2 нояб. 2012 г.
Home »
» Понятие электронной коммуникации
Понятие электронной коммуникации
Данная глава носит вспомогательный характер, предваряет основную часть исследования. В ней обозначены ключевые особенности электронной коммуникации, представлена ее жанровая специфика.
Прежде, чем обратиться к анализу основных психолингвистических характеристик электронной коммуникации, необходимо более подробно остановиться на теоретических и практических предпосылках выделения этого понятия.
В.Н. Агеев, говоря о развитии систем коммуникации в человеческом обществе, выделяет четыре основных периода (Агеев, 2002: 18-19):
1) В начале человеческой истории, в довербальный период, коммуникация между людьми осуществлялась при помощи простых звуков, мимики, жестов.
2) В течение следующего этапа доминирующее положение занимает устное общение.
3) С изобретением письма и книгопечатания человек вступает в продолжительный период господства письменной культуры.
4) В течение последних ста лет произошла еще одна коммуникативная революция, которая заставила человечество вновь обратиться к невербальным знаковым системам. Речь идет о распространении радио, кино, телевидения, а также компьютера и компьютерных сетей.
Следует отметить излишне категоричный характер данной позиции. Действительно, компьютер привносит в общение значительное количество принципиально новых невербальных средств передачи значений (пиктограммы, манипуляции с визуальными объектами), однако в целом позиция слова в коммуникации, опосредованной компьютером, остается весьма прочной.
Компьютер представляет собой продукт интеллектуального творчества, предназначенный для того, чтобы преодолеть человеческие ограничения в работе с информацией. Продолжительный период эволюции компьютера и всей сферы информационных технологий привел к парадоксальной ситуации. Компьютер начинает оказывать влияние на самые различные аспекты деятельности человека: преобразует сферу производства, трансформирует социальные структуры, видоизменяет взаимодействие людей друг с другом.
Развитие технологий приводит к идее объединения компьютеров в Сеть, что должно было служить чисто прагматическим целям. Как известно, идея рождения Всемирной компьютерной сети принадлежит Министерству обороны США, которое планировало создать надежное пространство обмена данными, способное пережить даже ядерный удар. В дальнейшем инициатива в развитии Интернета переходит в руки ученых. До настоящего времени американские университеты оказывали значительное влияние на современный облик Сети. Многие ценности академической науки, характеризующие атмосферу университетов, прочно вошли в ценностную систему пользователей Интернета. Среди них: тенденция рассматривать Интернет как место общения преимущественно интеллектуалов, как пространство обмена опытом между учеными, как бесплатную область.
Новый этап развития был связан с вторжением в научную сеть коммерческих компаний, возникновением «доткомов», распространением в Сети идей предпринимательства и материальной выгоды. Даже краткое изложение основных этапов развития Сети позволяет утверждать, что в результате сформировалось уникальное образование, часто определяемое как киберпространство.
Таким образом, с появлением Интернета есть основание говорить о коммуникации в Сети как об отдельном феномене, достойном самого пристального внимания ученых. На сегодняшний день общению, опосредованному компьютером, посвящено значительное количество исследований (Greller, Barnes, 1993; Jones, 1997; Jonsson, 1997; Zimmer, 1997; Lengel, Tomic, 2004; Галичкина, 2001; Кондрашов, 2004).
Среди отечественных лингвистов, основательный теоретический анализ места компьютерной коммуникации в системе общения предпринят в работе Е.Н. Галичкиной «Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций)». Автором выполнен фундаментальный анализ трактовки понятий «общение» и «дискурс», а также выделены конститутивные признаки компьютерного дискурса.
В данном исследовании будет сделана опора на следующие положения, представленные в работе Е.Н. Галичкиной:
1) Определения общения, предложенные в лингвистической научной литературе, позволяют говорить о нем как о процессе передачи чего-либо кому-либо; ключевой является идея обмена (Галичкина, 2001: 11).
2) Понятия «общение» и «коммуникация» могут использоваться взаимозаменительно (там же: 12).
3) Дискурс представляет собой сложное явление, которое предполагает несколько ракурсов рассмотрения. В коммуникативном аспекте дискурс предстает как вербальное общение; в структурно-семантическом - как фрагмент текста, превышающий уровень предложения; в структурно-стилистическом - как нетекстовая организация разговорной речи; в социально-прагматическом - как текст, погруженный в ситуацию общения (там же: 28).
4) Под компьютерным общением понимается коммуникативное действие, подразумевающее обмен информацией посредством компьютера (там же: 32).
В нашем исследовании используется понятие «электронная коммуникация», которое синонимично понятию «компьютерное общение (коммуникация)» в трактовке Е.Н. Галичкиной. Представляется, что использование термина «электронная коммуникация» будет более точным с точки зрения характеристики общения, осуществляемого посредством компьютера. «Электронное общение» содержит эксплицитное указание на электронный канал передачи информации. В то же время, «компьютерный дискурс», который в работе Е.Н. Галичкиной определяется как «общение в компьютерных сетях» (там же: 29), предполагает неоднозначную трактовку. Например, в исследовании немецких лингвистов А. Буша и З. Вихтера этим термином обозначается часть дискурса средств массовой информации, касающаяся вопросов информационных технологий (Busch, Wichter, 2000: 14). Акцент в этой трактовке смещен с компьютера как средства коммуникации на компьютер как предмет коммуникации.
В западной литературе существует устоявшийся термин - «коммуникация, опосредованная компьютером» (computer mediated communication). Представляется целесообразным использовать наряду с понятием «электронная коммуникация» также «интернет-общение». Оба понятия весьма близки, но не совпадают по своему объему. Интернет-общение ограничено исключительно взаимодействием коммуникантов в Интернете, а электронная коммуникация – шире, поскольку может включать в себя, например, общение в локальных сетях.
Е.Н.Галичкина выделяет также следующие конститутивные признаки компьютерного дискурса: 1) электронный сигнал как канал общения; 2) виртуальность; 3) дистантность, т.е. разделенность в пространстве и во времени; 4) опосредованность (осуществляется с помощью технического средства); 5) высокая степень проницаемости; 6) наличие гипертекста; 7) креолизованность компьютерных текстов; 8) по преимуществу статусное равноправие участников; 9) передача эмоций, мимики, чувств с помощью «смайликов»; 10) комбинация различных типов дискурса; 11) специфическая компьютерная этика (Галичкина, 2001: 73-74).
Следует присоединиться к мнению Е.Н. Галичкиной, которая считает электронный сигнал базовым признаком компьютерного общения. Вполне обоснованным представляются также утверждения исследовательницы о дистантности и опосредованном характере электронной коммуникации. Интернет действительно объединяет людей, удаленных друг от друга в пространственном и временном отношении. Взаимодействие между ними осуществляется через посредство целого ряда технических средств. Не вызывает возражений отмеченное использование гипертекста в электронной коммуникации, статусное равноправие участников и передача эмоций с помощью дополнительного набора знаков – эмотиконов (смайликов). Особую важность в контексте дальнейшего подробного рассмотрения особенностей электронной коммуникации имеет указание на полифоничный характер интернет-общения, которое сочетает в себе различные типы дискурса. Сочетание вербальной и невербальной информации (картинка, звуковой фрагмент), характеризующее креолизованный текст, также является типичным для некоторых жанров электронной коммуникации.
Трудно согласиться с Е.Н. Галичкиной в вопросе о высокой проницаемости интернет-общения. Она раскрывает данную особенность, говоря о том, что соучастником или участником общения в Сети может оказаться любой человек. С позиции современных тенденций развития Интернета это утверждение представляется слишком оптимистичным. В процесс коммуникации в Сети в настоящее время вовлечен небольшой процент населения Земли. Если в развитых странах этот показатель уже позволяет делать какие-либо выводы относительно влияния Интернета на общество в целом, то в ряде других стран число пользователей Сети незначительно. Интернет сильно уступает традиционным средствам массовой информации по силе своего воздействия и широте охвата аудитории. Скорее, с большой долей вероятности можно утверждать, что далеко не каждый человек может стать участником (соучастником) электронной коммуникации. Для этого он должен обладать соответствующими техническими средствами, знаниями и мировоззрением.
Представляется обоснованным расширить трактовку вопроса о специфической компьютерной этике. Речь идет не только об этических нормах: Интернет формирует особую систему ценностей, функционирующую в рамках киберкультуры. Эта система была сформирована англоязычными коммуникантами. В процессе распространения Сети она претерпевает изменения в результате взаимодействия с ценностными представлениями других народов.
Несмотря на некоторые замечания, выделенные Е.Н. Галичкиной особенности интернет-общения позволяют создать в целом адекватное представление об этой сфере коммуникации. Ценным дополнением к полученным исследовательницей результатам станут психолингвистические характеристики электронной коммуникации, представленные в данной главе.
0 коммент.:
Отправить комментарий