2 нояб. 2012 г.

Логико-философский аспект

Для уяснения философского понимания лжи необходимо противопоста¬вить понятие лжи истине и заблуждению. Как бы ни определялась истина в той или иной концепции, ни одна из них не может отвлечься от классического опре¬деления истины, данного Аристотелем, как соответствия мысли действительнос¬ти (Чернякова, 1995: 14), т.е. совпадения отображения с отображаемым. Тради¬ции университетского образования предлагают следующие логические посту¬латы: 1) истина - одна для всех; 2) истина не дана сразу: ее приходится искать; 3) любое суждение является или истинным, или ложным - третьего не дано. Если первые два постулата не принято оспаривать, то подобного нельзя сказать о третьем. При непосредственном рассмотрении большинство суждений, игнорируя законы формальной логики, могут видоизменяться при изменении контекста и допускать множественность интерпретаций. Так, за пределами фор¬мальной логики не выполняется правило двойного отрицания, «опровержение лжи отнюдь не восстанавливает status quo» (Секацкий, 1995(б):3). А.К.Секацкий приводит в качестве иллюстрации пример из Марка Твена: журналист вынужден дать опровержение своему утверждению: «Половина законодательного собрания - воры и жулики». Куда бы не поставить здесь логическое отрицание, двусмыс¬ленность все равно останется (Секацкий, там же). Все сказанное заставляет отка¬заться от соблазна мыслить дихотомично «либо истинно, либо ложно». Необходимо оговориться, что вербальное утверждение не является ни ис¬тинным, ни ложным вне соотнесения с действительностью. А истинностная оценка применима лишь к вербальной констатации о некоем совершаемом дейст¬вии, либо к информации, посылаемой отправителем паралингвистически, но не к самому действию. Точно также как толкование истины через соответст¬вие предполагает истинность суждения, высказывания, но не объекта высказыва¬ния. Но как бы не толковалась истина: через соответствие (корреспондентская теория истины) или через тождество (философская традиция от Платона до Хай¬деггера), в соответствии с задачами настоящего исследования нас будет интере¬совать не истина как таковая, а все, что ведет к ее искажению. Поэтому следующим шагом будет выделение двух основных причин, ко¬торые ведут к искажению истины:1) заведомая ложь и 2) добросовестное заблуж¬дение. Искажение истины, вызванное заблуждением адресанта, является ненамеренным, а искажение истины, вызванное намерением отправителя речи обмануть адресата, является сознательным. Справедливости ради следует ска¬зать, что существуют и другие причины, лежащие в основе дезинформации (вызвавшие искажение истины), например, дезинформация как результат неадек¬ватно воспринятого сообщения из-за низкого интеллектуального уровня адре¬сата, различного рода коммуникативные помехи. На наш взгляд, все это может рассматриваться как частный случай добросовестного заблуждения. Таким обра¬зом, очевидным является различие между ложью и заблуждением по признаку намеренность/ненамеренность, а также по стадии реализации, ибо в коммуника¬тивном акте, представленном такими стадиями, как восприятие - сохранение информации - ее передача, заблуждение может возникнуть на любой из них, а ложь лишь на стадии реализации субъективно воспринятой действительности, т.е. на последней стадии передачи имеющейся информации адресату. При заблуж¬дении обманут сам субъект, при передаче информации субъект стано¬вится «агентом» лжи. Если обратиться к философским исследованиям лжи, то можно констати¬ровать, что всех мыслителей различных направлений и школ, на протяжении многих столетий обращавшихся к неисчезающим проблемам лжи/обмана, можно условно разделить на 2 противоположных лагеря в зависимости от их отноше¬ния к морально-нравственному аспекту обсуждаемого феномена. Одни - катего¬рично и непреклонно не приемлют ложь во всех ее разновидностях, требуя безо¬говорочной правдивости в любых ситуациях (Августин Блаженный, Кант, Фихте). Другие находят пользу в отдельных случаях лжи, частично оправдывая ее моральную сторону (Платон, Вольтер, Вольф, Шопенгауэр, Честерфилд, Дос¬тоевский, Бердяев, Соловьев). Вопросам этической стороны лжи будет посвящен следующий раздел.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.