18 июл. 2012 г.
Home »
» СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ
Содержание работы с ода¬ренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако общими требова¬ниями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие программы специфике школы как учебного учреждения, в случае отсутствия такой программы среди опублико¬ванных невидима корректировка существующих программ либо соз¬дание авторских программ. Содержание учебного ма¬териала должно настраивать учащихся на непрерывное обуче¬ние, процесс познания должен быть для таких детей самоцен¬ным. А главное, нужен постепен¬ный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к са¬мостоятельной работе, ориенти¬рующим на дальнейшее самосо¬вершенствование и самообразо¬вание, постепенное проявление той цели, для достижения кото¬рой они прилагают столько ду¬ховных, интеллектуальных и фи¬зических усилий.
Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по от¬дельным предметам в рамках ин¬дивидуальной программы обуче¬ния одаренного учащегося. В обучении одаренного учащегося может реализовываться стратегия ускорения (имеется в виду в пер¬вую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в об¬ласти избранного предмета.
Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обога¬щения (углубления). Одаренный учащийся должен получать до¬полнительный материал к тради¬ционным курсам, большие возможности
развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому про¬граммы по отдельным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкрет¬ной области и на развитие умст¬венных операций.
Методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически соче¬таться с методами и формами ра¬боты со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием.
Могут использоваться, в ча¬стности, тематические и проблем¬ные мини-курсы. «мозговые штурмы» во всех вариантах, роле¬вые тренинги, развитие исследова¬тельских умений и художествен¬ной активности в форме научно-практической работы пли творче¬ских зачетов и т.п.
Решая вопрос об организа¬ционных формах работы с ода¬ренными учащимися, следует при¬знать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Ода¬ренные учащиеся должны обу¬чаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовлен¬ными и способными школьниками. Это позволит создавать усло¬вия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и од¬новременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы. Однако при этом не исключается возможность соз¬дания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих задании или групп учащихся, работающих по особым методикам, корректирующим в случае необходимости погрешно¬сти в усвоении одаренными уча¬щимися материала отдельных учебных дисциплин.
Прежде всего методы и формы работы могут быть разде¬лены на урочные и внеурочные.
Основной формой организа¬ции учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнооб¬разием и направленностью на диф¬ференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творче¬ские задания, различные формы во¬влечения учащихся в самостоятель¬ную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах и при проведении лабораторных знаний в условиях деления класса на под¬группы при изучении профильных дисциплин.
Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы.
Среди форм и методов вне¬урочной работы широкими воз¬можностями выявления и разви¬тия одаренных учащихся облада¬ют различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллекту¬альный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкур¬сах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследова¬тельской работы учащихся.
Важным фактором, влияю¬щим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых ода¬ренности и способностей, является система внеклассной воспитатель¬ной работы в школе. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.
0 коммент.:
Отправить комментарий