по жизни, 1985, с. 33. – «Держать его [небо] – махину – не мед со стороны. Напряжены их спины, колени сведены. Их тяжкая работа важней иных работ: Из них ослабни кто-то – и небо упадет». – Сл. Городницкого «Атланты» // С песней по жизни, 1985, с. 43). 2. Труд, работа создают блага для общества («Там, где люди борются с пургой, Встанет над тайгой наш город юный. Мы с тобой в Сибирь уедем жить, Вместе чудеса творить». – Юность верит в чудеса. Сл. Э. Иодского // С песней по жизни, 1985, с. 6. «Присядем, друзья, перед дальней дорогой, Пусть легким окажется путь!» – Перед дальней дорогой. Сл. В. Дыховичного // С песней по жизни, 1985, с. 14. «Любой в Учкудуке расскажет старик, Как город-красавец в пустыне возник, Как в синее море взметнулись дома, И как удивилась природа сама» – Сл. Ю. Энтина «Учкудук» // Песенник, 1985, с. 56. – «Надо! Надо! Надо нам, ребята, Жизнь красивую прожить. Надо что-то важное, ребята, В нашей жизни совершить!» – Сл. В. Харитонова «Веселый марш» // Песенник, 1985, с. 59. – «Знамена звенят величавым прибоем, Отчизна труда изобилья полна» – Сл. Л. Кондырева «Славу мудрой партии поем» // Ленин, партия … 1981, с. 27. – «А у нас на БАМе лето, то дожди, а то жара. Если песня не допета, Допевают трактора» – Сл. Г. Георгиева «Здравствуй, товарищ БАМ»! // Пономаренко, 1981, с. 13. – «С тобой ведем сквозь горы магистрали, В тайге возводим города». – Сл. А. Смирнова «Рыцарь комсомола. Песня о Павке Корчагине» // Пономаренко, 1981, с. 16. – «Вижу я колосья налитые, Хлеб стеной в родных полях встает. Кто растил те нивы золотые? Наш любимый Сталин и народ». Сл. О. Колычева «Песня о Сталине» // Славься …, 1952, с. 66. – «Век двадцатый, наши годы, это с будущим стыковка, Реки хлынули в турбины, Колосится целина». – Сл. Е. Долматовского «Комсомольская путевка» // Песенник, 1985, с. 31). 3. Работать надо много и хорошо («А мы работаем, пускай устали мы, Но от усталости никто не хмур. Под вечер солнышку мы скажем на небе – Не уходило б ты на перекур!» – Сл. В. Харитонова «Веселый марш» // Песенник, 1985, с. 59. – «За работу веселей, Сил, ребята, не жалей, Выше темп набирай, наступай, не сдавай – От друзей не отставай»! – Великие стройки коммунизма, 1952, с. 47. – «Взгляни, как молодеет все вокруг – Просторы улиц и полей раздолье. Во всем видна забота наших рук» – Сл. Е. Шевелевой «Песня о конституции» // Ленин, партия … 1981, с. 17. – «Дела хватит, только поспевай! Трудимся мы рук не покладая, Эх, расцветай ты, наш родной советский край, Родина святая»! (Сл. С. Васильева «Мы славим труд» // Славься …, 1952, с. 146. – «Родимый край мы с детства полюбили За шум лесов и тишину долин, За то, что в нашем поле на просторе Все выше рожь, все громче гул машин». – Сл. А. Пришельца «За что мы любим Родину свою» // Славься …, 1952, с. 189. – «Знанье берите трудом и борьбой». – Сл. Л. Ошанина «Гимн международного союза студентов» // С песней по жизни, 1985, с. 45). 4. Следует бороться за свободный труд и мир («Пусть дружные ряды растут. За свою судьбу Веди борьбу, За мир и за свободный труд»! – Сл. О. Фадеевой «За мир и за свободный труд» // Великие стройки коммунизма, 1952, с. 52. – «Своей рабочей собственной рукою неволи гнет мы свергли навсегда. И подняли над радостной землею высокий стяг свободного труда» (Сл. С. Васильева «Мы славим труд» // Славься …, 1952, с. 146. 5. В работе помогает песня («И рано на рассвете, и после трудной смены Веселые запевки в нашей комнате звучат». – Сл. М. Матусовского «Хорошие девчата» // С песней по жизни, 1985, с. 16). Оценочные характеристики исследуемого концепта в песенных текстах, разумеется, не раскрывают полностью всего богатства отношения к труду в русской лингвокультуре, но они показательны, поскольку песня играет особую роль в образовании прецедентной системы текстов. Песни советской эпохи исключительно интересны как факт культуры: наряду с сугубо официальными песнями, исполнявшимися в ритуальной обстановке (например, «Ленин – всегда живой»), были песни, которые можно было услышать в ситуации естественного непринужденного общения. Но концепты, которые являлись основой идеологии, находили выражение и в этих песнях, часто весьма напевных и обладавших глубоким смыслом (например, «С чего начинается Родина?»). Поэтому вряд ли можно утверждать, что в советскую эпоху отношение к труду в песнях было лишь внешне мажорным и не соответствовало мироощущению народа. В этом смысле важно подчеркнуть, что концепт «труд» в силу своей особой идеологической значимости в советское время органически сочетался со всеми важнейшими регулятивными идеологическими концептами – «труд» и «Родина», «труд» и «свобода», «труд» и «почет», и тем самым выстраивался ряд оценочных приоритетов, который находил выражение в прецедентных текстах, в частности в песнях. Отметим, что в постсоветский период песни о труде не слагаются и не поются. Этот концептуальный сдвиг требует своего изучения. Известно, что во время оккупации Франции нацисты попытались на концептуальном уровне произвести замену ценностей: вместо известной триады «свобода, равенство, братство» была сделана попытка внедрить триаду «семья, работа, родина». Такое «заземление» ценностей было знаковым идеологическим поступком, цель которого, как нам представляется, состояла в коренной перестройке ценностной системы общества. Утилитарная ценность труда в связке с важнейшими ценностями жизни противопоставляется фундаментальным ценностям демократии, имеющим моральную направленность. Утилитарные ценности, как известно, не сочетаются с их эстетической фиксацией: известен тезис о том, что девушка может петь о потерянной любви, но не о потерянном кошельке. В пост-советскую эпоху концепт «труд» осмысливается и переживается как утилитарный регулятив, и поэтому он вряд ли станет темой песенного искусства. Не менее важен для лингвокультуролога другой жанр фольклора – сказки. Они, как известно, неоднократно становились объектом исследования филологов. В настоящее время сказки активно изучаются этнолингвистами и лингвокультурологами (Васильева, 2002, с. 32–34; Казакевич, 1993, с. 7–8; Луннова, 1997, с. 15–16; Марданова, 2001, с. 29–30; Мясников, 1997, с. 16; Тимофеева, 1993, с. 103–109 и др.). Сказки относят к «позднему культурному явлению». Они заменили собой мифы. «Религиозно-магическое содержание обрядов и мифов эволюционировало в поэтическую форму сказок» (Зуева, Кирдан, 2002, с. 134). В сюжете любой сказки есть конфликт, вокруг которого выстраивается целая цепь действий. Этот конфликт всегда находит свое «утопическое разрешение». «Принцип антитезы нашел в сказках универсальное применение. Их персонажи контрастно распределяются по полюсам добра и зла, эстетическим выражением которых является прекрасное и безобразное», – замечают Т.В. Зуева и Б.П. Кирдан (Зуева, Кирдан, 2002, с. 135). Следовательно, мы можем заключить, что в сказках имеет место противопоставление разных персонажей, характеров, образа действий. Поскольку признак отношения к труду, так же как и любой другой признак, имеет свое противопоставление (в нашем случае это лень, безделье), мы решили проанализировать русские народные сказки с целью выявления в них оценочных характеристик труда, работы и лени, безделья. Признак отношения к труду и лени непосредственно выражен только в 7 сказках из изученных нами 197, опосредованно же, через характеристику результатов труда, в 115. Приведем некоторые примеры. В сказке «Зимовье зверей» персонажами выступают бык, баран, свинья, гусь и петух. Ее сюжет таков. На дворе зима, холод; звери в поиске тепла. Предложение быка построить избу было отклонено, поскольку все звери думали, что можно как-то пережить зиму и без избы. У них нет желания работать. Бык самостоятельно строит избу, в которой чувствует себя уютно. Баран, свинья, гусь и петух не могут выдержать сильных морозов и просятся к быку в избу. Он разрешает им перезимовать у себя. В этой сказе главный персонаж – бык – противопоставлен другим лесным зверям. Он не боится работы в отличие от барана, свиньи, гуся и петуха. Труд, таким образом, спасает быка и всех остальных от холода. Сюжет сказки «Завещание» следующий. Умирая, отец говорит сыну: – ты, мой сын, живи так: чтобы ты никому не кланялся, а тебе бы все кланялись, и калачи бы ел с медом! После смерти отца сын, унаследовавший триста рублей, нигде не работает два года, сидит на печи, никому не кланяется. На третий год прожил сын третью сотню и думает: «Что же это? Сотни у меня не прибавляются, а все убавляются»! Он обратился к дяде за советом. Дядя ему и сказал: «Эх, ты! Выезжай-ка ты раньше на пашню, никому и не будешь кланяться, а тебе все будут кланяться. А приезжай домой поздно, тебе калач-то будет казаться медом». Легко заметить, что в сказке прославляется человеческий (крестьянский) труд. Бездеятельность, лень же, таким образом, косвенно порицаются. Сходная мораль высказывается и сказке «Беззаботная жена». В ней речь идет о женщине-крестьянке, не любившей работу. Она сидела дома, кушала прянички и орешки. Кончилось все тем, что она оказалась в одной худой рубахе. Осуждение безделья четко выражено и в сказке «Лень да Отеть». «Лежали как-то Лень и Отеть под яблоней, беседовали о жизни. Жарко стало. Лень и говорит: «Отеть, сшевелимся от огня; как жар не будет доставать, будет только тепло доходить, мы и остановимся». Стала Лень шевелить себя, далеконько сшевелилась. Отеть говорит: «Лень, как тебе себя шевелить-то не лень?» Так, Отеть себя голодом и огнем извела. Стали люди учиться, хотя и с ленностью, а учиться. Стали работать уметь, хоть и с ленью, а работать. Меньше стали драку заводить из-за каждого куска, лоскутка. А как лень изживем – счастливо заживем». Здесь же дается такая образная характеристика лени: «Лень – она прилипчива: в ногах путается, руки связывает, а если голову обхватит – спать повалит». Отеть Лени еще ленивее была. В некоторых сказах речь идет косвенно о трудолюбии человека как о положительной характеристике. Так, например, в сказке «Глупый мужик» читаем: «Жил в одной деревне мужик с бабой. Всем мужик был хорош: и работящ и не ленив». Лень, безделье как противоположности труду и работе в сказках не имеют положительных характеристик. Вместе с тем, однако, они бывают сопряженными с чудом. Так, в хорошо известной сказке «По щучьему веленью» дурачок Емеля сидит на печи, ничего не делает. Однажды, поймав щуку, он получает возможность исполнять все свои желания. Здесь, вероятно, четко выражен такой национально окрашенный русский концепт, как «вера в чудо»: человек не прилагая особых усилий, достигает высокой цели, его мечта о безбедной жизни внезапно реализуется. В сказке «Семь Симеонов» речь идет о семи братьях. «Семь Симеонов – все молодец молодца лучше, а такие лентяи, неработицы – во всем свете поискать! Ничего не делали». Попав во двор к царю, они оказались ему полезны. Один из них (Сенька) женился на царевне, а остальные стали боярами. В этой сказке, как можно видеть, опять-таки выражен концепт чуда, удачи. Таким образом, изучение материала русских народных сказок показывает, что труд и работа положительно оцениваются в народе, в то время как лень, безделье, наоборот, имеют отрицательную характеристику.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.