25 окт. 2012 г.

История развития и современное состояние социальной помощи инвалидам и лицам пожилого возраста.

Социальная работа в нашей стране как на¬правление и содержание деятельности определенной катего¬рии лиц в последние 10 лет стала привычным термином. Некоторыми исследователями приоритет в этой области от¬водится зарубежным странам. Между тем, России всегда бы¬ла присуща социальная поддержка нуждающихся в ней гра¬ждан. Известны указы Ивана Грозного, Петра I о помощи "сирым и убогим", которые пользовались кровом и пищей в монастырях и богадельнях. В послереволюционный период в России был узаконен патронаж психически больных, на¬ходящихся в семьях. История оказания маломобильному населению соци¬альной помощи в России тесно связана с деятельностью Российского Общества Красного Креста. Впервые оно воз¬никло в 1867 году как филантропическое Общество попече¬ния о раненых, больных воинах и военнопленных. В 1879 году оно было переименовано в Российское Общество Крас¬ного Креста (РОКК) и в своей деятельности руководствова¬лось принципами и Уставом Международного Красного Креста, согласно которым было призвано оказывать помощь раненым, больным и военнопленным вне зависимости от их гражданства или подданства, а также оказывать помощь ли¬цам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, эпи¬демий, голода и других событий. Общество было самостоятельной, не зависимой от госу¬дарства организацией и существовало на пожертвования на¬селения, которые поступали не только в виде денежных средств, но и в виде натуральных видов (одежда, продоволь¬ствие, белье и другие предметы первой необходимости). Общество объединяло 94 общины, в которых на обще¬ственных началах трудились 2780 сестер милосердия, зани¬малось подготовкой младшего медицинского персонала, оказывало правовую помощь раненым и военнопленным. Во время первой мировой войны широкое распространение по¬лучило новое направление деятельности Общества - бюро справок о военнопленных и отдел, информирующий населе¬ние о раненых, больных и воинах, пропавших без вести После Октябрьской революции в деятельности Красно¬го Креста произошли серьезные изменения. С 1918 года де¬ятельность РОКК определяется уже не международными принципами, а прежде всего политическими, классовыми задачами государства. Декретом от 6 января 1918 гола все имущество Красного Креста на территории России было объявлено государственной собственностью. С 1919 года, согласно Положения ВЦИК и СНК, РОКК был обязан со¬средоточить свою деятельность на " восстановлении здоро¬вья раненых бойцов Красной Армии", что предусматривало сугубо классовый подход. Это повлекло изоляцию РОКК от международного сообщества и превратило его в придаток государственной системы здравоохранения. Деятельность РОКК в военные и послевоенные годы свидетельствует о том, что медико-социальное обслужива¬ние носило, в основном, характер шефства над лицами, проживающими в домах-интернатах, домах для детей-сирот и пр. В отношении отдельных граждан (в основном, инва¬лидов войны 1 группы) это осуществлялось в виде предоста¬вления одноразовой материальной помощи, в приобретении путевок на санаторно-курортное лечение. Активная работа проводилась по содействию в усыновлении детей-сирот. Начиная с 1960 года при комитетах обществ Красного Креста было создано "Бюро медицинских сестер по обслу¬живанию больных на дому" в целях оказания помощи орга¬нам здравоохранения в медицинском обслуживании и уходе за одинокими престарелыми больными, которые нуждаются в постельном режиме, но не госпитализированы в лечебные учреждения. Для такой работы были организованы специ¬альные курсы, на которых медицинские сестры в течение 2-4 недель проходили специальную подготовку. К каждой районной поликлинике прикреплялось не менее двух патро¬нажных медицинских сестер Красного Креста. Оплата их труда производилась обществом Красного Креста, контроль да их работой осуществлялся старшей медицинской сестрой поликлиники. Задачами патронажных медицинских сестер являлось: выполнение назначений участковых врачей, наблюдение за состоянием здоровья больного, оказание помощи в умыва¬нии, приеме пищи, смене белья. Патронажные сестры ока¬зывали также социальные услуги: покупали лекарства, про¬дукты питания, приготавливали пищу, оплачивали коммунальные услуги и пр. Согласно нормативным документам, рабочий день патронажной медицинской сестры составлял 6,5 часов и за это время она была обязана обслужить 5-6 больных. Однако социально-бытовое обслуживание, осуществля¬емое санитарными активистами на общественных началах, развивалось слабо. В связи с этим в 1969 году была сделана попытка привлечения к этой работе учащихся медицинских училищ и студентов медицинских институтов, которая на какое-то время оказалась полезной. Потребность в надомном обслуживании постоянно рос¬ла, ежегодно увеличивалась численность патронажных ме¬дицинских сестер и, кроме того, в 1977 году было принято решение о выделении должностей руководителей групп пат¬ронажных медицинских сестер, в примерный перечень обя¬занностей которых включалось осуществление деловых кон¬тактов с соответствующими организациями по решению со¬циально-бытовых вопросов (доставка на дом продуктов, го¬рячих обедов, белья, пенсионные вопросы, устройство пре¬старелых в дома-интернаты, больницы и т.д.). Кроме того, руководители групп непосредственно обслуживали на дому четырех человек, а обязанности активистов Красного Креста были возложены на так называемых младших медицинских сестер, должности которых были введены в штат обществ Красного Креста. В этот период произошло важное событие в системе го¬сударственного социального обеспечения. В середине 70-х годов в порядке эксперимента впервые организуется надом¬ное обслуживание пенсионеров в ряде областей силами ра¬ботников домов-интернатов для престарелых и инвалидов Министерства социального обеспечения (в Свердловской, Ивановской, Куйбышевской областях, Северо-Осетинской АССР). Эта деятельность регламентировалась «Временным положением о порядке организации надомного обслужива¬ния пенсионеров домами-интернатами». С этою времени можно говорить о возникновении и развитии новой государственной формы социального обслу¬живания, а именно социально-бытового обслуживания не¬трудоспособных на дому. Для зачисления на надомное обслуживание требовался ряд документов, в том числе справка лечебного учреждения об отсутствии хронических психических заболеваний в ста¬дии выраженного дефекта или глубокой умственной отста¬лости; туберкулеза в открытой форме; хронического алкого¬лизма; венерических и инфекционных заболеваний, бактерионосительства. Дом-интернат, на который было возложено обслужива¬ние граждан на дому, должен был оказывать следующие ви¬ды услуг: • доставку продуктов по предварительно разработанно¬му набору один-два раза в неделю (при возможности могла быть организована доставка раз в день горячего обеда и полуфабрикатов на завтрак и ужин); • стирку и смену постельного белья не реже одного раза в 10 дней, для чего дом-интернат выделял на каждого обслуживаемого три комплекта белья; • уборку жилого помещения и мест общего пользования; • доставку медикаментов, оплату коммунальных услуг сдачу вещей в прачечную и химчистку, обувь - в ремонт. В Положении специально оговаривалось, что "меди¬цинское обслуживание граждан, принятых на надомное об¬служивание, производится лечебно-профилактическими уч¬реждениями в общеустановленном порядке". Кроме того, в Положении определялась дифференциа¬ция в оплате стоимости оказываемых услуг: лица получав¬шие пенсию до 50 руб., от оплаты освобождались полностью. Поскольку надомное обслуживание являлось несвойст¬венной домам-интернатам функцией, вызвавшей разного рода организационные трудности у этих учреждений, возни¬кла необходимость создания самостоятельной службы по оказанию социально-бытовой помощи нетрудоспособным гражданам со специальными структурными подразделения¬ми. Такими структурными подразделениями стали отделе¬ния социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособ¬ным гражданам, которые были организованы при районных отделах социального обеспечения. Их деятельность регла¬ментировалась "Временным положением об отделении со¬циальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам" . В положении оговаривалось, что помимо ставших уже традиционными видов социально-бытовой помощи соци¬альные работники должны были при необходимости оказы¬вать помощь в соблюдении личной гигиены, выполнять просьбы, связанные с почтовыми отправлениями, содейст¬вовать в получении необходимой медицинской помощи, принимать меры к погребению умерших одиноких пенсио¬неров. Услуги предоставлялись без взимания какой-либо пла¬ты. Положение предусматривало тесное взаимодействие с комитетами Красного Креста с целью организации шефства над одинокими пенсионерами, нуждающимися в медицин¬ском уходе. Социальный работник, входящий в штат отделения со¬циальной помощи, должен был обслуживать на дому 8-10 нетрудоспособных пенсионеров или одиноких инвалидов 1-2 группы. Отделения создавались при наличии не менее 50 нетрудоспособных, нуждающихся в надомном обслужива¬нии. В 1987 году новым нормативным актом были вне¬сены некоторые изменения в деятельность отделений соци¬альной помощи. В основном изменения касались вопросов организации отделений социальной помощи на дому. Более четко был определен контингент лиц, подлежащих надом¬ному обслуживанию, а также предусматривалось, что лица, получающие пенсию в максимальных размерах, вносят пла¬ту, составляющую 5 процентов пенсии. Зачисление на надомное обслуживание осуществлялось на основании личного заявления и заключения медицин¬ского учреждения о нуждаемости в таком обслуживании. Таким образом, сложилась ситуация, когда функции социального обслуживания нетрудоспособных на дому од¬новременно выполняли две организации: государственная — отделения социальной помощи, и в меньшей степени об¬щественная — служба милосердия Красного Креста. При этом во многом совпадали как виды оказываемых социаль¬ных услуг, так и круг лиц, которым эти услуги оказывались одновременно и государственной, и общественной органи¬зациями. Таким образом, исторически складывалось, что общест¬венные организации осуществляли те виды деятельности, которые государство в силу отсутствия экономических, ма¬териально-технических и организационных причин не име¬ло возможности выполнять. Об этом свидетельствует исто¬рия развития службы медико-социальной помощи нетрудо¬способным гражданам: в послевоенные годы, когда у госу¬дарства не было сил и средств для развития службы надом¬ного обслуживания, оно развивало систему домов-интерна¬тов для престарелых и инвалидов. В значительной степени развитие индивидуального надомного обслуживания сдер¬живалось порочными идеологическими установками, согла¬сно которым отдавалось предпочтение развитию коллектив¬ных форм предоставления социального обслуживания. Удо¬влетворение потребности населения в надомном обслужива¬нии частично взяло на себя общество Красного Креста. Безусловно, служба милосердия снимала остроту проб¬лемы, однако, не решала ее полностью. С годами в резуль¬тате увеличения абсолютного числа и относительной численности престарелых в обществе, потребность в социаль¬но-бытовой помощи этой категории граждан приобрела зна¬чительные масштабы: дома-интернаты не могут вместить всех нуждающихся; возрастает число нетрудоспособных, проживающих отдельно от своих родственников; демогра¬фические перспективы предполагают дальнейшее увеличе¬ние доли лиц старческого возраста в населении — все это обусловило решение задач социального обслуживания не¬трудоспособных на государственном уровне, создания госу¬дарственной системы, государственной службы, непосредст¬венно занятой предоставлением медико-социальных и быто¬вых услуг на дому. Социальная работа в России также основана на ряде нормативных актов, регламентирующих порядок работы, объем и виды услуг, нормативы штатов и времени по оказа¬нию услуг . Кроме того, в связи с обострением социально-экономической ситуации в стране, ухудшением материального положения малоимущих граждан был издан Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 1991 года "О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году", согласно которому были образованы республиканский и территориальные фонды социальной поддержки населения, определен порядок адресного напра¬вления гуманитарной помощи и создание территориальных служб срочной социальной помощи . В соответствии с данным Указом приказом Министра социальной защиты населения Российской Федерации от 04.02.1992 г. за № 21 было утверждено "Положение о тер¬риториальной службе срочной социальной помощи" . Этим документом определялось содержание работы данной службы, которая предназначалась для оказания безотлага¬тельных мер, направленных на временное поддержание жиз¬недеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке, путем предоставления им различных видов по¬мощи, включающей обеспечение питанием, медикаментами, одеждой, временным жильем и другими видами помощи. К лицам, могущим воспользоваться службой срочной социальной помощи, были отнесены: одинокие граждане, утратившие средства к существованию, одинокие инвалиды и престарелые, несовершеннолетние дети, оставшиеся без надзора и попечения родителей или лиц, их заменяющих, многодетные и неполные семьи и др. В России подготовлены проекты двух законов: "О соци¬альной защите инвалидов" и "О социальном обслуживании лиц пожилого возраста и инвалидов". С принятием этих за¬конов будет обеспечена законодательная база в отношении нетрудоспособных категорий населения. Таким образом, в каждой стране существует ряд норма¬тивных документов, согласно которым осуществляется со¬циальная помощь инвалидам и лицам пожилого возраста. В указанных документах излагаются льготы для пожилых лю¬дей и инвалидов при получении социальной поддержки, обозначены права пожилых граждан на получение этих льгот, указаны пути их реализации. Задача социальных ра¬ботников состоит в том, чтобы овладеть этой информацией, довести ее до сведения лиц, которых они обслуживают и ,. при необходимости помочь им воспользоваться теми льгота¬ми, которые им положены по закону. В известной степени, социальные работники должны освоить основы правовой, системы в отношении инвалидов и пожилых граждан. Таким образом, как показывает анализ развития соци¬альной помощи в России, социальную работу в современ¬ном ее понимании отождествляли с социальным обслужива¬нием пожилых людей и инвалидов, нуждающихся в поддер¬жке. Со временем выявились новые объекты деятельности работников социальной службы (семья, трудные подростки и др.), что отразилось не только на расширении круга задач социальной работы, но и на введении новых направлений. Теперь уже недостаточно, да и неправомерно говорить толь¬ко о социальном обслуживании тех или иных категорий на¬селения. Социальная работа вобрала в себя методы и прие¬мы, используемые психологами, психотерапевтами, педаго¬гами и другими специалистами, соприкасающимися с судь¬бами людей, их социальным положением, экономическим благосостоянием, морально-психологическим статусом. С теоретических позиций социальная работа может рассматриваться как проникновение в потребностную сферу человека (семьи, коллектива, общества и т.д.) и попытка ее удовлетворения. Между тем высказываются соображения о более широ¬ких задачах социальной работы по взаимодействию социального работника с окружающей средой. При этом соци¬альному работнику отводится роль способствовать расшире¬нию компетенции людей, а также развитию их способно¬стей в плане решения жизненных проблем; помогать людям получить доступ к ресурсам; побуждать организации внима¬тельно относиться к людям; способствовать взаимодействию между отдельными людьми и теми, кто их окружает; доби¬ваться взаимосвязи между организациями и учреждениями, оказывающими социальную помощь и поддержку; оказы¬вать влияние на социальную политику и политику в области окружающей среды.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.